Кружковое мероприятие "Животные родного края" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

козлова софья рональдовна

Цель: Знакомство с животным миром (фауной) родного края.  Расширение знаний о разнообразии животных, условиях обитания, охране животных и среды их обитания.

Задачи:

Углубить знания детей  о разнообразии животных, условиях  их обитания и охране.

Развивать познавательную активность, творческие способности детей, речь, мышление, память.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx66.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

по курсу «Мой край родной»

Тема: « Животные нашего края» 1 класс

Цель: Знакомство с животным миром (фауной) родного края.  Расширение знаний о разнообразии животных, условиях обитания, охране животных и среды их обитания.

Задачи:

Углубить знания детей  о разнообразии животных, условиях  их обитания и охране.

Развивать познавательную активность, творческие способности детей, речь, мышление, память.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты

Предметные:

формировать представление детей о разнообразии  животного мира, расширить знания о разных группах животных,  познакомить с животными  Волгоградской  области.

Метапредметные :

Регулятивные: воспитывать умение работать в паре  и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы.
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета развивать познавательный интерес.

Личностные:

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития

творческих способностей.

Методы обучения:

Частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная,   в группах.

Средства обучения:

Мультимедийное  оборудование,  презентация; иллюстрации птиц, зверей; маски для детей с изображением  животных

Этап  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Прозвенел звонок весёлый!

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, выступать и рассуждать,

И друг другу помогать.

  - Я приглашаю вас совершить  путешествие в природу  по нашей области. 

- Как называется наша область, в которой мы живём?(Волгоградская обл. СЛАЙД №1)

Территория Волгоградской области в основном представлена зонами степей,(Слайд№2) полупустынь(Слайд №3), на которых встречаются островки небольших лесов( Слайд №4), раскинувшихся  возле водоёмов.

Мы отправляемся в путешествие,  чтобы встретится с некоторыми животными. А почему с некоторыми? Да потому что в  Волгоградской области  насчитывается  более 800 видов различных животных. Со всеми  встретиться мы с вами не успеем.

-А для чего мы будем встречаться  с животными?

Тема нашего занятия: «Животные Волгоградской области»(СЛАЙД № 5)

Посмотрите на слайд и  дайте  названия    животным  Волгоградской области, которые  вам знакомы.( Назвать одним словом каждую группу)(звери(С.№6), птицы(С.№7), рыбы(С.№8), пресмыкающиеся(С№9), насекомые(С.№10), земноводные(С.№11)

Приветствуют  гостей.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Чтобы узнать какие есть животные, как и где они живут.

Формулируют тему занятия.

Называют животных.


II. Изучение нового материала.

-А теперь приготовьтесь встречаться с животными.

-Всех животных, с которыми  произойдёт встреча, мы будем  распределять по своим домикам-  группам.

- Отгадайте загадку:

Не голос-  громкая труба.

Большая верхняя губа,

 На нём громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось.

Раз он сохатый-  значит-…. (Лось) (СЛАЙД № 12)

Выходит ученик (ЛОСЬ-                           )

РАССКАЗ о лосе

Лось большое лесное животное. У самцов огромные рога,  которые он сбрасывает ежегодно. А самки безрогие. Лося называют сохатым, потому что его рога похожи на инструмент-соху, которым раньше вспахивали землю. (СЛАЙД №12) Питается растениями. Лоси быстро бегают, хорошо плавают.

-В какой домик поселим лося ? (Звери, потому что тело покрыто шерстью и четыре ноги ( своих детёнышей вскармливают собственным молоком.)

- А чем любят лоси полакомиться, вы узнаете если переставите в слове «лось» буквы, так что бы получился продукт.( СЛАЙД №13, лось-соль)

- А каким лекарством лоси лечатся,  если заболеют?( СЛАЙД №14), мухомор)

- Отгадайте загадку:

По водной глади будто бы бежит,

Вздымая крылья, словно паруса,

Он тянет шею и вот-вот взлетит.

Воды хозяин-  рвётся в небо!(Лебедь. СЛАЙД №15)

РАССКАЗ о лебеде( Выходит ученик (ЛЕБЕДЬ- __________)        

Лебедь- самая большая водоплавающая птица. Оперение лебедя бывает белого, серого и чёрного цветов.( СЛАЙД №16, №17) Длина крыльев в размахе составляет около 2 метров. Ударом крыла может убить небольшого хищника. Лебеди могут развивать скорость в полёте до 80 км  в час. Питается водными растениями, насекомыми, мелкой рыбой.

