Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения
материал по чтению

Поспелова Анна Владимировна

Практическая работа

Тема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа

Тема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»

Упражнения для проведения анализа эпического произведения

  1. Вопросы для анализа одной из частей рассказа Н. Носова «На горке» (1-й абзац текста, от слов Целый день... до слов ...будем кататься включительно).

Вопросы, обращающие детей к фактам произведения:

- Что ребята делали во дворе?

- Как об этом сказано в тексте (целый день трудились}.

- Прочитайте, что пришлось делать лопатами (сгребать снег, сваливать его в кучу).

Вопросы на подтекст произведения:

- Зачем снег надо было сваливать в кучу?

- Как вы думаете, большая горка получилась? Почему? Вопросы, помогающие выработать собственное отношение к фактам произведения:

- Как можно назвать работу, которую все вместе делают дружно?

- Тебе когда-нибудь приходилось вместе с друзьями участвовать в полезном деле?

  1. Пантомима

Читая 2-ю часть рассказа Н.Носова «На горке», учитель не объясняет лексическое значение словосочетания выскочил во двор, а предлагает кому-то из ребят показать, как он это себе представляет, или просит продемонстрировать, какие знаки подавал Котька ребятам, когда они звали его строить горку.

  1. Расстановка порядка рисунков. Деление текста на части.

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.   Стр.65 

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Сейчас вы будете работать в парах.

- Вам нужно расставить картинки по порядку.

- Назовите картинки по порядку. (2, 4, 1, 5, 3 )

- У нас получился картинный план.

4. Составление картинного плана.

- А сейчас каждая группа озаглавливает по одной картинке.

- 1-ой группе нужно озаглавить картину под номером.

-  Ваша группа согласна с мнением других групп?                                                         

1. Строительство горки ребятами.

2. Хитрец на скользкой горке.

3. Котька посыпает горку песком.

4. Ребята заставили товарища работать.

5. Котьке понравилось трудиться.

Упражнения для проведения анализа лирического произведения

1. Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»  

- И много известных художников посвятили свои работы этому времени года.  Рассмотрите одну из картин известного художника Исаака Ильича Левитана

-Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он!

-Что чувствуете, глядя на картину?

-И.И.Левитан назвал картину «Золотая осень». Почему? Догадайтесь.

-Можно ли почувствовать, какая вода в речке?

-Какие краски показывают красоту этой картины?

-Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Природа живет в полотнах художников, но она живет и в стихах поэтов.

2. Первичное восприятие стихотворения.

Чтение стихотворения (Учитель читает стихотворение наизусть).

3. Вопросы после чтения.

—  Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

—  О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, так как день становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси улетают.)

Словарно-лексическая работа.

—  Как понимаете слово «караван»? (Караван — движущаяся вереница — друг за другом.)

—  Найдите значение слова «сень». Сень — то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

—  К слову «скучная» найдите близкие по смыслу слова. Запишите в рабочую тетрадь. (Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно...)

—  Как можно озаглавить этот отрывок? («Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» и др.)

—  Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)

  1. Конкурс на лучшего чтеца.
  2. Создание осенней картины к стихотворению.

Упражнения для проведения анализа драматического произведения

1. Работа до чтения:

- Какие вы читали сказки, где героем являются коза или козёл? (Дети перечисляют названия сказок: “Волк и семеро козлят”, “Лисица и козёл”, норвежская сказка “Коза – золотые рожки”)

- Какими мы их видим в сказках? (Ответы детей)

- Каким окажется Козёл в сказке С.Маршака? (Рассматривают иллюстрации в учебнике)

- Почему много волков? Какие они: добрые или злые?

- Чем же интересен текст сказки?

- Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка)

- Найдите и другие признаки пьесы-сказки (есть ремарки, текст разделён на действия).

2. Просмотр видеофрагмента пьесы.

3. Первичное чтение 1-го действия про себя.

4. Вопросы и задания после чтения:

- Назовите действующих лиц 1-го действия;

- Какими вы представляете деда и бабку?

- Почему Козёл стал им помогать?

- Что он умел делать?

5. Чтение по ролям 1-го действия.

Вопросы после чтения:

- Что удивило бабу и деда?

- Рассмотрите иллюстрации в книге

- Озвучьте их словами из сказки.

- Чем заканчивается 1-е действие?

- Что ожидает козла в лесу? (Встреча с волками)

6. Чтение 2-го действия по ролям (вслух) хорошо читающими учащимися.

Вопросы после чтения текста:

- Где происходит 2-е действие? (В лесу)

- Какими мы видим волков? (Голодными, злыми, трусливыми)

- Почему один Козёл смог побороть семерых волков? (Был отважен, силён, хитёр)

- Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Озвучьте соответствующими строчками из текста.

- Как эту грусть покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?

- Найдите соответствующие ремарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения различных видов проектов в школьном образовании.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из этих технологий, позволяющих существенно повысить качество образова...

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Анализ художественного произведения.

Анализ художественного произведения в начальной школе....

Памятки по русскому языку для проведения различных видов разборов (для учащихся и родителей) при выполнении домашнего задания

Данные памятки помогут ученикам и родителям при выполнении различных разборов слов и предложений по русскому языку....

Методическая работа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения в ходе анализа художественного произведения

В данной статье описан ряд методов и приемов работы с художественным произведением, способствуюших развитию нравтственных качеств на уроках литературного чтения в процессе анализа художественного прои...

Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения

Практическая работаТема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»...