Учебное занятие по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Урок - экскурсия
«В гости к осени»
Цели урока:
• дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;
• расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Ход занятия.
Ι. Организационный момент
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень …
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
ΙΙ. Повторение изученного.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- Обратите внимание на небо. Какое оно?
- Как греет солнце?
- Расскажите о погоде сегодня.
- Когда вы выходили из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?
- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура - 50°, а в Арктике - 57°. Где теплее?
ΙΙΙ. Осенние изменения в неживой природе.
- Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода)
- Какие изменения произошли в природе осенью по сравнению с летом.
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди теплые, кратковременные, часто бывают грозы; осенью дожди холодные и затяжные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней почти нет, постоянно облачно и пасмурно.
- Итак, какие же изменения произошли в природе с приходом осени? (Похолодание, первые заморозки и появления инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег)
ΙV. Осенние изменения в жизни растений.
- Послушайте стихотворение И. Бунина. Наблюдая за осенним лесом, он был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
- С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
- Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам. Слышите шорох. А что же это? (Падают осенние листья)
- Да. Это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
- На всех ли деревьях одновременно начинается листопад?
- Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие не сбрасывают листву вовсе?
- Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
- Почему же хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
V. Игра «Отгадай растение».
Учитель показывает осенние листья, плоды, семена растений, шишки хвойных деревьев, а учащиеся отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист.
VΙ. Осенние изменения в жизни животных.
- Видели ли вы летом насекомых? Каких?
- Много ли их было летом?
- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени?
- Где они прячутся?
- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
- Чем еще питаются птицы?
- Так почему же птицы улетают на юг?
- Все ли птицы улетают осенью в теплые края?
- Какие птицы остаются и как они себя ведут?
VΙΙ. Игра «Отгадай животное»
- Угадайте, о каком звере идет речь?
- Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на зиму.
(Медведь)
- А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.
(Лиса)
- Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучки. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду с удовольствием сидеть в своей хатке и грызть кору и молодые ветки деревьев.
(Бобер)
- Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму.
(Барсук)
- Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным – полно. И все – таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
(Заяц)
VΙΙΙ. Итог урока
- О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
- Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?
- Послушайте стихотворение Е. Благининой.
Если встанешь на заре –
Крыша в сером серебре…
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Если выйдешь поутру –
Галки стынут на ветру…
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
Разгуляется денек –
В полдень сядешь на пенек,
Смотришь – на припеке
Прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь –
Пахнет горькая полынь,
Тянет медом, мятой
И травой примятой.
Только этому не верь…
Осень все-таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»
Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...
КИМ поокружающему миру 3 класс
динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»
Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС с УУД...
Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".
Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....