Использование различных спсобов анализа организации,передачи и интерпретации информации и при подготовке ВПР по окр.мир
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс)
Материалы были представлены на ГМО учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Инна Леонидовна Смазнова. Я работаю учителем начальных классов в пятой гимназии.
В прошлом учебном году у меня был выпускной класс. Мы, как и все четвероклассники, писали всероссийские проверочные работы. После написания работ каждым учителем был проведен глубокий анализ. Я не исключение. Сегодня я проанализирую и расскажу о трудностях, которые возникли у моих ребят при написании ВПР по окружающему миру, а именно о задании номер 6.
СЛАЙД 2. Шестое задание связано с элементарными способами изучения природы - его основой является описание реального эксперимента, проверяет умение вычленять из текста информацию, сравнивать описанные в тексте объекты, делать вывод на основе проведенного опыта.
СЛАЙД 3. Задание состояло из трёх частей. В первой части задания был описан проведённый опыт. Необходимо было правильно определить условия, благодаря которым стало возможным проведение данного опыта.
Во второй части задания требовалось сформулировать вывод на основе проведённого опыта. Некоторые ребята не сумели грамотно изложить свои мысли, другие писали не то, что требовалось.
Третий блок задания требовал описать опыт. Ошибка некоторых учащихся состояла в том, что в качестве ответа они переписывали тот текст, который был дан изначально. Некоторые не смогли определить правильно условия, при которых получится провести требуемый опыт.
СЛАЙД 4. Обобщив, пока еще небольшой опыт по подготовке к ВПР по окружающему миру, я пришла к выводу, что мне, как учителю, необходимо так организовать обучение учащихся на протяжении 4 лет, чтобы отработать все планируемые результаты по предмету и предоставить возможность учащимся овладеть стратегией выполнения всероссийских проверочных работ.
А именно, увеличить доли практико-ориентированных заданий как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Например, один- два урока в четверти могут быть посвящены проведению и анализу опытов с природными материалами. Это позволит актуализировать знания и умения обучающихся и успешно подготовиться к ВПР.
В каждой теме можно найти ключевые моменты, без знания которых объяснить соответствующие явления природы невозможно. Целесообразно эти ключевые моменты выделить, как проблемы, которые можно решать в ходе проведения микроисследований.
Что я уже и использовала со своими нынешними первоклассниками. При изучении темы «Живая и неживая природа» я предложила ребятам провести эксперимент «Бегущая радуга». Внимание на экран.
СЛАЙД 5. Видеоролик.
СЛАЙД 6. Это только первые шаги. Первый класс – это этап пропедевтики, где ребята знакомятся что такое наблюдение, опыт. Учатся правилам безопасного поведения при проведении эксперимента.
Изучение опытов во 2-4 классах необходимо дополнить заданиями, подобными тем, которые даны в ВПР. Например, предложить обучающимся изменить условия проведения опыта, (если это возможно), сформулировать вопросы к содержанию опытной работы, найти ошибки в опыте, проведенном другими обучающимися.
При демонстрации опыта все свои действия учитель должен сопровождать объяснением, так как очень часто учащиеся в процессе опыта замечают не самое существенное. Основной причиной ошибочных выводов является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, направляющей мыслительную деятельность ребенка.
Таким образом, познавательный процесс при проведении опыта проходит несколько стадий:
· наблюдения явления;
· предположение о причине явления;
· проверка предположения при помощи опыта;
· анализ результатов, выводы.
Как говорил великий Конфуций: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Я предлагаю вам выполнить вместе задание 6.
СЛАЙД 7. Для проведения у вас всё находится на столах.
Олег проводил опыт, определяющий плавучесть предметов. Он решил выяснить, зависит ли способность предмета держаться на плаву от материала, из которого сделан этот предмет. Для этого он взял пластмассовое яблоко и таких же размеров поделку из пластилина, изображающую яблоко, и поочередно помещал их в сосуд с обычной водой. Яблоко из пластмассы держалось на плаву, а поделка из пластилина опустилась на дно.
СЛАЙД 8. 6.1. Сравни условия проведения описанного эксперимента. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Форма предметов, опускаемых в сосуд: одинаковая / различная
Материал, из которого сделаны предметы: одинаковый / различный
6.2. По результатам эксперимента сделай вывод о том, зависит ли плавучесть предмета от материала, из которого он сделан.
