Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Путешествие к А.С.Пушкину" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, близости интересов.
- уметь характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своей деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник УМК «Перспектива», 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3r_23_ur_puteshestvie_k_a_s_pushkinui.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 19.04.19 ФИО учителя: Никитина М.Н.
Школа: № 1 ФИ студента: Першина А.Д.
Класс: 3б ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.
Кабинет: 27
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Путешествие к А.С. Пушкину»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, близости интересов.
- уметь характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своей деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник УМК «Перспектива», 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, карточки.
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке русского языка. Присаживайтесь. А сейчас проверь, дружок, - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. | Л: самоопределение | |
II. Актуализация и мотивация Словесный (беседа) | 4 мин | На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Мудрость старости». 1.Скажите, пожалуйста, с каким временем года у вас ассоциируется старость? Почему? 2. Как молодым следует относиться к советам мудрых старых людей? 3. Какие пословицы из текста «Мудрый учится у мудрого» вас заинтересовали больше всего? 4. А теперь откройте печатные тетради. Посмотрите на ваше чудо-дерево и скажите, какие качества, составляющие богатство души, вы записали? Есть дополнения? | (Зима) Прислушиваться Качества: | ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков ПЛ: синтез – составление целого из частей. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Словесный (беседа, фронтальный опрос) | 2 мин | - Прочитайте на доске («Как называется произведение?») стихотворные строки и назовите произведения. - А сейчас послушайте музыкальный отрывок и назовите произведение. (Римский- Корсаков «Полет шмеля»). - Что общего у прочитанных отрывков и прослушанной мелодии? - Догадались ли вы, какая будет тема нашего урока? - Правильно. - Сформулируйте цель. | Читают на доске отрывки из сказок А.С. Пушкина. 1 отрывок «Сказка о золотом Петушке» 2 отрывок «Сказка о золотой рыбке» Полет шмеля. «Сказка о царе Салтане…» Автор А.С. Пушкин. - Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте – А.С. Пушкине, о его предках и потомках. Познакомится с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина | Р: целеполагание. Л:смыслообразование. ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
IV. Открытие нового знания Словесный (беседа) Работа с правилом Словесный (беседа) | 7 мин | - Прочитайте высказывание А.С. Пушкина («Высказывание А.С. Пушкина»). Как вы его понимаете? - Александру Сергеевичу есть чем гордиться, ведь среди его предков были великие люди, заслужившие уважения многих людей. - У А.С. Пушкина есть стихотворение «Моя родословная». Оно наполнено подробным, бережным и полным любви и уважения рассказ о предках его славного рода. - Так что только на основании записей самого поэта можно составить родословное древо его семейства. Мы сейчас это и сделаем. А для начала вспомните, что такое родословное древо? - Давайте прочитаем определение на слайде. «Родословное древо». - Сегодня наша работа с учебником будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. - Сначала проследим предков А.С. Пушкина по линии отца. - О своих предках по отцу он пишет в 1830—31 гг.: «Мы ведем свой род от прусского выходца Ратмира или. Рачи (мужа честна, говорит летописец, т. е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского. - «А вот и слова самого А. С. Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей ( «Отрывок из стихотворения А.С, Пушкина «Моя родословная»») - Летописи позволяют проследить начало пушкинского рода от Гаврилы Алексича, тоже служившего Александру Невскому. - Давайте прочитаем, что говорится о предках Пушкина на страницах «Умного Совенка» (с.131) - Предки А. С. Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины»? - Правнук Гаврилы Алексича Григорий Александрович был прозван Пушкой. Почему Пушка? Точных сведений нет, но, скорее всего, он был военным и увлекался стрельбой из нового по тому времени оружия или у него характер был громогласный, взрывной. От его прозвища и произошла фамилия Пушкин. Отец Александра Сергеевича – Сергей Львович Пушкин был военным, дослужился до звания майора, а также он был и поэтом. Он писал стихи на французском языке. - Теперь проследим историю рода по линии матери – Надежды Осиповны Пушкиной (Ганнибал)). Давайте прочитаем информацию учебника. Найдем предков по линии матери на генеалогическом древе. | Нужно помнить о том, что совершали наши предки, быть им благодарными, потому что они многое делали для нас, их потомков. Они воспитали нас, дают то, что мы сейчас имеем. - Схема семейного рода и родственных связей. Читают определение со слайда. Родословное древо – это условная схема семейного рода и родственных связей в символическом виде дерева. | Р: саморегуляция. ПО: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО: структурирование знаний. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Работа в группах Практический (работа в учебнике) Самопроверка | 10 мин | - - Что вы знаете о Петре Первом? - давайте обратим внимание на слайд («Родители А.С. Пушкина») там можете увидеть портреты родителей Александра Сергеевича. - Как звали жену А.С. Пушкина? - У Александра Сергеевича и Надежды Осиповны было четверо детей. Откроем учебник на стр.85, рассмотрим их изображения и прочитаем, как их звали. - Ребята, рассмотрите в учебнике портреты предков и потомков А. С. Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты». Дети рассматривают изображения, решают, кто из потомков наиболее похож на поэта, похож ли сам А. С. Пушкин на своего прадеда или на мать. | Царь, основатель Санкт-Петербурга. - Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал) - Мария Александровна Пушкина, Александр Александрович, Григорий Александрович, Наталья Александровна. | ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПО: поиск и выделение необходимой информации. |
Динамическая пауза | 1 мин | Видеофрагмент | ||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический (работа в карточке) | 7 мин | Сейчас откроем рабочие тетради на стр. 56 и выполни задание 2, которое позволит нам соотнести не только изображение детей А.С. Пушкина, но и их возраст. - Кто прожил дольше? - Сейчас мы с вами отправимся в родовое имение Михайловское. Главными достопримечательностями Михайловского являются — дом поэта с музейной экспозицией, представляющей предполагаемые интерьеры времен Пушкина; домик няни Пушкина — Арины Родионовны, фруктовый сад и парк с декоративными прудами, мостиками и аллеями, наиболее известной из которых является аллея А. П. Керн. | Выполняют задание в рабочей тетради. - Мария Александровна Пушкина. | ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка. |
VII. Включение в систему знаний Работа в группах. | 10 мин | А сейчас мы так же посмотрим видеофрагмент, который покажет нам достопримечательности Святогорского монастыря. Вот мы с вами заочно и побывали в местах, где жил и работал А.С. Пушкин. - Александр Сергеевич много путешествовал. - Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев - Часто он бывал в Санкт-Петербурге. На Мойке, 12 находится музей-квартира А.С. Пушкина. Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12 посвящен последнему периоду жизни и творчества А. С. Пушкина. Музей располагается в старинном особняке, который в XIX веке принадлежал нескольким поколениям князей Волконских. В сентябре 1836 года Пушкин и его семья поселились в нижнем этаже этого дома в наемной квартире, состоящей из одиннадцати комнат. Здесь 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года Пушкин скончался. | ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный (беседа, опрос) | 3 мин | - Ребята, как вы думаете, почему все, кто знает и любит творчество Пушкина, могут считать себя его духовными потомками? Давайте прочитаем вывод, который обозначен в учебнике. -Закончить урок хотелось бы стихотворением А.С. Пушкина. Ещё дуют холодные ветры -Итак, ребята, скажите. -Какую цель мы ставили в начале урока? -Достигли ли мы этой цели? -Что новое для себя открыл каждый из вас? - «Я сегодня научился…», «Мне понравилось…», «Мне это обязательно пригодится….» - Спасибо за урок. | Познакомится с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С. Пушкина Да | Р: оценка. ПО: структурирование знаний. ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по окружающему миру на тему "Путешествие капельки" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Начальная школа XXI века...
Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Путешествие по Москве" 2 класс
Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представления об городе Москва; об его достопримечательностяхПланируемые результаты: Предметные:- Знать как...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта по окружающему миру на тему "Путешествие по Москве" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» - 2 класс
Тема урока «Путешествие по Москве» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествуем с археологами" УМК "Плешаков А.А. Окружающий мир" (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические...