Конспект урока по окр.миру 3 класс Тема: «Путешествие к А.С.Пушкину»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 19.04.19 ФИО учителя: Галеева Оксана Анатольевна
Школа: № 151 ФИ студента: Галеева Жанна
Класс: 3Д ФИО методист: Горячева Светлана Леонидовна
Кабинет: № 216
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Путешествие к А.С.Пушкину»
Цели деятельности учителя:
- формирование понятия «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С.Пушкина.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать предков и потомков великого поэта;
- уметь прослеживать связь поколений рода Пушкиных.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своей деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспектива», 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь.
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, можете присаживаться. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Приветствуют учителя. | Л: самоопределение |
II. Актуализация и мотивация Практический (упражнение-) Словесный (беседа) | 5 мин | - На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Мудрость старости». - Скажите, пожалуйста, с каким временем года у вас ассоциируется старость? Почему? - Как молодым следует относиться к советам мудрых старых людей? - Какие пословицы из текста «Мудрый учится у мудрого» вас заинтересовали больше всего? - А теперь откройте печатные тетради. Посмотрите на ваше чудо-дерево и скажите, какие качества, составляющие богатство души, вы записали? Есть дополнения? | Зима Прислушиваться к их советам. Отвечают на вопросы учителя. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи Словесный (беседа, фронтальный опрос) | 2 мин | - Послушайте стихотворные строки. Узнаете произведение? Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет – пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело… («Сказка о золотом петушке») Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде») - Кто автор этих сказок? - Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте А.С.Пушкине, о его предках и потомках. | Выполняют указания учителя. Слушают внимательно учителя. А.С.Пушкин | Р: целеполагание. Л:смыслообразование. ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Л: построение логической цепочки рассуждений. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации. |
V. «Открытие» нового знания Словесный (беседа) Практический (упражнение) Работа с книгой Словесный (учебный диалог) | 10 мин | - Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете? «Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно; Не уважать оной Есть постыдное малодушие» - Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. Перед вами родословное древо рода Пушкиных, составленное около века тому назад. - О чем может рассказать родословное древо? - Какие существуют способы составления родственных связей? - Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков. | Высказывают свое мнение. Родословное древо рассказывает историю семьи, рода за несколько десятилетий и даже столетий. «Восхождение к предкам», «Нисхождение к потомкам» | Л: построение логической цепочки рассуждений. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Динамическая пауза | 1 мин | - Ребята, мы много писали, давайте с вами немного отдохнем. Вставайте со своих мест и повторяйте движения. | Р.: саморегуляция | |
VI. Первичное закрепление Практический (упражнение) Словесный (беседа) Словесный (фронтальный опрос, беседа) Словесный (беседа) | 10 мин | - Откройте учебники на странице 84. Прочитайте первый абзац. - Назовите двух родоначальников пушкинского рода по отцовской линии: воин Ратмир и Гаврила Алексич. - Род А.С. Пушкина восходит к легендарному воину Радше. - Ученые до сих пор спорят, как звучало его полное имя – Ратмир, Ратибор, Ратислав или Вратислав. Но летописи указывают именно на него- родоначальника по линии отца. Гаврила Алексич – второй родоначальник по отцовской линии. Оба они служили у Александра Невского. - Кто такой Александр Невский? - О Гавриле Алексиче рассказано так: витязь на коне вскочил на палубу шведского судна, но был сброшен. Выскочив из воды, он вновь налетел на неприятеля, врезался в середину полка и поразил воеводу шведов. В этом сражении Гаврила Алексич уцелел. А погиб он в 1241 году. (Нестеренко Тамара) - А теперь прочитаем 2 абзац. - От какого предка произошла фамилия Пушкин? - Теперь читаем 3 абзац. -Кто начинает историю рода поэта по материнской линии? - Предком поэта по матери был Абрам Петрович Ганнибал. Восьмилетнего мальчика – принца одного африканского племени – похитили из Африки и в качестве заложника привезли в Константинополь. Российский посол выкупил ребенка и послал в подарок Петру Великому. Царь крестил его, назвал Абрамом, дал отчество по своему имени. Еще мальчиком Абрам, находясь при царе, принимал участие во многих сражениях. Когда ему исполнилось 18 лет, царь Петр отправил крестника во Францию учиться военному искусству. - Мы добрались до родителей А.С.Пушкина - Ниже следует чета А.С Пушкин и его жена Наталья Гончарова (рассказ учителя) - У четы Пушкиных было четверо детей. Старшая дочь Мария Александровна получила домашнее образование, была фрейлиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра 2. В 1860 году вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга, генерар-майора, управляющего императорскими конными заводами в Туле и Москве. Памятным событием в ее жизни осталась встреча с Львом Николаевичем Толстым. Ее внешний облик так поразил писателя, что ее черты он запечатлел в образе Анны Карениной. Старший сын Александр Александрович Пушкин – выпускник Петербургского Императорского Пажеского корпуса. Награжден золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость» и орденом Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом. За 35 лет военной службы Александр Александрович стал кавалером многих русских и трех иностранных орденов. Избрал профессиональную карьеру военного. - Младший сын Григорий Александрович Пушкин окончил Пажеский корпус. Вышел в отставку в чине подполковника, проживал с женой в Михайловском Псковской губернии. -Младшая дочь Наталья Александровна Пушкина получила домашнее образование. Современники называли ее «прекрасной дочерью прекрасной матери». По своему характеру и отчасти внешне Наталья Александровна очень походила на Пушкина. | Выполняют указания учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают внимательно учителя. Читает один ученик. От правнука Гаврилы Алексича Григория Александровича, которого прозвали Пушкой. Абрам Петрович Ганнибал Слушают внимательно учителя. Слушают внимательно учителя. | П: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Л: выбор оснований и критериев для классификации объектов. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. П: структурирование знаний. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Л: выбор оснований и критериев для классификации объектов. Л: анализ объектов с целью выделения признаков. П: структурирование знаний. |
VII. Включение в систему знаний Словесный (фронтальный опрос, беседа) Практический (работа в парах) | 10 мин | -Абрам Петрович Ганнибал – генерал, за верную службу, получил в награду от Императора земли в Псковской губернии, там в родовом имении Михайловском жил и творил А.С.Пушкин. Здесь же находится Святогорский монастырь. У обители этого монастыря на вершине Синичьего холма нашел покой первый поэт России. - У А.С.Пушкина и Н.Гончаровой было четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков, 45 праправнуков. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира. - А кто такие духовные потомки? - Это люди, которые любят и почитают творчество А.С.Пушкина. - Вы являетесь духовными потомками А.С.Пушкина? - Тогда прочитайте стихотворение А.С.Пушкина. Указом Президента Российской Федерации 6 июня в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России. -Перед вами родословное древо А.С.Пушкина в современном варианте. Но это не все древо, а лишь его часть. - Работа в парах. Найдите отца, мать А.С.Пушкина, его жену, детей, деда, брата и сестру. | Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют указания учителя. Выполняют работу в паре. | Л: анализ объектов с целью выделения признаков. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: структурирование знаний. П: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный (беседа, опрос) Практический (работа по учебнику) | 3 мин | - Сегодня мы с вами изучали историю рода Пушкиных. -Подумайте, а что люди этого рода передавали от поколения к поколению? - Являлось ли старшее поколение примером для потомков? - Можем ли мы утверждать, что род Пушкиных является примером «неразрывной связи поколений»? - Прочитаем и сравним наш вывод с выводом авторов учебника, стр. 87. - Спасибо за урок, урок окончен! | Внешнее сходство, величие души, служение Отечеству. Да Да Выполняют указания учителя. | Р: оценка. ПО: структурирование знаний. ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс
Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Путешествие по материкам»
Учебный предмет: окружающий мирКласс: 2Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета "Окружающий мир".Задачи урока:На основе работы с текс...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Как путешествует письмо?" 1 класс
Тема: «Как путешествует письмо?»Цели: Познакомить с работой почты; развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать доброжелательность.Планируемые результаты: учащиеся научатся ра...
Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Путешествие к А.С.Пушкину" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в космос".
Цели урока:1.Дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина; познакомить с устройством космического кора...