 Эти птицы, когда найдут свою пару, очень привязываются к друг другу и живут вместе всю жизнь, заботясь друг о друге.

-В какой домик поселим лебедя? (Птицы, тело покрыто перьями, 2 ноги)

- Отгадайте загадку:

Это хищник,  но речной,

 И имеет рост большой.

 Любит в омуте он жить,

 И добычу сторожить. (Сом. СЛАЙД № 18)

РАССКАЗ о соме ( Выходит ученик (СОМ- __________)

Сом самый крупный речной хищник. Он умело шевелит огромными усами, которые похожи  на червячков.  Рыба  кидается за будто бы  червячками. А сом быстро втягивает рыбу  в себя вместе с водой.   Самый большой сом в мире весил  500 кг и имел длину -6 метров. Тело сома покрыто  слизью. В редких случаях,  может жить до 100 лет.  В мясе сома очень много витаминов.

-В какой домик поселим сома?(Рыбы)

- Отгадайте загадку:

Быстрая и юркая.

В змеевидной шкурке я.

А за хвост меня поймаешь,

 Сразу тут же потеряешь. (Ящерица. Слайд №19)

РАССКАЗ о ящерице ( Выходит ученик (Ящерица- __________)

Живёт ящерица и в степи, и в полупустынях, и в лесу.  Её тело покрыто  мелкими  роговыми чешуйками.  Ящерицы сбрасывают свой кожный покров и заменяют  на  новый, подходящий по размеру. Питаются ящерицы насекомыми, червями, пауками, улитками. От врагов они спасаются, жертвуя своим хвостом. Хищник  хватает ящерицу за хвост, а он легко отваливается.  Пройдёт несколько недель, и хвост отрастёт вновь.

-В какой домик поселим ящерицу? (Пресмыкающиеся, ползают по земле, как бы пресмыкаются или рептилии)

Отгадывают загадку

Рассказ о лосе

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе.

Солью.

Мухомором.

Отгадывают загадку

Рассказ о лебеде

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Отгадывают загадку

Рассказ о соме

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Отгадывают загадку

Рассказ о ящерице

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

        

III ФИЗМИНУТКА

- Отгадайте загадку:

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит- будет плохо. (Оса. СЛАЙД № 20)

РАССКАЗ о бумажной осе ( Выходит ученик (Оса- __________)

В нашем краю обитает несколько видов ос.  Я расскажу про осу бумажную.  Это всеядное, хищное насекомое. Питается мелкими насекомыми и их личинками. Осы бумажные   живут большими семьями в гнёздах. Свои гнёзда осы делают из бумаги, которую получают, пережёвывая кусочки древесины.  А  вот оса сколия гигантская-  очень крупное насекомое, но не опасное для людей. Живёт оса сколия семьями в земле.

-В какой домик поселим осу? (Насекомые)

- Отгадайте загадку:

Скачет зверушка.

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар,  и мушка. ( Лягушка. СЛАЙД №21)

РАССКАЗ о лягушке( Выходит ученик (Лягушка- __________)

Лягушки могут жить как в  воде  так и на суше. Питаются насекомыми. Лягушки не пьют воду.  Они  поглощают её через кожу. Зрение у неё очень удивительное. Она одновременно может смотреть вперёд, вниз, и в стороны. Во время сна глаза не закрывают. Лягушки покрыты слизью, которая содержит обеззараживающие вещества. Раньше в Древней Руси лягушку кидали в молоко, чтобы оно не скисло.

-В какой домик поселим лягушку? (Земноводные. Амфибии)

- Отгадайте загадку:

Ткач маленький и ловкий

Ткёт свои сети со сноровкой.

У него есть 8 ножек,

И поймать он муху может.(Паук. СЛАЙД № 22)

РАССКАЗ о пауке ( Выходит ученик (Паук - __________)

Многие пауков называют насекомыми, но пауки их далёкие родственники.

У пауков не 6 ног как у насекомых, а 8 ног,  на которых располагаются органы обоняния. Они  помогают отличать съедобное от несъедобного.  У них есть особые передние конечности с ядовитыми коготками.  Глаз у  пауков  обычно 8. Пауки  питаются насекомыми, а некоторые  и самими пауками. Если толщину паутинной нити увеличить до толщины карандаша, то такой паутиной можно остановить самолёт.

-В какой домик поселим паука? (Паукообразные)

Пора в нашем путешествии сделать остановку и немного размяться. ФИЗМИНУТКА

«Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться,
(Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть.
(Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут
(Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну, а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (
Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
то одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - 
(Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

Отгадывают загадку

Рассказ об осе

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Отгадывают загадку

Рассказ о лягушке

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Отгадывают загадку

Рассказ о пауке

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

IVИзучение нового материала.

