Открытый урок по окружающему миру «В царстве грибов»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Саетгалиева Ильмира Фаниловна

На данном уроке ученики научатся сравнивать грибы и растения, определять части грибов,  классифицировать их на двен группы: съедобные и несъедобные, различать грибы- двойники. Так же узнают о правилах сбора грибов, познакомятся с грибами, занесенными в Красную книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx276.9 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: «В царстве грибов»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные:

- знать о наличии царства грибов;

- знать строение гриба;

- находить и перечислять части гриба;

- знать съедобные и несъедобные грибы;

- различать грибы-двойники;

- знать грибы, занесённые в Красную книгу.

Метапредметные:

- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;

- сравнивать свои выводы с текстом учебника;

- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

- проверять правильность выполнения задания; 

- формулировать правила сбора грибов;

- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;

- работать в паре;

- создавать модель гриба.

Личностные:

- осознавать значение грибов для леса;

- осознавать важность правильного сбора грибов;

- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их!

- Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки. (Звучат звуки леса)   Слайд Рис. Леса.

-Где оказались?

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).

- Молодцы!

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Посмотрите, какие царства живой природы вы видите? (слайд   )

                   

                     ЖИВАЯ ПРИРОДА

царство растений            царство животных  

- Проведем небольшой  Блиц- опрос.  Ответим на вопросы о царстве животных.

      - Наука о животных называется….. ..(зоология)

      - На сколько групп делят ученые – зоологи царство животных … (11)

       - Как называется группа, представители которых имеют мягкое тело. А у некоторых оно защищено раковиной …. (моллюски)

       - Кого можно отнести к иглокожим ………. (морские звезды, ежи. Лилии, огурцы)

       - Насекомые- это животные у которых …….( 6 ног)

       - С чем связано название группы Земноводные ….. (часть жизни проводят на суше, часть на воде)

       - Ящериц, змей, черепах. Крокодилов называют……. (рептилии)

       - Представители какой группы выкармливают своих детенышей молоком…. (млекопитающие или звери)

       - Как называют животных, которые питаются растительной пищей…. (растительноядные)

       - Кто такие всеядные……(животные, которые едят и растит. и животную пищу)

       - Почему хищников по другому называют «санитарами природы» ?

       - Назови какое слово пропущено «Яйцо- личинка- ……..- бабочка» (куколка)

       - В какое время года самки рыб, лягушек и жаб выметывают икру? (весной)

       - Как называются места где животные находятся под особой охраной?  (заповедники, национальные парки. Зоопарки)

       - Назовите причины исчезновения животных…. МОЛОДЦЫ!

3. Постановка темы и цели урока.

- Предлагаю вам сегодня на уроке побыть исследователями.

- Кто такие исследователи и чем они занимаются?

- Первое задание. Перед вам лежит мозаика,  собрав ее, узнайте, о чем будет наше исследование. Работайте в паре с соседом.

- Кто уже понял, о чем будет наше исследование.

- Какова тема сегодняшнего урока? Сегодня мы будем говорить и проводить исследование о грибах. Тема урока: «В царстве грибов».

- Какую цель поставим на уроке?

(Вспомнить, что мы уже знаем о грибах и познакомиться с новыми фактами)

4. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, скажите, а грибы - это что такое, овощи, фрукты или ягоды, а может животные? (мнения учеников)

- Я вижу, что вы не знаете точного ответа на этот вопрос. Проведите небольшое исследование. Для этого разделитесь на группы. Перед тем как приступить к работе, вспомним правила работы в группах.    ( правила, слайд)

группа4   группа2  группа3  группа1

- Ребята, какой же общий вывод можно сделать на основе всей собранной информации. К чему относятся грибы?      (Грибы - это особое царство живой природы.)

 

4. Работа над новым материалом.

- Вы правы, грибы – это особое царство живой природы. Давайте разберемся, чем же грибы все-таки отличаются от растений. Для этого нам надо посмотреть на листы, которые находятся пред вами. Подумайте и подпишите, обозначенные на рисунке части гриба.

hello_html_6ed50fa4

- Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Обратимся за помощью в учебник на страницу 112.

(возможно, некоторые напишут не «грибница», а «корни») Прочитайте, из каких частей состоит гриб.

-Дочитайте про себя текст на страницах 112-113 учебника.

- Ответьте на вопросы, ответ найдите в тексте.

-Чем же грибы отличаются от растений? (не могут сами производить для себя питательные вещества)

- Как же они тогда добывают питательные вещества? ( поглощают их из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных)

-Какую важную роль играют грибы?

(- способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя;

- нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли;

 - ими питаются животные)

А теперь мы с вами посмотрим на слайд. И узнаем, были ли вы внимательны при изучении статьи из учебника. Соедините стрелками верные утверждения. Если будет необходимо, то воспользуйтесь помощью учебника на страницах 112-113.

прил4

- Подведем итоги, что же получилось? (учитель задает вопросы)

Промежуточная рефлексия: (оценивание товарищей)

V. Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

Низко наклоняется,

Шляпу к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки —

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

Они все в корзину прыг!

Продолжение изучения темы.

- Мы с вами замечательно поработали.

– Поднимите руку, кто ходил в лес за грибами?

-Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» и испытаем свои силы.

 - Если затрудняетесь с отгадкой, откройте учебник на странице 114. Итак, загадки:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я ……………(подосиновик).

Не спорю, не белый

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

В красно-белой шляпке,

Расту в лесу, ребятки,

Поднимают люди ор:

- Гляньте, это ж ….. (мухомор).

Нет грибов дружней, чем эти –

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.  (Опята)

(на доску учитель вешает картинки с грибами)

- А теперь подскажите, какие еще грибы вы знаете?

- Молодцы, ребята! Но посмотрите, один из этих грибов лишний. Какой? (мухомор)  Почему?  (несъедобный)

-Значит, на какие 2 группы можно разделить грибы? ( съедобные и несъедобные) Самый ядовитый гриб Бледная поганка.

Работа с атласами определителями. Найдите в атласах информацию об 1 съедобном или несъедобном грибе. И интересными сведениями поделитесь с одноклассниками. (стр. 103)

- Работа в парах.  Продолжим наше исследование. Грибы мы собрали, а правильно ли это сделали? Давайте вспомним правила сбора грибов.  Прочитайте в учебнике правила сбора грибов на с. 115.

А теперь, разложите перед собой слова-подсказки. Внимательно прочитайте фразу на слайде и выберите подходящее дополнение, поднимите карточку вверх.  

  1. Собирай только те грибы, которые _______________. (хорошо знаешь)
  2. Когда ищешь грибы, _____________ в стороны листву и мох. Грибница может погибнуть. (не разрывай)
  3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего грибы ______________ . (срезать ножиком)
  4. Не надо брать _____________ грибы. В них может быть опасный яд. (старые)
  5. Нельзя собирать грибы возле ______________________. (дорог, заводов, в городских парках)

Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.

6. Проверка понимания изученного.

- Вот мы и подошли к концу нашего исследования. Проверьте свои силы и знания. Для этого вам необходимо выполнить тестовые задания. Найдите на партах Лист №3. Прочитайте вопросы и выделите кружочком правильный ответ.   (Работают на индивидуальных карточках.)

7. Рефлексия.

Тест

1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный    он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте

б) срезать и взять с собой,

в) спросить у друзей.                                                          

2. Назови самый ядовитый гриб:

а) желчный гриб

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок

3. Что не входит в строение гриба?                            

а) шляпка

б) ножка

в) корень.

4.С чем взаимосвязаны грибы?                                    

а) с человеком,

б) с деревьями

в) с животными

5.Найди лишний гриб:                                                  

а) подосиновик,                                                                

б) боровик,                                                                      

в) мухомор.  

 6.Чем грибы отличаются от растений?

А) своей формой

Б) не могут сами производить питательные вещества

В) не могут расти везде   

 7.  К чему относятся грибы?

А) к царству грибов

Б) к царству животных

В) к царству растений

                                                             

VIII. Подведение итогов урока

Оценивание.

-  Что нового вы узнали на уроке? Что для вас было интересно? Что вы запомнили? В чем затруднялись?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 112-116, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 116.

2.  Рабочая тетрадь: № 4 (с. 55).

3.  Творческое домашнее задание: нарисовать знаки, которые рассказывают о правилах сбора грибов или подготовить небольшой рассказ о любом грибе.

Дополнительный материал.

Что нужно делать при отравлении грибами?

 1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в       лаборатории.

Бледная поганка — своеобразный чемпион, самый ядовитый гриб на свете. Вероятно, и самый коварный. Дело не только в приятном грибном запахе и вкусе, но и в том, что съевший бледную поганку человек сначала чувствует себя хорошо. Проходит час, два, двенадцать часов, иногда — сутки после рокового обеда, а человек еще ничего не замечает. Наконец, появляются первые признаки отравления: головная боль, резь в животе, затем рвота и сильная слабость, но теперь спасать человека, как правило, уже поздно.  Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жарении. Поэтому единственный способ избежать отравления - уметь распознавать этот гриб.

Его отличительные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» у основания, белый цвет пластинок шляпки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "В царстве грибов"

Урок изучения нового материала...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов"

Технологическая карта урока по окружающему миру "В царстве грибов" 3 класс...

Урок по окружающему миру "В царстве грибов"

Урок по окружающему миру  "В царстве грибов"Тип урока: урок усвоения новых знаний.Вид урока: урок-путешествие.Цель: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой приро...

Открытый урок по окружающему миру "В царстве грибов"

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме "В царстве грибов"...

Открытый урок по окружающему миру "В царстве грибов"

Констпект открытого урока по окружающему миру...