Познавательная игра «Мы хорошо знаем природу».
классный час по окружающему миру (3 класс)
Цель: воспитать чувства ответственности за свое поведение в природе, выработать знания о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная игра «Мы хорошо знаем природу»
Цель: воспитать чувства ответственности за свое поведение в природе, выработать знания о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.
Задачи:
1.Образовательные:
-повторить, закрепить и углубить знания о растениях и животных;
-формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.
2.Развивающие:
-развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
-совершенствовать мыслительные операции;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, речь.
3.Воспитательные:
-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;
-формировать умение видеть красоту родной природы;
-формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.
Эпиграф
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ход мероприятия
I.Орг. момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны подумать о том, как сохранить нашу природу. Но прежде чем сохранить природу, надо ее изучать. Давайте поделимся со всеми своими знаниями, а заодно и поиграем.
Итак, начинаем игру
Представление команд.
За столами собрались команды- участники игры .Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе .
Сообщение правил игры:
- Игра состоит из 4 конкурсов.
- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
-Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри)
-Жюри следит за вашей работой, определяет команду-победителя и в каждой команде – лучшего игрока.
Итак, начнем игру!
Конкурс 1 . «Разминка» Участники команд загадывают друг другу загадки о деревьях.
1.Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна,
Одежда зелена(береза)
2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)
3. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (верба)
4. Белые овечки
Бегают по свечке. (рябина)
5. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (осина)
6. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
8. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Ведущий
Разгадав загадки, мы узнали о том, какие деревья растут у нас, и какую пользу приносят деревья людям?
Деревья - один из самых больших живых организмов на планете и один из величайших природных ресурсов Земли.
Они поддерживают наш воздух чистым, снижают уровень шума, улучшают качество воды, предотвращают эрозию почв, обеспечивают пищей и строительным материалом, создают тень и помогают сделать ландшафт красивым.
Ведущий
-Вот еще некоторые размышления, факты и цифры об этих старых жителях земли и живых сокровищах … деревьях!
1. Деревья являются самыми долгоживущими живыми организмами на Земле.
2. Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.
3. Всего лишь одно дерево способно поглотить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысяч километров.
4. В течении своей жизни одно дерево способно поглотить одну тонну углекислого газа.
5. Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская — 500, дуб — 1000 лет, можжевельник
8. Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!
-Конкурс 2. «Узнай дерево по описанию».
ЕЛЬ Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в этом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать это дерево пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда огревал и кормил людей. Там они украшали самое большое дерево игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили ветки этого дерева. Оно растёт 150 – 200 лет.
Клён Это дерево желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад. У него крепкая древесина её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже деланы из этого дерева. В городах это дерево энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Берёза: Полюбилась народу белоствольное дерево. Сколько песен, стихов сложено о нём! Часто это дерево упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из этого дерево делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дуб: Мощь и величественная красота этого дерева привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. В старину это дерево шло на строительство кораблей. Сейчас из древесины делают мебель, паркет, используют её в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков этого дерева в банку с солёными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Конкурс 3. Викторина «Чудо-птицы»
■ Кого называют царем птиц? (Орла.)
■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)
■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)
■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)
■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)
■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)
■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)
■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)
■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)
■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)
■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)
■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)
■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)
Ведущий
- А знаете ли вы о таких интересных фактах из жизни птиц?
* Нормальная температура тела птицы обычно на 7-8 градусов выше, чем у человека. Более 3/4 вдыхаемого птицей воздуха используется для охлаждения тела, так как у птиц нет способности потеть.
* Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту во время полета.
* Воздушные мешки могут занимать до 1/5 объема тела птицы. Они есть у всех птиц, даже у пингвинов и страусов, которые не могут летать.
* Единственная в мире бескрылая птица – это птица киви, обитающая в Новой Зеландии. У киви отсутствует хвост, а ее перья больше похожи на густую шерсть. Внешним видом и повадками киви настолько отличаются от других птиц, что австралийский зоолог Уильям Кальдер в начале ХХ века дал им прозвище «почётных млекопитающих».
