Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по предмету Мир природы и человека для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka_1_kl.docx | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету Мир природы и человека
(1 класс)
Составитель: Т.Н. Шишкина
Южноуральский городской округ
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование
- Календарно-тематическое планирование
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 2017-2018 учебном году в начальном общем образовании реализуется
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (1 класс – реализация в пилотном режиме). Рабочая программа по предмету Мир природы и человека для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа по предмету Мир природы и человека составлена с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области и в соответствии с нормативными требованиями и рекомендациями федерального и регионального уровней:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 №26
- Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования. Письмо ГБУ ДПО ЧИППКРО от 13.02.2017 №106
5. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н.Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, JL Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 164 с.
6. Приказ МОиН РФ №581 от 20 июня 2017 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г №253. 7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 0-4 классы. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2011. Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Задачи учебного предмета: 1.Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных её элементах. 2.На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
3. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные. 4. Формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой родного края. 5.Формировать знания обучающихся о природе своего края. 6. Формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и речевой практики и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для обучения школьников. Его введение в учебный план по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием таких первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Курс «Мир природы и человека» в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами. Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
класс | 1 |
Учебный год | 2017-2018 |
предмет | Мир природы и человека |
Количество часов в неделю | 2 |
Количество часов в год | 72 |
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. 2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. 3.Человечество как многообразие народов, культур, религий. 4. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. 5.Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. 6. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. 7. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. 8. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать: 1. осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга; 2. формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; 3. развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; 4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; 5. формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края; 6. формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»; 7. формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на другой вариант образовательной программы.
Предметные результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; | правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; |
называть своё имя, фамилию, возраст, пол; | различать объекты живой и неживой природы; |
уметь называть и показывать органы чувств человека. | выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; |
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; | |
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение. |
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Сезонные изменения в природе. Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.Знакомства со временами года и их названиями.Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года. Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года.
Неживая природа. Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки.Деятельность человека в течение суток.Земля: песок, камни, глина.Солнце - источник тепла и света.Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года. Живая природа. Растения.Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения.Части растений.Наблюдения за жизнью растений в своей местности.Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни. Животные.Общие представления о мире животных, их разнообразии.Знакомство с животными своей местности. Человек.Пол, возраст, имя, фамилия.Внешний облик человека.Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.Первая помощь при порезах, ожогах кожи.Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.Органы чувств человека.Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п\п | тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Сезонные изменения в природе | 9 ч. | Выявление причин сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Знакомство с понятием «листопад». Учиться выбирать одежду по погоде. Учиться рассказывать о занятиях людей в разные времена года. |
1 | Неживая природа | 8 ч. | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Знакомство с понятием «сутки». Учиться рассказывать о занятиях людей в течении суток. Знакомиться со значением Солнца для планеты Земля; значением для растений. |
2 | Растения | 10 ч. | Учиться делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учиться различать эти части у разных растений. Знакомиться с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы Учиться различать семена разных растений и определять растения по семенам. Учиться называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи. Знакомиться со способами приспособления растений к разным условиям жизни. |
3 | Животные | 12 ч. | Знакомиться с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Учиться выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Знакомиться с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Знакомиться с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. Знакомиться с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках. Знакомиться с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках. Знакомиться со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. Знакомиться со способами приспособления животных к разным временам года. |
