Учебное занятие по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру

Бондаренко Светлана Валентиновна

Урок - экскурсия

«В гости к осени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - экскурсия

«В гости к осени»

Цели урока:

• дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;

• расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень …

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

ΙΙ. Повторение изученного.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Обратите внимание на небо. Какое оно?

- Как греет солнце?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Когда вы выходили из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?

- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура - 50°, а в Арктике - 57°. Где теплее?

ΙΙΙ. Осенние изменения в неживой природе.

- Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода)

- Какие изменения произошли в природе осенью по сравнению с летом.

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди теплые, кратковременные, часто бывают грозы; осенью дожди холодные и затяжные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней почти нет, постоянно облачно и пасмурно.

- Итак, какие же изменения произошли в природе с приходом осени? (Похолодание, первые заморозки и появления инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег)

ΙV. Осенние изменения в жизни растений.

- Послушайте стихотворение И. Бунина. Наблюдая за осенним лесом, он был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

- С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

- Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам. Слышите шорох. А что же это? (Падают осенние листья)

- Да. Это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

- На всех ли деревьях одновременно начинается листопад?

- Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие не сбрасывают листву вовсе?

- Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

- Почему же хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

V. Игра «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, плоды, семена растений, шишки хвойных деревьев, а учащиеся отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист.

VΙ. Осенние изменения в жизни животных.

- Видели ли вы летом насекомых? Каких?

- Много ли их было летом?

- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени?

- Где они прячутся?

- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

- Чем еще питаются птицы?

- Так почему же птицы улетают на юг?

- Все ли птицы улетают осенью в теплые края?

- Какие птицы остаются и как они себя ведут?

VΙΙ. Игра «Отгадай животное»

- Угадайте, о каком звере идет речь?

- Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу. Жир -  это запас пищи на зиму.

                                                                        (Медведь)

- А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

                                                                        (Лиса)

- Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучки. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду с удовольствием сидеть в своей хатке и грызть кору и молодые ветки деревьев.

                                                                        (Бобер)

- Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.

                                                                        (Барсук)

- Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным – полно. И все – таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

                                                                        (Заяц)

VΙΙΙ. Итог урока

- О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

- Послушайте стихотворение Е. Благининой.

Если встанешь на заре –

Крыша в сером серебре…

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру –

Галки стынут на ветру…

Вьются над парами

Вслед за тракторами.

Разгуляется денек –

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь – на припеке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь –

Пахнет горькая полынь,

Тянет медом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь…

Осень все-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

КИМ поокружающему миру 3 класс

динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".

Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....