Раьочая программа по окружающему миру 3кл школа 21века
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта; Примерной программы основного общего образования ;Образовательной программы МБОУ «Зарубинская ООШ»; Устава МБОУ «Зарубинская ООШ»; Учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2018-2019 учебный год; Федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки России от 20 июня 2017г. №585);Положения о рабочей программе МБОУ «Зарубинская ООШ».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса) Н.Ф.Виноградовой. Окружающий мир Класс:3 /.М: Вентана-Граф, 2014.
Основная цель обучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Приоритетными задачами курса являются:
- расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
- продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
- расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
- обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Общая характекристика учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данный предмет позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
- формирование понимания особой роли России в современном мире;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
- понимание особой роли России в мировой истории;
- воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране;
- воспитание уважительного отношения к истории страны;
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание любви к своей семье;
- воспитание гуманного отношения к людям;
- воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе;
- принятие норм нравственного поведения в природе;
- принятие норм нравственного поведения в обществе;
- принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры;
- понимание ценности любой жизни;
- освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
- регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
- коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.
Планируемые результаты освоения предмета:
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:
называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признаки классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Распределение учебных часов по разделам программы:
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1ч. |
2 | Земля — наш общий дом | 6ч. |
3 | Человек изучает землю | 2ч. |
4 | Растительный мир Земли | 13ч. |
5 | Бактерий. Грибы | 2ч. |
6 | Животный мир Земли | 14ч. |
7 | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | 14ч. |
8 | Наша родина: от Руси до Руси | 7ч. |
9 | Как жили наши предки | 9 ч. |
Итого: | 68ч. |
Содержание программы
- Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
- Земля — наш общий дом (6 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
- Растительный мир Земли (13 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
- Бактерий. Грибы (2 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (14 ч)
- Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
- Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Раздел 4. Календарно-тематический план
N п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Введение | 1ч | |||
1. | Как работать с учебником. Условные обозначения. | 1 | ||
Земля – наш общий дом. | 6ч | |||
2. | Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории. | 1 | ||
3. | Солнечная система. Какие бывают природные тела. Искусственные тела. | 1 | ||
4. | Солнечная система. Солнце – огненный шар. Земля – шар. | 1 | ||
5. | Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 | ||
6. | Условия жизни на Земле. Значение воды для жизни на Земле. | 1 | ||
7. | Условия жизни на Земле. Воздушная оболочка Земли. | 1 | ||
Человек изучает Землю | 2ч. | |||
8. | Человек познаёт мир. Как изображают Землю. О меридианах и параллелях | 1 | ||
9. | Зачем нужны карта и план? Географическая карта | 1 | ||
Бактерии и грибы | 2ч | |||
10. | Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. | 1 | ||
11. | Грибы. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. | 1 | ||
Растительный мир Земли | 13ч. | |||
12. | Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные. | 1 | ||
13. | Если бы на Земле не было бы растений. (Защита проектов.) | 1 | ||
14. | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | ||
15. | Разнообразие растений на Земле. Водоросли, мхи, папоротники. | 1 | ||
16. | Разнообразие растений на Земле. Хвойные растения. Цветковые растения. | 1 | ||
17-18. | Растения – живые тела (организмы). Как живёт растение. Корень, его значение. | 2 | ||
19. | Побег – сложный надземный орган растения. Лист – орган питания. Стебель – часть побега. | 1 | ||
20. | Цветок – самый красивый орган растения. Какие бывают плоды. | 1 | ||
21. | Размножение растений. Как плоды и семена попадают на новые территории. | 1 | ||
22. | Как долго живут растения. | 1 | ||
23. | Человек и растения. Культурные растения в жизни человека. | 1 | ||
24. | «Красная книга» России. | 1 | ||
Животный мир Земли | 14ч | |||
25. | Какова роль животных в природе. | 1 | ||
26. | Разнообразие животных. Животные – живые существа (организмы) | 1 | ||
27. | Как животные ориентируются. Как животные питаются. | 1 | ||
28. | Как животные передвигаются. Как животные дышат. | 1 | ||
29. | Кровеносная система. Органы выделения. | 1 | ||
30. | Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Поведение животных. | 1 | ||
31. | Беспозвоночные животные. | 1 | ||
32. | Позвоночные животные. | 1 | ||
33. | Земноводные. Пресмыкающиеся. | 1 | ||
34. | Птицы. | 1 | ||
35. | Млекопитающие (звери) | 1 | ||
36. | Что такое природное сообщество? | 1 | ||
37. | Человек и животные. | 1 | ||
38. | Срез знаний. | 1 | ||
Наша Родина: от Руси до России. | 7ч | |||
39. | Древняя Русь. | 1 | ||
40. | Древнерусское государство. | 1 | ||
41. | Московская Русь. | 1 | ||
42. | Российская империя. Пётр I Великий. | 1 | ||
43. | Российская империя. Екатерина II Великая. | 1 | ||
44. | Российская империя. Последний российский император Николай II. | 1 | ||
45. | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. | 1 | ||
Как жили наши предки | 9ч | |||
46. | Имя, отчество, фамилия. Защита проектов «Моя родословная» | 1 | ||
47. | Какими людьми были наши предки. Как выглядели. Как работали. | 1 | ||
48. | Какими людьми были наши предки? Как защищали Родину. Как помогали друг другу. | 1 | ||
49. | Какими людьми были наши предки? Как принимали гостей. Как отдыхали. | 1 | ||
50. | Какие предметы окружали русских людей. «Скажи, какой у тебя дом» | 1 | ||
51. | По одёжке встречают. | 1 | ||
52. | Русская трапеза | 1 | ||
53. | Боги древни славян. | 1 | ||
54. | Принятие христианства на Руси. | 1 | ||
Как трудились наши предки | 14ч. | |||
55. | Что создавалось трудом крестьянина. | 1 | ||
56. | Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло. | 1 | ||
57. | О гончарном круге, керамике и фарфоре. | 1 | ||
58. | О веретене, прялке и ткацком станке. | 1 | ||
59. | Русские оружейники | 1 | ||
60. | Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, завода и фабриках России. | 1 | ||
61. | Наличие полезны ископаемых – условие работы промышленных предприятий. О первых железных дорогах. | 1 | ||
62. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (пароход) | 1 | ||
63. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (автомобиль) | 1 | ||
64. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (самолёт) | 1 | ||
65-66. | Время космических полётов | 2 | ||
67-68. | Уроки обобщения. Россия XIX-XX веков | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»
Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...