IV Закрепление изученного материала.

V. Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, мы с вами делали звериную зарядку. О каких животных в физминутке  шла речь? Какое животное в Волгоградской области не обитает?

Ребята, мы продолжаем с вами путешествие. А чтобы нам было веселее, мы поиграем с вами в игру «Угадай по описанию»

  1. Эти зверьки очень трудолюбивые. Они умеют строить  плотину в водоёме, чтобы образовалась запруда. А затем в этом пруду сооружают себе домик- хатку. Причём своих  детёнышей им не надо обучать строительному делу. Они всё умеют с рождения. (СЛАЙД№23)

-В какой домик поселим бобра?

  1. Это животное обитает в речках, озёрах  и прудах. В природе существует 2 вида этих животных: серебряный и золотой. Очень капризное. Сегодня оно  ест белый хлеб, а завтра подавай –чёрный или вовсе червяков.( СЛАЙД №24)

-В какой домик поселим карася?

  1. Это крупный хищник. Окраска перьев тёмно-бурая,  клюв изогнутый, жёлтый, на конце чёрный. Питается зверьками, насекомыми, падалью. Гнёзда устраивает на деревьях. Занесено в Красную Книгу Волгоградской области. Его изображение  есть на гербе нашего государства. (СЛАЙД №25  )

 -В какой домик поселим орла?

  1. 4) Это небольшой жук. По цвету может быть красным, жёлтым и белым. С разным количеством  чёрных точек. Они выделяют жидкость оранжевого цвета, очень едкую. Поэтому этих жуков не едят ни  птицы, ни ящерицы, ни, даже пауки. А сами они хищники и питаются тлёй. (СЛАЙД №26  )

-В какой домик поселим божью коровку?

5) Бывают двух видов: обыкновенный ( чёрного цвета, с жёлтыми пятнами на голове) и водяной ( сероватый без жёлтых пятен). Тело длинное, похоже на шнурок.  При опасности  они способны притворятся  мёртвыми и издавать неприятный  запах. Они хищники. Питаются жабами, ящерицами, рыбой. Для человека они безопасны. ( СЛАЙД № 27    )

-В какой домик поселим ужа?

РЕБЯТА, а кто к нам прилетел?

 Показ слайда СОРОКА ( СЛАЙД №28 )

Кто к нам прилетел? В какой домик поселим?

Она принесла нам объявления. Но кто писал эти объявления не известно. Нам нужно  узнать  чьи они.

 Узнай по объявлению.

1. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)(СЛАЙД №29)

2. Помогите разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь.)

3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса.)

4. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось.)

6. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова.)

7. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица.)

8. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (Черепаха.)

Чьё объявление лишнее и почему?

Игра «Найди лишнее» (задание выполняется в парах)

1) Лось, лиса, слон, выхухоль, бобр.  

2)Карась, уж, судак, сом, щука.

3) Бабочка, муравей, пчела, паук, божья коровка.

4) Кабан, волк, суслик, заяц, медведь.

( Проверка  СЛАЙД №30 )

Наше путешествие подходит к концу. Вы сами, ребята, убедились, что

 животный мир нашего края  очень разнообразен.

Как вы думаете, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить животный мир нашего края?

- Каких животных Волгоградской области запомнили?

- Что показалось самым интересным и познавательным?

- О ком (о чём) бы ещё  хотели  узнать?

Зайцы, лисята,волчата, мишка.

Медведь.

Бобр

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Карась.

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Степной орёл

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Божья коровка

Уж

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Сорока

Прикрепляют табличку с названием на доску к определённой группе

Еж

Медведь

Лиса

Волк

Лось

Сова

Ящерица

Черепаха.

Медведя

1)Слон

2)Уж

3)Паук

4)Медведь

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАССКАЗ о лосе

Лось большое лесное животное. У самцов огромные рога,  которые он сбрасывает ежегодно. А самки безрогие. Лося называют сохатым, потому что его рога похожи на инструмент-соху, которым раньше вспахивали землю. (СЛАЙД №12) Питается растениями. Лоси быстро бегают, хорошо плавают.

РАССКАЗ о лебеде( Выходит ученик (ЛЕБЕДЬ- __________)        

Лебедь- самая большая водоплавающая птица. Оперение лебедя бывает белого, серого и чёрного цветов.( СЛАЙД №16, №17) Длина крыльев в размахе составляет около 2 метров. Ударом крыла может убить небольшого хищника. Лебеди могут развивать скорость в полёте до 80 км  в час. Питается водными растениями, насекомыми, мелкой рыбой.

