Познавательная игра «Мы хорошо знаем природу».
классный час по окружающему миру (3 класс)

Хохлова Нина Николаевна

Цель: воспитать чувства ответственности за свое поведение в природе, выработать знания о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра  «Мы хорошо знаем природу»

Цель: воспитать чувства ответственности за свое поведение в природе, выработать знания о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи:

1.Образовательные:

-повторить, закрепить и углубить знания о  растениях и животных;

-формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.

2.Развивающие:

-развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;

-совершенствовать мыслительные операции;

- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, речь.

3.Воспитательные:

-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

-формировать умение видеть красоту родной природы;

-формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.

   Эпиграф

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                         Ход мероприятия

I.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны  подумать о том,  как сохранить нашу природу. Но прежде чем сохранить природу, надо ее изучать. Давайте поделимся со всеми своими знаниями, а заодно и поиграем.

Итак, начинаем игру

Представление команд.

За столами собрались команды- участники игры .Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе .

 Сообщение  правил игры:

- Игра состоит из 4 конкурсов.

- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться  между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

-Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри)

-Жюри следит за вашей работой, определяет команду-победителя и в каждой команде – лучшего игрока.

Итак, начнем игру!

Конкурс 1 . «Разминка» Участники команд загадывают друг другу загадки о  деревьях.

1.Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна,

Одежда зелена(береза)

2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
(сосна)

3.  Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(верба)

4. Белые овечки
Бегают по свечке.
(рябина) 

5. Никто её не пугает,
А она вся дрожит.
(осина)

6. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(ива)

7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(ель) 

8. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб) 

Ведущий

Разгадав загадки, мы узнали о том, какие деревья растут у нас, и какую пользу приносят деревья людям?

Деревья - один из самых больших живых организмов на планете и один из величайших природных ресурсов Земли.
Они поддерживают наш воздух чистым, снижают уровень шума, улучшают качество воды, предотвращают эрозию почв, обеспечивают пищей и строительным материалом, создают тень и помогают сделать ландшафт красивым.

Ведущий

-Вот еще некоторые размышления, факты и цифры об этих старых жителях земли и живых сокровищах … деревьях!

1. Деревья являются самыми долгоживущими живыми организмами на Земле.

2. Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.

3. Всего лишь одно дерево способно поглотить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысяч километров.

4. В течении своей жизни одно дерево способно поглотить одну тонну углекислого газа.

5. Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская — 500, дуб — 1000 лет, можжевельник

8. Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!

-Конкурс 2.  «Узнай дерево по описанию».

       ЕЛЬ Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном  лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в этом  лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать это дерево пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда огревал и кормил людей. Там они украшали самое большое дерево игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили  ветки этого дерева.  Оно  растёт 150 – 200 лет.

Клён  Это дерево желанный  гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад. У  него крепкая древесина её широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже деланы из этого дерева. В городах это дерево энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Берёза: Полюбилась народу белоствольное дерево. Сколько песен, стихов сложено о нём! Часто это дерево упоминается  в  сказках, загадках, поговорках. Из этого дерево  делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб: Мощь и величественная красота этого дерева  привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому ему не страшны никакие бури. В старину это дерево  шло  на строительство кораблей. Сейчас из древесины  делают мебель, паркет, используют её в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков этого дерева  в банку с солёными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Конкурс 3. Викторина «Чудо-птицы»

■ Кого называют царем птиц? (Орла.)

■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)

■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)

■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)

 ■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)

■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)

■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)

Ведущий

- А знаете ли вы о таких интересных фактах из жизни птиц?

* Нормальная температура тела птицы обычно на 7-8 градусов выше, чем у человека. Более 3/4 вдыхаемого птицей воздуха используется для охлаждения тела, так как у птиц нет  способности  потеть.

* Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту во время полета.

* Воздушные мешки могут занимать до 1/5 объема тела птицы. Они есть у всех птиц, даже у пингвинов и страусов, которые не могут летать.

* Единственная в мире бескрылая птица – это птица киви, обитающая в Новой Зеландии. У киви отсутствует хвост, а ее перья больше похожи на густую шерсть. Внешним видом и повадками киви настолько отличаются от других птиц, что австралийский зоолог Уильям Кальдер в начале ХХ века дал им прозвище «почётных млекопитающих».