* Единственная известная ядовитая птица – это двуцветная дроздовая мухоловка (Pitohui dichrous) — птица отряда воробьиных из Новой Гвинеи. Причина ядовитости птицы заключается в её питании: мухоловка ест жуков Choresine pulchra, в организме которых содержится яд батрахотоксин. У самой птицы выработался иммунитет к этому яду, чего нельзя сказать о людях и других животных. Яд содержится в коже и перьях мухоловки. При соприкосновении с ней у человека может случиться химический ожог. Мелкие животные погибают на месте.
* Единственная птица, удостоенная военной награды – это почтовый голубь Шер Ами (фр. Дорогой друг). Доставляя сообщение во время первой мировой войны, он потерял глаз и ногу. Он получил медаль «За отвагу» и протез ноги.
Конкурс 4 . «Собери пословицу(примету)
(Командам на отдельных листах раздаются слова, из которых они должны составить пословицу или примету) Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки ,приметы, стихотворения о растениях парка.
- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит .
- Бела береста — да дёготь чёрен.
- Тонка берёза, да разуму учит.
- Для врага и берёза — угроза
- Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету[
- Много жёлудей на дубе — к строгой зиме
- Не сей пшеницы прежде дубового листа
- Шумит зимой дубравушка — к непогодушке.
Дети читают стихотворение « Не разоряйте птичьего гнезда»)
1.Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своем жилище птица
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
2.Храните дерево от топора
Оно высокое и вековое
Дает нам тень, когда стоит жара.
Оно чарует все живое.
3.Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
Ведущий
Наши конкурсная программа подошла к концу, жюри оценивает команды и называет лучшего игрока в каждой из команд.
А в это время под «Звуки леса» каждая команда составляет коллаж «В лесу».
Ведущий
Подводим итог нашего классного часа, отметим победителей.
Рефлексия. Продолжите предложение.
На классном часе я узнал….
Мне было интересно…
Я хотел бы…(посадить дерево, цветы ,сделать скворечник, кормушку для птиц и т.д.)
Я понял, что нельзя…(рвать цветы, ломать ветки, разорять гнезда и т.д.)
Использованная литература:
1.Плешаков А.А. От земли до неба:атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.
2.Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель,2005.-57с.
3.Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.
4.Праздники круглый год :в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с
5. Энциклопедия для любознательных «Что? Почему? Зачем? Москва «Махаон» 2007г.
6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО». 2003. 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит |
Бела береста — да дёготь чёрен |
Тонка берёза, да разуму учит |
Для врага и берёза — угроза |
Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету |
Много жёлудей на дубе — к строгой зиме |
Не сей пшеницы прежде дубового листа |
Шумит зимой дубравушка — к непогодушке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "Знатоки природы"
Внеклассная работа. познавательная игра "Знатоки природы" для детей младшего школьного возраста....
Познавательная игра-соревнование "Знатоки природы"
Данный материал можно использовать в качестве внеклассного занятия по окружающему миру. Материал к занятию позволяет в занимательной форме проверить зания детей об удивительном мире природы....
Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов
данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...
Игра “Звездный час” на тему: "Знай природу и береги ее"
Цели:1. активизировать знания воспитанников о природе;2. расширить знания воспитанников интересными сведениями о жизни птиц, зверей, растений;3....
Внеклассное мероприятие. Познавательная игра "Загадки природы" для учащихся 2-3 классов
- Познавательная игра "Загадки природы" предназначена для того, чтобы выявить самых лучших знатоков в этой области. Для выполнения заданий ученикам необходимо будет вспомнить м...
Интеллектуально – познавательная игра «Вопрос на засыпку» к проекту «Что мы знаем о храмах Каширского района и города Каширы?».
Интеллектуально – познавательная игра «Вопрос на засыпку» к проекту «Что мы знаем о храмах Каширского района и города Каширы?»....
Познавательная игра «Мы хорошо знаем природу»
Цель: воспитать чувства ответственности за свое поведение в природе, выработать знания о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой....