Открытый урок по окружающему миру "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Констпект открытого урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_3_klasse_po_okruzhayushchemu_v_tsarstve_gribov_3_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В царстве грибов».
Цели урока:
- Сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
- Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, восприятие, умение слушать и слышать друг друга
- Совершенствовать мыслительные операции: (анализ, синтез, сопоставление, обобщение)
- Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе и осознание своей значимости в решении экологических проблем.
Планируемые результаты:
- Образовательные: ввести новые понятия, знать о наличии царства грибов, находить и перечислять части гриба, отличать съедобные от несъедобных грибов, знать наименование грибов, занесённых в Красную книгу;
- Развивающие: сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки, сравнивать свои выводы с текстом учебника, развивать познавательный интерес к окружающему миру,
расширять кругозор, развивать логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.
- Воспитательные: осознавать значение грибов для леса, осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Технические средства обучения, оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, аудио колонки, аудиозапись, муляжи грибов.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
1.Индивидуальные задания на карточках:
а) Дополни цепи питания.
б) Составь свои цепи питания (не менее 3-х)
2. Фронтальный опрос:
-Что называется природой?
-Какая бывает природа?
-Что относится к живой природе? К неживой природе? Приведите примеры, обоснуйте ответы.
-Какие два царства живой природы вам известны?
Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
-Догадайтесь, в путешествие по какому царству мы отправимся сегодня?
Звучит аудиозапись «Звуки леса» и стихотворение «Здравствуй, лес, дремучий лес!»
-А какое это царство, узнаете, отгадав загадку:
1.Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко –
Одноножкам в шляпках.
2.Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Ответ: Грибы.
– Кто может сказать о чём мы будем говорить на уроке?
– Правильно, сегодня мы будем говорить о царстве грибов!
-Почему учёные выделили грибы в особое царство? Вот на этот вопрос мы и найдём сегодня ответ на уроке.
Изучение нового материала. Актуализация знаний.
- Наши леса славятся грибами. А кто ходил с родителями ходил в лес за грибами?
-В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (учитель демонстрирует муляжи грибов)
-Что общего у грибов? Какие части? (Шляпка, ножка)
-Это видимая часть гриба.
-Что находится в земле? (грибница)
Работа по учебнику с.112.
Работа в рабочей тетради: выполнение зад. №1 с.54
Рассказ учителя с элементами беседы.
- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки (пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок и трубчатые – похожа на губку).
- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница)
- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела. Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Ученые насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.
- А вот это – грибы-карлики.
Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство.
-Посмотрите, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.
-Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике на с. 112
-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию перегноя.
-Можно ли грибы назвать санитарами леса?
-Как они «лечат» лес?
-Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы? (показ муляжей подберёзовика и подосиновика). Почему их так назвали?
-Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.
Работа по учебнику с.113
- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.
- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» .
-Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)
- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)
Физкультминутка «Грибы» (дети имитируют сбор грибов)
Мы шли-шли-шли,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашли.
Раз-грибок,
Два -грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперед)
Положили в кузовок.
- Дети, а что мы сейчас делали? (собирали грибы).
-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу?
-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)
и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для человека)
-А нужны ли несъедобные грибы? (Да, т. к. помогают дереву добывать питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых.)
Игра «Собери съедобные грибы»
- Сейчас мы еще раз будем собирать грибы! Мне нужно по одному человеку из ряда.
На полу грибы, у вас корзинки, и вы опытные грибники, пока звучит музыка, собирайте, но только внимательно.
- Считаем! Называя грибы: лисичка, подберезовик, красный гриб.
- Молодцы. Мухоморы никто не собрал?
- Какие несъедобные грибы вы знаете? (Мухомор, он ядовит только для человека, некоторым животным он приносит пользу).
- А как вы думаете, какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные). Дополняем схему. (Показываю карточку) какой вид работы у нас сейчас будет7
- А сейчас мы с вами разделимся на группы, я каждой группе дам конверт. В нем лежит иллюстрация гриба и план вашей работы. Каждой команде надо будет подготовить выступление. Сказать название гриба, описать его внешние признаки и указать: съедобен или несъедобен гриб. Выступает от группы один человек, ответы вы будете оценивать карточками (красного, желтого, зеленого цвета).
- Давайте узнаем, как же правильно собирать грибы.
Учебник с. 121 как собирать грибы 3 мин.
- А сейчас перейдем к последнему пункту нашего плана. Это интересные факты! Есть у нас Красная книга. Что в ней находится. Для чего она нужна? (в ней написаны растения и животные, которые на грани вымирания и их нужно беречь).
- Грибы тоже не исключения. Сейчас мы с вами познакомимся с ними. Презентация 5 мин.
Работа по учебнику с.115.
Обобщение изученного.
- Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
- Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно.
Итог урока. Рефлексия.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.
Домашнее задание.
1.Прочитать текст на с.112 – 117. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»
на с.116.
2.Выучить памятку о сборе грибов на с.115.
3.В книге «Великан на поляне…» на с.127 прочитать рассказ «Кому нужен мухомор?»
Список ресурсов, которые использовались:
- Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Бондаренко А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику Плешакова А.А.. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А.. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.- М.: Просвещение, 2010.
- Большая энциклопедия природы. Грибы.- М.: Мир книги, 2007.
Директор школы А.М.Дзабиева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему "В царстве грибов"
Открытый урок на тему "В царстве грибов"...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов", где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...
Открытый урок по теме: "В царстве грибов"
Познакомиться с Царством грибов;Узнать о строении грибов;Классифицировать грибы;Узнать о правилах сбора грибов;Узнать о грибах, занесенных в Красную книг....
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...
Открытый урок по теме: « В царстве грибов»
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОСУчебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительн...
Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"
Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...