СЛАЙД 9. 6.3. Если бы Олег захотел выяснить, влияет ли размер предмета на его плавучесть, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент
Пояснение. Нужно взять два предмета разного размера, но сделанные из одного материала. Опустить в воду и наблюдать, тонет ли какой-то из двух предметов сильнее, чем второй, или они находятся на одном уровне.
Описание и пояснение опыта.
Емкость заполняем водой, из одинаковых кусочков пластилина делаем лодочку и шарик. Погружаем в воду лодочку.
- Что мы наблюдаем? (Она не тонет, а плавает).
Теперь опускаем в воду пластилиновый шарик. Что происходит? (Он тонет).
- Почему так происходит? Лодочку мы вылепили, растягивая пластилин, придавая ему правильную форму лодки, поэтому она вытесняет больше воды. Вода в свою очередь старается вытолкнуть лодочку. (Вот так и корабли могут ходить по воде и не тонуть).
А вот с шариком поступили наоборот, скатали пластилин, не придавая ему особой формы, поэтому он вытесняет воды меньше, а вода не сопротивляется и позволяет шарику опуститься на дно.
Для более углубленного знания о жидких вещества можно провести следующий опыт.
На столе стоит стеклянная банка, жидкий мед, растительное масло, вода (делаю акцент на то, что это жидкие вещества).
Как вы думаете, что произойдёт, если мы перельем эти жидкости в один сосуд? Ваши предположения? (выдвигаем гипотезы).
Наблюдаем. Заполняем постепенно банку жидкостями слоями: жидкий мед, растительное масло, и вода.
Что мы видим? Вода проходит сквозь масло и образует второй слой над медом. Почему? Какой можно сделать вывод?
Вывод: растительное масло менее плотное, оно не тонет ни в воде, ни в мёде. А мед имеет самую высокую плотность и остается на дне.
Организация опытов в начальной школе достаточно сложна, поскольку требует много времени и тщательной подготовки учителя. Но к таким «живым», полученным на собственном опыте сведениям о мире, у детей возникает совершенно иное, эмоциональное отношение. Именно через наблюдение или постановку опыта учащиеся наиболее полно могут изучать окружающий мир.
Я хотела бы вам предложить брошюру. Данная подборка материалов предназначена для подготовки четвероклассников именно шестого задания.
СЛАЙД 10. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВПР по окружающему миру 4 класс Задание 6. Никита проводил наблюдения за появлением плесени на плодах сливы, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить, как влияет освещённость на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое блюдце по 10 одинаковых свежих плодов. Одно блюдце он поместил в кухонный шкаф, а другое оставил на кухонном столе у окна и стал наблюдать. Через несколько дней Никита обнаружил, что сначала плесень появилась на плодах в кухонном шкафу, а спустя ещё некоторое время – на плодах, которые были на столе. 2
ВПР по окружающему миру 4 класс 6.1. Сравни условия нахождения плодов сливы в двух блюдцах в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов. Плоды на двух блюдцах: одинаковые/различные Освещённость плодов на двух блюдцах: одинаковая / различная Температура окружающего воздуха: одинаковая / различная 6.2. По результатам опыта сделай вывод о том, как освещённость влияет на скорость появления плесени. Ответ:___________________________________________________ 6.3. Если бы Никита захотел выяснить, влияет ли количество плодов на развитие плесени, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт. Ответ:____________________________________________________ 3
«Мои ученики будут узнавать НОВОЕ не от меня; они будут открывать это НОВОЕ сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи .» И.Г.Песталоцци
ВПР по окружающему миру 4 класс 5
ВПР по окружающему миру 4 класс 6.1. Сравни условия проведения описанного эксперимента. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов. Форма предметов, опускаемых в сосуд: одинаковая /различная Материал, из которого сделаны предметы : одинаковый/ различный 6.2. По результатам эксперимента сделай вывод о том, зависит ли плавучесть предмета от материала, из которого он сделан. 6
ВПР по окружающему миру 4 класс 6.3. Если бы Олег захотел выяснить, влияет ли размер предмета на его плавучесть, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент Пояснение. Нужно взять два предмета разного размера, но сделанные из одного материала. Опустить в воду и наблюдать, тонет ли какой-то из двух предметов сильнее, чем второй, или они находятся на одном уровне. 7
САЙТ ГИМНАЗИИ gimn5.edusite.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Опыт 1.
Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых семян гороха и залил водой из одной бутылки так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками.
С помощью какого эксперимента Артём может выяснить, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость прорастания семян? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В ответе может быть дано такое описание эксперимента. В один стакан нужно насыпать немного семян и залить их водой, в другой стакан — семян и земли и полить их водой. Стаканы поставить рядом, чтобы были одинаковая освещённость и одинаковая температура. Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.
Источник: Статград: Демонстрационная версия ВПР по окружающему миру 4 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год
. Опыт 2.
Николай решил сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы. Для этого он взял два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Николай изготовил фильтры и положил их в воронки. Затем он насыпал в обе воронки одинаковое количество почвенной смеси для комнатных растений и поставил под каждую воронку стакан. В одну воронку он налил 50 мл горячей воды, а в другую — такое же количество холодной воды и стал наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.
Если Николай захочет сравнить скорости прохождения воды через одинаковые слои песка и глины, какой эксперимент ему нужно провести? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Для выполнения эксперимента нужно взять два одинаковых стакана и две одинаковые воронки. В первую воронку положить слой песка, а во вторую воронку точно такой же слой глины. Далее в обе воронки налить одинаковое количество воды, а затем наблюдать за скоростью наполнения водой каждого стакана.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 21.
Опыт 3.
Маша решила сравнить скорость прохождения воды через слой песка и слой глины. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Маша изготовила фильтры и положила их в воронки. Затем она насыпала в одну из воронок две столовые ложки речного песка, а в другую —столько же истолчённой глины и поставила под каждую воронку стакан. В каждую воронку она налила по 50 мл холодной водопроводной воды и стала наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.
Если Маша захочет сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы, какой эксперимент ей нужно провести? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В ответе может быть дано такое описание эксперимента: в обе воронки надо насыпать одинаковое количество почвы. Затем в одну воронку надо налить холодной воды, а в другую — такое же количество горячей воды и после этого измерять и сравнивать количество воды в стаканах под воронками. Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 24.
Опыт 4.
Олег проводил опыт, определяющий плавучесть предметов. Он решил выяснить, зависит ли способность предмета держаться на плаву от материала, из которого сделан этот предмет. Для этого он взял пластмассовое яблоко и таких же размеров поделку из пластилина, изображающую яблоко, и поочередно помещал их в сосуд с обычной водой. Яблоко из пластмассы держалось на плаву, а поделка из пластилина опустилась на дно.
6.1. Сравни условия проведения описанного эксперимента. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Форма предметов, опускаемых в сосуд: одинаковая / различная
Материал, из которого сделаны предметы: одинаковый / различный
6.2. По результатам эксперимента сделай вывод о том, зависит ли плавучесть предмета от материала, из которого он сделан.
6.3. Если бы Олег захотел выяснить, влияет ли размер предмета на его плавучесть, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент
Пояснение. Нужно взять два предмета разного размера, но сделанные из одного материала. Опустить в воду и наблюдать, тонет ли какой-то из двух предметов сильнее, чем второй, или они находятся на одном уровне.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 26.
Опыт 5.
Дмитрий проводил опыт, чтобы выяснить, влияет ли вес предмета на его способность держаться на плаву. Он взял два одинаковых по форме и размеру бруска: один деревянный, другой, более лёгкий, из пенопласта — и поместил их в сосуд с водой. Деревянный брусок плавал, но почти весь находился под водой. Брусок из пенопласта также плавал и почти весь находился над водой.
Если бы Дмитрий захотел выяснить, влияет ли форма предметов на их плавучесть, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В ответе может быть дано такое описание эксперимента: взять два одинаковых по весу, но разных по форме предмета, например кубик и дощечку из дерева. Наблюдать, насколько они погружены в воду. Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 27.
Опыт 6.
Варя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе.
Если бы Варя захотела выяснить, влияет ли наличие почвы на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Взять два одинаковых стакана и семена одинаковых растений. В один из стаканов положить почву, второй стакан нужно оставить пустым. В каждый стакан затем положить семена. Когда семена начнут прорастать, посчитать количество проросших семян в каждом стакане и сравнить результаты.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 33.
