Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов
методическая разработка (3 класс) на тему
данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_tvorchestvu_bianki.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в мир природы.
Познавательная игра по творчеству писателя-натуралиста В.В.Бианки для учащихся 4 классов.
Автор: Викторова Елена Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «Цивильская СОШ № 2».
Чувашская Республика, город Цивильск
Описание работы: данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для учащихся 4 классов.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству В. Бианки.
Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей по творчеству В.Бианки, расширять представления об окружающем мире.
Развивающие: развивать активный словарный запас, устную речь учащихся, умение работать в группе.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет В.В.Бианки, книжная выставка, изображения птиц: лебедя, гуся, журавля, цапли; изображения носов разных птиц, карточки для лото.
Ведущий:
Во вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это планета Земля. Природа планеты Земля богата всевозможными красками и ароматами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья. Глоток родниковой воды, живительный солнечный луч и чарующий аромат растений, пленяющее пение птиц и волнующие картины ландшафтов, порыв весеннего ветра и капля летнего дождя – вот нити, связывающие человека с природой, питающие и врачующие его.
1 чтец:
«Зелёная страна»
Я люблю побродить по зелёной стране
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ.
И за то, что отдаст, ничего не берёт.
2 чтец:
В той стране благодать, удивительный свет
Вот бы нам разгадать: в чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь.
И с Зелёной страной навсегда подружись.
( Е.Серов)
Ведущий:
Сегодня, дорогие друзья, мы совершим путешествие в мир природы замечательного писателя-натуралиста Виталия Бианки. Знакомьтесь, на доске вы видите его портрет. Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге, в семье известного учёного биолога. Обстановка, окружающая будущего писателя с детства, на всю жизнь пробудила в нём интерес к родной природе.
С малых лет он становится постоянным посетителем Зоологического музея Академии наук. Здесь, в этом застывшем мире собранных со всего света животных, зародились первые детские мечты: «Не верил я неподвижности этого удивительного собрания животных. В душе поднимался бунт: так мучительно хотелось, чтобы птицы пели и летали, чтобы звери бегали, чтобы всё ожило. Вот узнать бы такое слово, чтобы разом всех расколдовать! Как же тянуло от этого мёртвого мира в лес, в луг, на волю, живую волю!»
В. Бианки высоко чтил законы природы. Любимым занятием будущего писателя стали прогулки в лес, наблюдения за живой природой. Прежде чем писать книги, Бианки стал биологом, много путешествовал, побывал в разных уголках нашей страны.
Давайте и мы совершим путешествие по его книгам. Для начала перечислите, пожалуйста, какие рассказы В.Бианки вы прочитали. Молодцы, ребята.
А сейчас мы проведём литературную викторину и узнаем, кто же из вас прочитал больше рассказов Бианки.
Участники викторины разбиваются на две команды. По очереди каждой команде задаётся вопрос. За правильный ответ команда получает жетон.
Конкурс « Угадай, кто это?»
Вопросы первой команде: (За каждый правильный ответ команда получает жетон)
1. «Он потерял всякий страх перед собаками. Как где увидит, так и несётся навстречу – кусаться. Храбрей волчонка стал. Соседские собаки все его боялись. Кто это? Почему автор назвал его скандалистом? (Зайчонок. «Лупленый бочок»)
2. « Из прибрежных кустов высунулась толстая звериная башка, в лохматой шерсти блеснули зелёные глазки. А сам – то он ещё маленький,- с новорожденного телёнка, да смешной такой: на коротких лапах, хвостишко куцый.»
Что же хотел найти этот зверь в ласточкином гнезде, и что с ним случилось? ( «Мишка – башка»)
3. « Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг!- и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень» ( Ящерица. «Первая охота»)
4. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли – и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
5. «Вдруг в лесу из кучи хвороста, как пузырёк из лужи, выскочила крошечная птичка ростом в сосновую шишку; носик востренький, тельце орешком, хвостик торчком.» ( Задерихвост)
6. «Он такой маленький, побежал охотиться на диких зверей и птиц. Куда же все они подевались?» («Первая охота». Щенок)
7. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота»)
Вопросы второй команде:
8. « Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком- сзади у него звериные лапки и хвост , а между хвостом и лапками кожа натянута» (Летучая мышь. «Чьи это ноги?»)
9. Что за птички такие? У них всё наоборот: отец сидит на гнезде, выводит птенцов, а мать летает, путешествует? От кого и как спас мальчик такую птичку?
(Плавунчик)
10. Вспомните приключения рака и скажите: где он зимует?
(«Где раки зимуют»)
11. В каком рассказе прилетела Муха к человеку и стала требовать для себя хвост – «для красоты». Есть ли такие звери, птицы которым хвост нужен для красоты? Для чего, например, нужен хвост рыбам, дятлу, корове ?
(«Хвосты»)
12. Ах, какой ловкий Комар ! Никто не мог его поймать. Кому же он достался? («Росянка - Комариная смерть»)
13. Кто же спас медведя от верной гибели? (Муха)
14. Почему некоторых зайчат называют листопадничками? (Потому что они появляются на свет осенью, во время листопада)
Игра литературное лото:
Ведущий: Перед вами карточки с названиями произведений Виталия Бианки и жетоны с именами главных героев этих рассказов. Необходимо сопоставить героев рассказа и название произведения. По 1 игроку из каждой команды берут жетоны и по сигналу учителя закрывают соответствующие карточки. Тот игрок, что быстрее закроет все карточки – выигрывает.
Примерный вид карточки:
Лесные домишки 1 | Синичкин календарь 8 | Приключения Муравьишки 3 | Терентий-Тетерев 6 |
Где раки зимуют 5 | Теремок 4 | Как Муха от смерти Медведя спасла 7 | Кто чем поёт ? 2 |
Примерный вид жетонов:
Береговушка, Зуёк, лесной голубь Витютень, Иволга, Пеночка 1 |
Аист, Выпь, Дятел, Шмель, Саранча, Бекас 2 |
Землемер, Муравьишка , Паук , Жужелица, Жучок – Блошачок 3 |
Дятел, Сыч, Скворец , Белка , Куница, Медведь, пчелиный рой 4 |
Хозяйка, рак, котёнок, водяная крыса 5 |
Лисица, куница, тетерев 6 |
Сысой Сысоич, Муха, Медведь 7 |
Старый Воробей, Синичка, Лесная Мышь, Заяй-беляк, Ледоломка, Соловей 8 |
Примечание: номера на жетонах не указываются, это подсказка для учителя.
Конкурс «Угадай птицу»
Ведущий: С помощью моих подсказок вы должны угадать названия птиц, изображённых в книге Бианки «Лесная газета».
Вопросы игрокам первой команды:
- Вот очень большая белая птица с длинной-длинной шеей, крылья позади, хвост мал, ног не видно…(Лебедь).
- Крылья посередине, спереди шея как палка длинная, сзади ноги, тоже как палки длинные…(Журавль).
Вопросы игрокам второй команды:
- Птица, похожая на первую, но поменьше, серая, шея короче (Гусь).
- Крылья горбом, ноги сзади, как палка, а шея с головой – как поваленный на спину вопросительный знак (Цапля).
Конкурс «Чей нос лучше?»
Ведущий: на карточках изображены носы трёх разных птиц. Одна из них питается насекомыми, другая - зернами растений и ягодами, третья зверьками и птицами. Скажите, как по носу узнать, какая птица, чем питается? И что это за птица? (Командам раздаются карточки. Кто быстрее ответит - та команда побеждает).
Ответы детей: у той птицы, что питается зёрнами растений и ягодами, толстый и твёрдый клюв, чтобы крушить косточки. У той, что питается насекомыми, тоненький слабый клюв. У хищной птицы клюв крючком, чтобы разрывать мясо.
Блицтурнир:
Ведущий: ребята, пришло время не только показать свою начитанность, но и проверить вашу реакцию. Поэтому отвечать на вопросы надо быстро.
Вопросы первой команде:
- Кто поёт воздушными пузырьками? (Лягушка)
- Назовите самую маленькую птичку в мире (Королёк, Крапивница).
- У кого уши на ногах? (У кузнечика).
- Какая птица кричит драной кошкой? (Иволга).
- Какая рыба вьёт гнездо? (Колюшка)
- Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица).
Вопросы второй команде:
- Что за трава, которую даже слепые знают? (Крапива)
- Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Гусеница, куколка, бабочка).
- Что в воде родится и воды боится? (Соль).
- Чем питается зимой жаба? (Ничего. Она спит).
- Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Темный т.к. темные цвета быстрее поглощают солнечные лучи)
- Почему весной не забивают пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, у них плохое качество меха. И ещё весной у них рождаются детёныши).
Инценировка отрывков из рассказов В.Бианки
Ведущий: А теперь представляем вам инсценировки по рассказам Бианки.
(Каждая команда разыгрывает сценку. Ребята используют текст произведений).
Подведение итогов и награждение победителей (подсчитывается количество жетонов у каждой команды)
Ведущий:
Молодцы, ребята, вы очень начитанные и умные. Чувствуется, что вы внимательно читали книги В.В.Бианки и многому научились. И главное вы поняли что природа – это бесценный дар и её нужно беречь.
Список использованной литературы:
1. В.В.Бианки. Лесная газета – М.,2005. «Мир искателя». – 445 с.
2. В.В.Бианки. Чей нос лучше? – М. «Детская литература», 2002. – 220 с.
3. Журнал «Школьная библиотека» , № 3, 2003.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.
1-4 классы. М.: «Вако», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс
В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова...
«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)
Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...
интеллектуальная игра по русскому языку и литературному чтению для учащихся 3-4 классов.
Игра для учеников 3-4 классов по русскому языку и литературному чтению....
Учебно-методическое пособие «Интеллектуальная игра для учащихся 2 - 4 классов «Открываем тайны родной природы», на основе заданий Всероссийских конкурсов – олимпиад «Познание и творчество»
Учебно-методическое пособие «Интеллектуальная игра для учащихся 2 - 4 классов на основе заданий Всероссийских конкурсов – олимпиад «Познание и творчество» Цель ...
Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)
Данное мероприятие направлено на развитие навыков правильного и осознанного чтения, на внимательность и память. Можно проводить как итоговый по теме "Пирода и мы" , можно как внеклассное мер...
Интеллектуальная игра по станциям «В мире английского языка» среди учащихся 3-4 классов
Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, р...
Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...