Человек | 18 ч. | Учиться различать людей по возрасту, полу. Знакомиться с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Знакомиться с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов. Формирование представления о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Формирование элементарных представлений о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Формирование элементарных представлений об органе обоняния и дыхания. Выяснение значения этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Формирование элементарных представлений об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. |
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемы Предметные | результаты Личностные | Деятельность учащихся | Мониторинг | |
| 1 четверть |
| 9 |
|
|
|
| |
1 | Неживая природа Инструктаж по Т.Б.Земля и Солнце. Экскурсия. |
| 4 1 | Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Наблюдения в природе. | Беседа | |
2 | День и ночь. |
| 1 |
|
| Работа с раздаточным материалом, ответы на вопросы. | Фронтальный опрос | |
3 | Сутки. Занятия людей в течение суток. |
| 1 |
|
| Работа с учебником. | Практическое занятие. | |
4 | Значение Солнца. Солнце и жизнь растений. |
| 1 |
|
| Работа с наглядным материалом. | Беседа | |
5 | Времена года Осень. Признаки осени. |
| 9 1 | Знать названия времен года, знать о явлениях и состояниях неживой природы в разные времена года, уметьсравнивать состояния погоды в разное время года | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Сбор природного материала, | Фронтальный опрос | |
6 | Занятия и одежда детей осенью. |
| 1 |
|
| Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам. | Практическое занятие | |
7 | Зима. Признаки зимы. |
| 1 |
|
| Работа с сюжетными картинками, работа с учебником | Беседа | |
8 | Одежда и занятия детей зимой. |
| 1 |
|
| Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы | Фронтальный опрос | |
9 | Повторение | 1 | отвечать на вопросы по изученным темам | Беседа | ||||
2 четверть | 14 | |||||||
1 | Инструктаж ТБ. Весна. Признаки весны. |
| 2 |
|
| наблюдать за сезонными изменениями в природе; отгадывать загадки. | Фронтальный опрос | |
2 | Одежда и занятия детей весной. |
| 2 |
|
| Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником. | Беседа | |
3 | Лето. Признаки лета. |
| 2 |
| 7 | Описание времени года по опорным картинкам; разучивание стихотворений о временах года. | Беседа | |
4 | Одежда и занятия детей летом. |
| 2 |
| 8 | Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы. | беседа | |
5 | Живая природа Растения Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. |
| 2 | Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья,кустарники, травы; знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок; знать о способах ухода за растениями жизненно необходимые условия. | 9 | Определение сходства и различия растений по графической схеме. | Фронтальный опрос | |
6 | Разнообразие цветов. Семена. |
| 1 |
| 10 | Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником. | Беседа | |
7 | Плоды растений. Овощи и фрукты. |
| 1 |
|
| Составление рассказа по картинке "Сбор урожая", работа с раздаточным материалом; работа с учебником. | Практическое занятие | |
8 | Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. |
| 1 |
|
|
| Фронтальный опрос | |
9 | Повторение пройденного | 1 | Отвечать на вопросы на пройденные темы. | Беседа | ||||
| 3 четверть |
| 18 |
|
|
|
| |
1 | Инструктаж по Т.Б. Приспособление растений к разным условиям жизни. |
| 2 |
|
|
|
| |
2 | Растения. (обобщающий урок) |
| 2 |
|
|
|
| |
3 | Животные. Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. |
| 14 2 | Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые; знать о образе жизни диких и домашних животных; называть домашних и диких животных , их детенышей, определять их признаки; знать какую пользуприносят домашние животные людям. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; | Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам. | Беседа | |
4 | Детёныши животных. |
| 2 |
|
| Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником | беседа | |
5 | Домашние животные. |
| 2 |
|
| Заучивание стихотворений о домашних животных; рассматривание картинок. | Фронтальный опрос | |
6 | Дикие животные. |
| 2 |
|
| Работа с трафаретами; заучивание стихотворений о диких животных. | Беседа | |
7 | Приспособление животных к различным условиям жизни. |
| 2 |
|
| Работа с учебником. | Беседа | |
8 | Приспособление животных к временам года. |
| 2 |
|
| Работа с учебником. | Беседа | |
9 | Животные.(обобщающий урок). |
| 2 |
|
| Работа с карточками. | беседа | |
| 4 четверть |
| 16 |
|
|
|
| |
1 | Человек Инструктаж по Т.Б. Человек. Части тела человека. |
| 1 | Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; правила поведения во время еды; значение глаз, уш, носа, рта для человека; правила красивой осанки. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку. | Беседа | |
2 | Гигиенические навыки. |
| 2 |
|
| Участие в беседе о правилах опрятности; просмотр мультфильма "Мойдодыр"; составление предложений по сюжетным картинкам. | Практическое занятие | |
3 | Лицо человека. |
| 2 |
|
| Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником. | Беседа | |
4 | Глаза. |
| 2 |
|
| Гимнастика для глаз; изучение правил бережного отношения к глазам. | Практическое занятие | |
5 | Уши. |
| 2 |
|
| Изучение правил, которые помогают сохранить слух и органы слуха; работа с учебником. | Фронтальный опрос | |
6 | Нос. |
| 2 |
|
| Эксперемент "Узнай запах" | Беседа | |
7 | Рот. |
| 2 |
|
| Изучение правил во время еды, правила гигиены за полостью рта. | Практическое занятие | |
8 | Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека. |
| 2 |
|
| Изучение правил гигиены по уходу за кожей; работа с учебником. | Фронтальный опрос | |
9 | Повторение пройденного | 1 | беседа |
9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект: учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение 2016г.; Методический комплект для учителя: предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.);муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии; карточки с заданием для индивидуальных работ; комплект заданий на развитие психических процессов; комплект "Загадки-отгадки». Учебно-практическое оборудование:таблицы, плакаты. Технические средства обучения – экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 доп класс вариант 8.3 для детей с РАС...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...