Опыт 7.
Катя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли почва на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них десять одинаковых семян гороха. При этом в один стакан она насыпала немного почвы. Затем в каждый из стаканов она налила одинаковое небольшое количество воды. Стаканы Катя оставила в классе и стала наблюдать. Вскоре семена в стаканах проросли.
Если бы Катя захотела выяснить, влияет ли наличие влаги на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Взять два одинаковых стакана и семена одинаковых растений. В один из стаканов налить воды, второй стакан нужно оставить пустым. В каждый стакан затем положить семена. Когда семена начнут прорастать, посчитать количество проросших семян в каждом стакане и сравнить результаты.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 34.
Опыт 8.
Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян петрушки. Они хотели выяснить, влияет ли воздух в почве на скорость их прорастания. В один стакан ребята поместили почву, взятую со школьной клумбы, во второй — глину и посадили в оба стакана одинаковое количество семян петрушки, регулярно поливая их одинаковым количеством воды. Затем поставили оба стакана на подоконник и стали наблюдать за появляющимися ростками.
Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли вода и скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Взять два одинаковых стакана с почвой и семена одинаковых растений. В каждый стакан затем посадить семена. Поливать один стакан регулярно, а второй стакан оставить без полива. Посчитать количество появившихся ростков и сравнить результаты.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
Опыт 9.
Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли количество воды на скорость, с которой вещество растворяется в этой воде. Ребята взяли два стеклянных стакана, в каждый стакан насыпали по столовой ложке крупной соли. В один стакан налили холодной воды, чтобы она только покрыла соль, а в другой — полный стакан воды той же температуры и перемещали содержимое стаканов до полного растворения соли.
Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли температура воды на скорость, с которой вещество полностью растворится в воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Взять два одинаковых стакана, положить одинаковое количество соли. В один стакан налить холодной воды, а во второй стакан — столько же, но горячей воды. Посмотреть, в каком стакане соль растворится быстрее.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
Опыт 10.
Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян фасоли. Они хотели выяснить, как влияет вода на скорость их прорастания. В два стакана ребята посадили в почву, взятую со школьной клумбы, одинаковое количество семян фасоли. В один стакан они посадили семена, которые предварительно подержали некоторое время в воде, а во второй — сухие семена. Затем ученики поставили оба стакана на подоконник и, регулярно поливая почву, стали наблюдать за появляющимися ростками.
Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В два одинаковых стакана с почвой посадить одинаковые семена. Один стакан поставить на подоконник, другой — в темное место. По окончании эксперимента посчитать, сколько семян взошло в каждом стакане и сравнить результаты.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
Опыт 11.
Ученики 4-го класса проводили наблюдения, чтобы определить, как почва влияет на рост и жизнедеятельность деревьев. Они наблюдали за двумя деревцами сосны, одно из которых было посажено в почву в школьном парке, а второе — в кадку, в которую насыпали такую же почву. Кадку установили у входа в здание школы. Оба деревца ребята регулярно поливали.
Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли вода на рост и жизнедеятельность деревьев, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Посадить два одинаковых дерева в одинаковую почву. Одно дерево регулярно поливать, а другое дерево оставить без полива. По окончании эксперимента сравнить высоту деревьев, а также внешний вид.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
Опыт 12.
Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли площадь поверхности, с которой испаряется вода, на скорость испарения. Ребята взяли два сосуда одинакового объёма: высокую узкую пробирку и низкую широкую плошку. Оба сосуда поставили нагревать на спиртовки.
Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли объём воды на скорость испарения, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Взять два сосуда одинаковой формы, но в один стакан налить больший объем воды, а в другой — меньший. Подогревать каждый сосуд на спиртовке и измерять время, за которое вода испарится в каждом сосуде. Сравнить результаты.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
Опыт 13.
Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли температура воды на скорость, с которой одно и то же вещество растворится в воде. Ребята взяли два стеклянных стакана, в один стакан налили холодной воды, в другой — такое же количество горячей воды. В каждый стакан они бросили по кусочку сахара и перемещали содержимое стаканов до полного растворения сахара.
Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли количество вещества на скорость, с которой это вещество растворится в воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В одинаковые стаканы налить одинаковое количество воды одинаковой температуры. В один стакан положить два кусочка сахара, а в другой — один. Сравнить, за какое время сахар полностью растворится в каждом стакане.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
Опыт 14.
Артём проводил наблюдения за появлением плесени на плодах вишни, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить, как влияет предварительная обработка ягод на скорость появления плесени, он взял два десятка свежесобранных плодов вишни, половину из которых аккуратно помыл и высушил. В одно блюдце Артём положил немытые плоды, а в другое — предварительно обработанные, то есть вымытые и высушенные. Оба блюдца он поместил в шкаф и стал наблюдать. Через некоторое время Артём обнаружил, что сначала плесень появилась на немытых плодах и лишь спустя ещё некоторое время – на предварительно обработанных.
Если бы Артём захотел выяснить, влияет ли количество плодов вишни на развитие плесени, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. На одно блюдце положить две−три вишни, а на другое — 10. Оба блюдца поставить в шкаф. Наблюдать, на плодах в каком блюдце плесень появится быстрее.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 37.
Опыт 15.
Виктор проводил наблюдения за растворением веществ в воде. Чтобы выяснить, влияет ли температура воды на скорость растворения сахара, он поставил рядом три одинаковых стакана с водой разной температуры. В первом стакане температура воды была 10 °С; во втором – 40 °С; в третьем – 60 °С. В каждый из стаканов Виктор опустил по одному одинаковому кусочку сахара и стал наблюдать за их растворением.
Если бы Виктор захотел выяснить, зависит ли скорость растворения сахара от количества сахара в стакане, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В два стакана с одинаковым объемом воды и одинаковой температуры положить разное количество сахара (один кусочек и два кусочка). Измерить время, за которое сахар полностью растворится в каждом стакане. Сравнить полученные результаты.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 32.
Опыт 16.
Алексей проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в тёмном шкафу, а спустя ещё некоторое время — на ягодах в холодильнике.
Если бы Алексей захотел выяснить, влияет ли влажность на развитие плесени, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Одно блюдце с ягодами положить в сухой шкаф, а во второе блюдце с ягодами добавить немного воды и положить в шкаф. Наблюдать за тем, в каком блюдце ягоды быстрее покроются плесенью.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 40.
Опыт 17.
Василий проводил опыт для изучения свойств плавающих предметов. Чтобы выяснить, как зависит глубина погружения в воду плавающего предмета от его веса, он взял глубокую керамическую тарелку и поместил её в сосуд с водой. Тарелка плавала по поверхности воды. После этого он положил в тарелку кусочек пластилина и обнаружил, что тарелка глубже погрузилась в воду.
Если бы Василий захотел выяснить, зависит ли глубина погружения плавающего предмета от температуры воды, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В один сосуд налить горячей воды, а во второй — холодной. Погрузить в каждый одинаковые тарелки. Сравнить уровень погружения тарелок в каждом сосуде.
Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 25.
Опыт 18.
Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли температура окружающей среды на скорость, с которой вода из твёрдого состояния полностью переходит в жидкое. Ребята взяли два стеклянных стакана и в каждый положили по одинаковому кубику льда. Один стакан они оставили на парте, другой поставили на батарею.
Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли масса льда на скорость, с которой лёд полностью переходит в жидкое состояние, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. В один стакан положить два кусочка льда, а во второй — один. Поставить оба стакана на стол и засекать время, за которое лед полностью растает в каждом стакане. Сравнить результаты.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
Опыт 19.
Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств почвы. Они хотели выяснить, одинаковое ли количество перегноя содержится в разных почвах. Ребята взяли два одинаковых по размеру комочка почвы: один — со школьной клумбы, второй — с берега реки. Оба образца они стали нагревать на спиртовках.
Если бы ученики захотели выяснить, одинаковое ли количество солей содержится в образцах почвы, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Положить одинаковое количество почвы и подогреть на спиртовке. Сравнить количество золы, оставшейся по окончании эксперимента. Чем больше золы, тем больше солей содержится в почве.
Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе
Презентация к выступлению на областном семинаре. Тема:"Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе "...
Использование различных методов и приемов в работе над синонимами при формировании связной устной речи учащихся"
Использовать различные методы и приемы...
Использование различных технологий при формировании устных вычислений на уроках математики
В материале представлены различные подходы к организации устного счета...
Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации
Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....
Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения
Практическая работаТема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»...
Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения
Практическая работаТема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»...