* Единственная известная ядовитая птица – это двуцветная дроздовая мухоловка (Pitohui dichrous) — птица отряда воробьиных из Новой Гвинеи. Причина ядовитости птицы заключается в её питании: мухоловка ест жуков Choresine pulchra, в организме которых содержится яд батрахотоксин. У самой птицы выработался иммунитет к этому яду, чего нельзя сказать о людях и других животных. Яд содержится в коже и перьях мухоловки. При соприкосновении с ней у человека может случиться химический ожог. Мелкие животные погибают на месте.

* Единственная птица, удостоенная военной награды – это почтовый голубь Шер Ами (фр. Дорогой друг). Доставляя сообщение во время первой мировой войны, он потерял глаз и ногу. Он получил медаль «За отвагу» и протез ноги.

Конкурс 4 . «Собери пословицу(примету)

(Командам на отдельных листах раздаются слова, из которых они должны составить пословицу или примету) Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки ,приметы, стихотворения о растениях парка.

  • Берёза не угроза: где стоит, там и шумит .
  • Бела береста — да дёготь чёрен.
  • Тонка берёза, да разуму учит.
  • Для врага и берёза — угроза

  • Дуб перед ясенем  лист пустит — к сухому лету[
  • Много жёлудей на дубе — к строгой зиме
  • Не сей пшеницы прежде дубового листа
  • Шумит зимой дубравушка — к непогодушке.

Дети  читают  стихотворение « Не разоряйте птичьего гнезда»)

1.Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своем жилище птица

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

2.Храните дерево от топора

Оно высокое и вековое

Дает  нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует все живое.

3.Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

Ведущий

Наши конкурсная программа подошла к концу, жюри оценивает команды и называет лучшего игрока в каждой из команд.

А в это время  под  «Звуки леса»  каждая команда  составляет коллаж «В лесу».

Ведущий

 Подводим итог нашего классного часа, отметим победителей.

Рефлексия. Продолжите предложение.

На классном часе  я узнал….

Мне было интересно…

 Я хотел бы…(посадить дерево, цветы ,сделать скворечник, кормушку для птиц и т.д.)

Я понял, что нельзя…(рвать цветы, ломать ветки, разорять гнезда и т.д.)

Использованная литература:

1.Плешаков А.А. От земли до неба:атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.

2.Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель,2005.-57с.

3.Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.

4.Праздники круглый год :в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с

5. Энциклопедия для любознательных «Что? Почему? Зачем? Москва «Махаон» 2007г.

6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО». 2003. 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

Берёза не угроза:              где стоит, там и шумит

Бела береста                            — да дёготь чёрен

Тонка берёза,                                  да разуму учит

Для врага и берёза                              — угроза

Дуб перед ясенем  лист пустит  — к сухому лету

Много жёлудей на дубе       — к строгой зиме

Не сей пшеницы               прежде дубового листа

Шумит зимой дубравушка      — к непогодушке 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "Знатоки природы"

Внеклассная работа. познавательная игра "Знатоки природы" для детей младшего школьного возраста....

Познавательная игра-соревнование "Знатоки природы"

Данный материал можно использовать в качестве внеклассного занятия по окружающему миру. Материал к занятию позволяет в занимательной форме проверить зания детей об удивительном мире природы....

Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов

данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...

Игра “Звездный час” на тему: "Знай природу и береги ее"

Цели:1.     активизировать знания воспитанников о природе;2.     расширить знания воспитанников интересными сведениями о жизни птиц, зверей, растений;3....

Внеклассное мероприятие. Познавательная игра "Загадки природы" для учащихся 2-3 классов

- Познавательная игра "Загадки природы" предназначена  для того, чтобы  выявить самых лучших знатоков  в этой области. Для выполнения заданий ученикам необходимо будет вспомнить м...

Интеллектуально – познавательная игра «Вопрос на засыпку» к проекту «Что мы знаем о храмах Каширского района и города Каширы?».

Интеллектуально – познавательная игра «Вопрос на засыпку»  к проекту  «Что мы знаем о храмах Каширского района и города Каширы?»....

Познавательная игра «Мы хорошо знаем природу»

Цель: воспитать чувства ответственности за свое поведение в природе, выработать знания о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой....