Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру (2,3,4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2-4_kl..doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Методический совет Протокол №___ от _____ | Утверждаю Директор школы ________/_________ Приказ №_____ от ______ |
Рабочая программа
Окружающий мир
2-4 классы
Автор: А. А. Плешаков
Составитель:
учитель начальных классов
Романенко М. Н.
г. Тихвин
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2-4 классов разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования;
- Авторская программа А. А. Плешаков «Окружающий мир», утвержденной Минобрнауки РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.);
- Положение о рабочей программе;
- Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Данный вариант рабочей программы разработан для курса окружающего мира во 2 – 4 классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» А.А. Плешакова. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- развивать и воспитывать духовно-нравственное начало ребёнка как личности, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- Идея многообразия мира.
- Идея экологической целостности мира.
- Идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. Традиционная форма обучения: на изучение окружающего мира во 2 – 4 классах выделяется 204 часа, по 68 часов во 2, 3 и 4 классах (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Надомное обучение: на изучение окружающего мира во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по окружающему миру
№ п/п | Темы | Количество часов (уроков) | |||||||
2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего | ||||||
Форма обучения | н\об. | н\об. | н\об. | н\об. | |||||
Где мы живем | 2 | 1ч. | - | - | - | - | 2 | 1ч. | |
Природа | 21 | 10ч. | - | - | - | - | 21 | 10ч. | |
Жизнь города и села | 12 | 6ч. | - | - | - | - | 12 | 6ч. | |
Здоровье и безопасность | 10 | 5ч. | - | - | - | - | 10 | 5ч. | |
Общение | 5 | 3ч. | - | - | - | - | 5 | 3ч. | |
Путешествия | 17 | 9ч. | - | - | - | - | 17 | 9ч. | |
Заключение | 1 | - | - | - | - | - | 1 | - | |
Как устроен мир | - | - | 7 | 3ч. | - | - | 7 | 3ч. | |
Эта удивительная природа | - | - | 19 | 10ч. | - | - | 19 | 10ч. | |
Мы и наше здоровье | - | - | 8 | 4ч. | - | - | 8 | 4ч. | |
Наша безопасность | - | - | 9 | 4ч. | - | - | 9 | 4ч. | |
Чему учит экономика | - | - | 12 | 6ч. | - | - | 12 | 6ч. | |
Путешествие по городам и странам | - | - | 13 | 7ч. | - | - | 13 | 7ч. | |
Земля и человечество | - | - | - | -. | 10 | 5ч. | 10 | 5ч. | |
Природа России | - | - | - | - | 10 | 5ч. | 10 | 5ч. | |
Родной край — часть большой страны | - | - | - | - | 14 | 7ч. | 14 | 7ч. | |
Страницы всемирной истории | - | - | - | - | 5 | 2ч. | 5 | 2ч. | |
Страницы истории Отечества | - | - | - | - | 20 | 10ч. | 20 | 10ч. | |
Современная Россия | - | - | - | - | 9 | 5ч. | 9 | 5ч. | |
Всего | 68 ч. | 34ч. | 68 ч. | 34ч. | 68 ч. | 34ч. | 204ч. | 102ч. |
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, письменные самостоятельные и контрольные работы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно Положения о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Согласно учебно-методическому комплексу «Школа России» и федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении, используются:
Учебники:
- «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
- «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
- «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Учебные пособия:
- рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
- рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
- рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
II класс (68ч./надомное обучение - 34ч.)
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.
Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
Где мы живем (2ч./1ч.) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21ч./10ч.).Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы:
- знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
- знакомство с горными породами и минералами;
- распознавание деревьев, кустарников и трав;
- знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;
- отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села (12ч./6ч.). Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии:
- наблюдение зимних явлений в природе;
- знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность (10ч./5ч.). Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (5ч./3ч.). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (17ч./9ч.). Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии:
- ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края;
- наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы:
- определение сторон горизонта по компасу;
- освоение основных приемов чтения карты.
Заключение (1ч./0ч.). Что мы узнали и чему научились за год.
Результат усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Должен знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Должен уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
III класс (68ч./ надомное обучение - 34ч.)
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Как устроен мир (7ч./3ч.). Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (19ч./10ч.). Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы:
- обнаружение крахмала в продуктах питания;
- изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра;
- рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными;
- распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (8 ч./4ч.). Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы:
- знакомство с внешним строением кожи;
- упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи;
- изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках);
- подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9ч./4ч.). Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12ч./6ч.). Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы:
- рассматривание и определение образцов полезных ископаемых;
- знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений;
- знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13ч./7ч.). Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Результат усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 3 классе.
Должен знать:
- человек - часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Должен уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
IV класс (68ч./надомное обучение – 34ч.)
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, — как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.
Земля и человечество (10ч./5ч.). Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы:
- знакомство с картой звездного неба;
- поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;
- знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч./5ч.). Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы:
- поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;
- поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
- рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край - часть большой страны (14ч./7ч.). Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии:
- знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
- знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
- знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы:
- знакомство с картой края;
- рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
- рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5ч./2ч.). Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20ч./10ч.). Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч./5ч.). Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Результат усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 4 классе.
Должен знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Должен уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Перечень контрольных мероприятий соответствует «Положению о системе проверочных и контрольных измерений по предметам в школе первой ступени» образовательного учреждения.
Предметы | Классы | 1-4 класс | |||||||||||
2 класс | 3 класс | 4 класс | Пров. | Коннтр. | Практическ | Экскурс. | |||||||
Триместры | I | II | III | I | II | III | I | II | III | ||||
Проверочные | 3 | 4 | 5 | 12 | - | ||||||||
Итоговые к/работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 9 | ||
Практические работы | 2/3 | 3/- | 4/3 | 2/3 | 5/4 | 7/4 | 3/6 | 7/3 | 1/1 | 34 | |||
Экскурсии | 1 | 1 | 3 | - | - | 1 | - | 3 | - | - | 9 | ||
Кол-во провероч./контрол. | 3/3 | 4/3 | 5/3 | 12 | 9 |
Примечание: через дробь указано количество практических работ для надомного обучения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей Родин.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие |
|
Дополнительная литература для учителя и учащихся. | Для учителя:
Для учащихся:
|
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и др.) | Таблицы:
Карты:
|
Оборудование, приборы |
|
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников | Интернет ресурсы:
|
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20___/20_____учебный год
Ф.И..О. учителя:
Класс: 2 класс
Предмет: Окружающий мир
Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)
Учебник: «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Количество часов: 68 ч. (в неделю 2 часа)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Где мы живем? | 2 | - | - | ||||||
2 | Природа | 21 | К/р(исх)-1 П/р -1 | 5 | Где мы живем? | |||||
3 | Жизнь города и села | 12 | К/р (I пол)-1 | - | Природа | |||||
4 | Здоровье и безопасность | 10 | П/р -1 | 1 | Жизнь города и села | |||||
5 | Общение | 5 | П/р -1 | 1 | Здоровье и безопасность | |||||
6 | Путешествия | 17 | К/р (итог.)-1 | 2 | Общение | |||||
7 | Заключение | 1 | - | - | ||||||
Всего | 68 | 6 | 9 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20___/20_____учебный год
Ф.И.О. учителя:
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир
Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)
Учебник: «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)
№ пп | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Как устроен мир | 7 | К/р(исх)-1 | 1 | Природа. Человек. Общество. Экология. | |||||
2 | Эта удивительная природа | 19 | П/р -2 | 4 | Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы. | |||||
3 | Мы и наше здоровье | 8 | К/р (I пол)-1 | 4 | Организм человека. Питание. Если хочешь быть здоров. | |||||
4 | Наша безопасность | 9 | П/р -1 | 1 | ||||||
5 | Чему учит экономика | 12 | П/р -1 | 3 | Экономика | |||||
6 | Путешествие по городам и странам | 13 | К/р (итог.)-1 | 1 | ||||||
Всего | 68 | 7 | 14 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20___/20_____учебный год
Ф.И.О. учителя:
Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
Программа: Рабочая программа по окружающему миру (2011г.)
Учебник: «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)
№ пп | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Земля и человечество | 10 | К/р (исх)-1 П/р -1 | 3 | Вселенная. Экология. Полезные ископаемые | |||||
2 | Природа России | 10 | П/р -1 | 3 | Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы. Экология | |||||
3 | Родной край – часть большой страны | 14 | К/р (I пол)-1 | 4 | Водоемы. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство | |||||
4 | Страницы всемирной истории | 5 | П/р -1 | |||||||
5 | Страницы истории Отечества | 20 | П/р -1 | 1 | Древняя Русь. История создания книги. Первопечатники | |||||
6 | Современная Россия | 9 | П/р -1 К/р (итог.)-1 | Права детей. Символы государственной власти.. | ||||||
Всего | 68 | 8 | 11 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (надомное обучение)
на 20___/20_____учебный год
Ф.И..О. учителя:
Класс: 2 класс
Ф.И. учащегося:____________________________(№,дата выдачи справки, срок н/об.)________________________________________________
Предмет: Окружающий мир
Предмет: Окружающий мир
Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)
Учебник: «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Количество часов: 34 ч. (в неделю 1 часа)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Где мы живем? | 1 | - | - | ||||||
2 | Природа | 10 | К/р(исх)-1 П/р -1 | 3 | Где мы живем? | |||||
3 | Жизнь города и села | 6 | К/р (I пол)-1 | - | Природа | |||||
4 | Здоровье и безопасность | 5 | П/р -1 | - | Жизнь города и села | |||||
5 | Общение | 3 | П/р -1 | 1 | Здоровье и безопасность | |||||
6 | Путешествия | 9 | К/р (итог.)-1 | 2 | Общение | |||||
7 | Заключение | - | - | - | ||||||
Всего | 34 | 6 | 6 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (надомное обучение)
на 20___/20_____учебный год
Ф.И.О. учителя:
Класс: 3__
Ф.И. учащегося:____________________________(№,дата выдачи справки, срок н/об.)________________________________________________
Предмет: Окружающий мир
Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)
Учебник: «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Количество часов: 34 часов (1 часа в неделю)
№ пп | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Как устроен мир | 3 | К/р(исх)-1 | - | Природа. Человек. Общество. Экология. | |||||
2 | Эта удивительная природа | 10 | П/р -2 | 4 | Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы. | |||||
3 | Мы и наше здоровье | 8 | К/р (I пол)-1 | 3 | Организм человека. Питание. Если хочешь быть здоров. | |||||
4 | Наша безопасность | 4 | П/р -1 | 1 | ||||||
5 | Чему учит экономика | 6 | П/р -1 | 3 | Экономика | |||||
6 | Путешествие по городам и странам | 7 | К/р (итог.)-1 | 1 | ||||||
Всего | 34 | 7 | 12 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (надомное обучение)
на 20___/20_____учебный год
Ф.И.О. учителя:
Класс: 4 ___
Ф.И. учащегося:____________________________(№,дата выдачи справки, срок н/об.)________________________________________________
Предмет: Окружающий мир
Программа: Рабочая программа по окружающему миру (2011г.)
Учебник: «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
Количество часов: 34 часов (1часа в неделю)
№ пп | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Земля и человечество | 5 | К/р (исх)-1 П/р -1 | 3 | Вселенная. Экология. Полезные ископаемые | |||||
2 | Природа России | 5 | П/р -1 | 3 | Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы. Экология | |||||
3 | Родной край – часть большой страны | 7 | К/р (I пол)-1 | 3 | Водоемы. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство | |||||
4 | Страницы всемирной истории | 2 | П/р -1 | |||||||
5 | Страницы истории Отечества | 10 | П/р -1 | 1 | Древняя Русь. История создания книги. Первопечатники | |||||
6 | Современная Россия | 5 | П/р -1 К/р (итог.)-1 | Права детей. Символы государственной власти.. | ||||||
Всего | 34 | 8 | 10 |
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...