 Эти птицы, когда найдут свою пару, очень привязываются к друг другу и живут вместе всю жизнь, заботясь друг о друге.

РАССКАЗ о соме ( Выходит ученик (СОМ- __________)

Сом самый крупный речной хищник. Он умело шевелит огромными усами, которые похожи  на червячков.  Рыба  кидается за будто бы  червячками. А сом быстро втягивает рыбу  в себя вместе с водой.   Самый большой сом в мире весил  500 кг и имел длину -6 метров. Тело сома покрыто мелкой чешуёй и слизью. В редких случаях,  может жить до 100 лет.  В мясе сома очень много витаминов.

РАССКАЗ о ящерице ( Выходит ученик (Ящерица- __________)

Живёт ящерица и в степи, и в полупустынях, и в лесу.  Её тело покрыто  мелкими  роговыми чешуйками.  Ящерицы сбрасывают свой кожный покров и заменяют  на  новый, подходящий по размеру. Питаются ящерицы насекомыми, червями, пауками, улитками. От врагов они спасаются, жертвуя своим хвостом. Хищник  хватает ящерицу за хвост, а он легко отваливается.  Пройдёт несколько недель, и хвост отрастёт вновь.

РАССКАЗ о бумажной осе ( Выходит ученик (Оса- __________)

В нашем краю обитает несколько видов ос.  Я расскажу про осу бумажную.  Это всеядное, хищное насекомое. Питается мелкими насекомыми и их личинками. Осы бумажные   живут большими семьями в гнёздах. Свои гнёзда осы делают из бумаги, которую получают, пережёвывая кусочки древесины.  А  вот оса сколия гигантская-  очень крупное насекомое, но не опасное для людей. Живёт оса сколия семьями в земле.

РАССКАЗ о лягушке( Выходит ученик (Лягушка- __________)

Лягушки могут жить как в  воде  так и на суше. Питаются насекомыми. Лягушки не пьют воду.  Они  поглощают её через кожу. Зрение у неё очень удивительное. Она одновременно может смотреть вперёд, вниз, и в стороны. Во время сна глаза не закрывают. Лягушки покрыты слизью, которая содержит обеззараживающие вещества. Раньше в Древней Руси лягушку кидали в молоко, чтобы оно не скисло.

РАССКАЗ о пауке ( Выходит ученик (Паук - __________)

Многие пауков называют насекомыми, но пауки их далёкие родственники.

У пауков не 6 ног как у насекомых, а 8 ног,  на которых располагаются органы обоняния. Они  помогают отличать съедобное от несъедобного.  У них есть особые передние конечности с ядовитыми коготками.  Глаз у  пауков  обычно 8. Пауки  питаются насекомыми, а некоторые  и самими пауками. Если толщину паутинной нити увеличить до толщины карандаша, то такой паутиной можно остановить самолёт.

Найди лишнее животное и подчеркни название.

1) Лось, лиса, слон, выхухоль, бобр.  

2) Карась, уж, судак, сом, щука.

3) Бабочка, муравей, пчела, паук, божья коровка.

4) Кабан, волк, суслик, заяц, медведь

Найди лишнее животное и подчеркни название.

1) Лось, лиса, слон, выхухоль, бобр.  

2) Карась, уж, судак, сом, щука.

3) Бабочка, муравей, пчела, паук, божья коровка.

4) Кабан, волк, суслик, заяц, медведь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в 1 классе

Планирование кружковой работы в 1 классе, работающих по стандартам второго поколения....

"Смотрю на мир глазами художника"(Кружковая работа во 2 классе)

Календарно-тематическое планирование во 2 классе по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению" Смотрю на мир глазами художника"....

Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...

Изложение с элементами сочинения "Родничок" (4 класс)

Представлен конспеку урока изложения с элементами сочинения "Родничок" 4 класс система Л.В. Занкова...

Статья "ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС - КРУЖКОВАЯ РАБОТА В МЛАДШИХ КЛАССАХ".

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); text-align: left; }P.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Deja...

Кружковое занятие во 2 классе "Решение олимпиадных задач и заданий".

В презентации подобраны многие варианты олимпиадных заданий. Выполнение их вырабатывает некоторый алгоритм, помогающий в решении олимпиадных задач....

Открытое кружковое занятие в 1 классе: «Путешествие в страну АБВГДейка».

Открытое кружковое занятие в 1 классе: «Путешествие в страну АБВГДейка». Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и закреплению  знаний о звуках...