Урок по окружающему миру "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру "В царстве грибов"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: совместная; индивидуальная; парная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по окружающему миру "В царстве грибов" | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» Ленинского района г. Саратова
Урок по теме «В царстве грибов»
Выполнила:
учитель начальных классов
Петрова И.А.
Тема: «В царстве грибов»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.
Образовательная: 1. Ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов.
2. Формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса.
3. Формировать умение распознавать съедобные и несъедобные грибы.
4. Ознакомить с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.
Развивающая: 1. Расширять и углублять природоведческие знания
учащихся.
2. Развивать наблюдательность, мышление, память, внимание.
3. Способствовать развитию связной речи.
4. Развивать умение делать выводы, обобщения.
Воспитательная: 1. Воспитывать экологическую культуру школьников.
2. Воспитывать у учеников бережное отношение к природе.
3. Воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: совместная; индивидуальная; парная.
Оборудование и дидактический материал: учебник «Окружающий мир», 3-й класс (1-4), 1-я часть (авт. А.А.Плешаков); рабочая тетрадь; микроскоп; Красная книга России; ИКТ (презентация); плакаты; муляжи грибов; таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и несъедобные грибы», таблица «Плесневые грибы»; две корзинки; картинки грибов; упаковка таблеток пенициллина; заплесневевшие продукты (хлеб), живые грибы.
I.Организационный момент.
Учитель читает стихотворение Сергея Викулова «Монолог Природы».
Я - Природа. Я - великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить-
в моей всё это власти!-
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь, ты сам - моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба.
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире - что ни год - твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка - вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш)-
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших - не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся - ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
II.Актуализация.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, чем великий мастер – Природа одарила всё человечество. Природа, мир, тайник Вселенной. Сегодня мы совершим наше путешествие в этот мир, чтобы раскрыть ещё один тайник. Мы совершим путешествие в лес. «Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес!» Что такое лес? Что вы о нём знаете?
Дети. Лес – это природное сообщество. Растения в нём располагаются ярусами. Высокие деревья, деревья пониже, кустарники, травы, мхи, грибы.
Учитель. Итак, мы отправляемся в лес на природу. Что такое природа?
Дети. Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.
Учитель. Какая бывает природа?
Дети. Живая и неживая.
Учитель. На какие царства можно разделить живую природу?
Дети. Царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий.
III. Знакомство с темой и целями урока.
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят.
Но грибы, что прячет лес-
Это чудо из чудес.
Учитель. Сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Мы отправляемся в лес.
(на доске плакат)
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Отправляясь в лес, мы должны хорошо представлять гриб. Почему грибы нельзя отнести к царству растений? Ведь они растут на земле, рождаются, умирают.
Дети. У грибов нет листьев, стебля, веток.
Учитель. Рассмотрим строение гриба.
(На доске таблица, на партах детей лежат живые грибы – шампиньоны, на столе учителя муляжи грибов)
«Надземная и подземная части. Надземная часть состоит из ножки и шляпки. А вместе ножка и шляпка имеют название «плодовое тело». Подземная часть называется «грибница». Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. А в свою очередь, она снабжает дерево влагой и минеральными веществами»
- Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, повторим их названия.
- Почему в нашем лесу две улицы?
Дети. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
(презентации детей)
Рассказы детей о съедобных грибах.
(Приложение № 1)
Учитель. Несъедобные грибы. Встреча со школьным врачом.
(Приложение № 2)
Физминутка.
Опёнок.
Влез опёнок на пенёк,
Простоял один денёк.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился.
V. Закрепление учебного материала.
- Игра «Собери грибы в лукошко».
Учитель. Какие правила сбора грибов вы знаете?
Дети с учителем выясняют наиболее верный способ сбора грибов. Двое детей собирают грибы в лукошки, а остальные дети разгадывают кроссворд.
(Приложение № 3)
VI. Применение знаний и умений, полученных на уроке.
Тест.
(Приложение № 4)
VII. Домашнее задание.
Учитель. Я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы.
Плесень. Этот вид грибов называется «плесневые». Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся (пенициллин). Вырастите дома плесневый гриб (хлеб, покрытый плесенью).
VIII. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились сегодня на уроке?
- На какие вопросы о царстве грибов вы хотите ещё получить ответы?
Приложение № 1
Белый гриб
Грибы эти известны всем, встречаются всюду. Растёт белый гриб в берёзовых рощах, сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку белые грибы растут редко, чаще группами. Окраска их шляпок бывает самой различной и зависит от того, в каком лесу растёт гриб: в сосновых – тёмно – коричневая, в еловых – бурая, а в лиственных – светлая. Ножка беловатая или светло – бурая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть плотная, белая, на изломе цвет не меняет, с приятным запахом.
Подберёзовик
Встречается он в берёзовых или смешанных с берёзой лесах, растёт одиночно и группами. Подберёзовики чаще попадаются на полянах и опушках, обочинах лесных дорог и пригорках. Шляпка у гриба выпуклая, серая, чаще серо – буроватая, иногда чёрная, белая или пятнистая. Ножка книзу утолщённая, белая, с продолговатыми чешуйками. Мякоть белая, на изломе цвет не меняет.
Подосиновик
Любит сырые тенистые высокоствольные осинки. Гриб растёт одиночно и группами. Спутать этот гриб с другими съедобными грибами нельзя, он не похож и ни на один из ядовитых. Ножка книзу утолщённая, белая, с продолговатыми белыми, коричневыми или чёрными чешуйками. Мякоть крепкая, белая, на изломе сначала розовеет, а потом синеет до черноты.
Лисичка
Гриб получил своё название за ярко – рыжую окраску. Растут лисички, как правило, в хвойных и лиственных лесах большими группами. Шляпки лисичек выпуклые, гладкие, с волнистым краем. Ножка сплошная, книзу тоньше, вверху переходит в шляпку. Мякоть желтовато – белая, плотная, с приятным запахом, почти никогда не бывает червивой.
Опёнок осенний
Гриб растёт почти по всей территории России. Растёт он большими группами на пнях, корнях и около стволов деревьев. Шляпка опёнка плоско – округлая, часто с бугорком посредине, желтовато – или серовато – бурая, с волокнистыми чешуйками, позднее исчезающими. Ножка тонкая, ровная, волокнистая. Мякоть беловатая, с приятным грибным запахом.
Приложение № 2
При всяком грибном отравлении (даже лёгком) необходимо немедленно вызвать врача или отвезти отравившегося в больницу. До прибытия врача больного следует уложить в постель. Нужно давать пить маленькими глотками солёную воду, лучше холодную. Рекомендуется давать холодный крепкий чай или кофе, а также мёд и молоко. Остатки грибов нужно оставить для исследования в лаборатории.
Приложение № 3
Кроссворд
п о г р у з д ь е в и н
л и с и ч к и н с е в о
о н е м у х о м о р и т
з а в о л н у ш к а л ю
а с о п я т а с н о в а
т е н а б о р о в и к о
п р ы ж и к а в о д е т
Приложение № 4
Тест
- Какая из частей гриба самая важная?
а) шляпка
б) ножка
в) грибница
2. Подчеркни съедобные грибы.
а) белый гриб
б) бледная поганка
в) желчный гриб
г) опёнок осенний
д) подосиновик
3. Подчеркни наиболее верный способ сбора грибов.
а) рвать
б) выкручивать из земли
в) срезать ножом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"
Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов", где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...
Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"
Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"...
Вводный анализ урока по окружающему миру: " Царство грибов", 3 класс
Вводный анализ...