Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okruzhayushchiy_mir.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру

Дата: 05.02.19

Класс: 3 «Б»

Тип урока: изучение нового материала

Учитель: Казакова Любовь Сергеевна

Тема урока

«Природа и наша безопасность»

Цель

Формирование представления об опасных природных явлениях

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить учащихся об отрицательных влияниях  природных объектов на жизнь человека.
  • Расширить представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

  Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и  делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей
  • Закрепить интерес к изучению неизвестного материала, создать условия для возникновения желания узнать больше;
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету «Окружающий мир»;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными.
  • Читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала, использовать тест учебника для поиска ответов на вопросы

Формируемые УУД

Личностные:

- проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость изучения окружающего мира;

Регулятивные:

-Оценивать и анализировать результат своего труда, определять, то что у него лучше всего получилось

-Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

-Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную  задачу;

-Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь  других;

Познавательные:

- Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

-Составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с выполнением недостающих компонентов

-Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта;

-Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы ;-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке.

Оборудование

учебник «Окружающий мир» , 3  класс, 2 часть,  автор: А.А. Плешаков, Презентация

Ход урока

 Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

-Здравствуйте, сейчас у нас урок окружающего мира.

-Ребята, а как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

- Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?

- Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя.

Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия

Уметь организовать свое рабочее место

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2  мин.

II. Сообщение темы и постановка цели и задач урока

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

 -Ребята, давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? («Опасные места»)

-Посмотрите на картинке на слайде. Правильное ли поведение у ребят на картинке? (нет)

-А какие правила они нарушают?

-Давайте вспомним эти правила, прочитаем их.

• Не свешивайся через перила.

• Не сиди на перилах.

• Не играй на балконе.

• Не вставай, не садись, не ложись на подоконник, если открыто окно.

• Не высовывайся из окна.

-Посмотрите на следующие картинки, какие правила нарушают ребята?

-Вспомним и прочитаем эти правила.

• Не входи в лифт с незнакомым человеком.

• Не прыгай, не играй в кабине.

• Не спускайся в шахту лифта, не катайся на крыше лифта

• Не пытайся выбраться самостоятельно из кабины застрявшего лифта, нажми кнопку «Вызов» и жди мастера.

• При пожаре спускайся только по лестнице.

-На следующих картинках ребята играют на стройке, безопасное ли место они выбрали для игр?

-Верно, это совсем не безопасное место, там много строительных материалов, которые могут травмировать вас.

-А на следующей картинки, безопасное ли место для игр выбрали дети?

-Правильно, в трансформаторной будке очень высокое напряжение электрического тока, она может быть смертельно опасной. Нельзя заглядывать в эту будку, играть возле нее и нужно держаться от нее подальше.

-Молодцы! Вы хорошо помните тему прошлого урока.

-Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему.

-Я буду загадывать вам загадки, а ответы будут появляться в нашем кроссворде. Слушайте внимательно.

- Загремел на небе гром,

Сотрясается весь дом

Я зажмурила глаза.

Что на улице?…..(гроза)

-Тот грибочек очень бледен

И никем еще не еден,

Потому что ядовит

И очень этим знаменит.( поганка)

-Здесь в лесу, среди болот

Ядовитая живёт

Под корягой сидит, злюка,

И шипит, на всех змеюка

Как зовут её? (Гадюка)


-В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (собака)

-Он на солнце поглядел, 
В мае бусинки надел, 
Белоснежна кисть цветка, 
Гроздь изящна и легка, 
Наслаждайся и дыши, 
Распустились … (ландыши)

-Была зелёной, маленькой

Потом я стала аленькой

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая. (ягода)

-Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица —
Всем ребятам нравится! (лиса)

-Мордочка усатая, 
Шубка полосатая, 
Часто умывается, 
А с водой не знается (кот)

-Кто это такой садовник —
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? (дождь)

-Какое ключевое слово у нас получилось? (опасность)

–Где нам могут встретиться опасности? 

-Давайте разделите данные слова –отгадки на 2 группы. На какие две группы мы можем разделить?

-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы, лиса 

неживая природа: гроза, дождь.

-И сегодня мы с вами поговорим об опасностях в живой и неживой природе, о том, как можно себя обезопасить от различных природных условий, ядовитых растений и диких животных.

-Тема нашего урока: «Природа и наша безопасность».

Вспоминают тему прошлого урока, рассматривают слайды

Отвечают на вопросы учителя

Вступают в диалог

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы  учителя

Отгадывают загадки

Отгадывают загадки

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Делят слова на две группы

Слушают учителя

Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, осознавать свою учебную задачу.

 Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную  задачу;

Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

5  мин

III. Изучение нового материала

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала; расширить представление учащихся оимениях в природе весной,  сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию материала урока.

 -Что мы с вами отнесли к неживой природе? (гроза, дождь)

-Какое из этих явлений природы опасно для жизни? (гроза)

-Верно, это гроза. А вы знаете откуда берется гроза?

-Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха поднимают их вверх и опускают вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с каплями. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством, между ними проскакивает искра. Возникает молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром!

В глубокой древности грозы боялись все- от мала до велика. Люди тогда думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет огромную опасность - удары молнии.

-Ребята, а как вы считаете, что страшнее, гром или молния?

-От грома никакого вреда нет. Опасаться нужно молнии.

Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Воздух на всём её пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

А чтобы уберечься от молнии, людям необходимо знать и соблюдать правила.

-Ребята, вы знаете какие правила нужно соблюдать во время грозы?

-Давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили. Откройте учебник на странице 25 и прочтите как нужно вести себя во время грозы.

-Мы выяснили, хорошо проводят ток деревья, вода и металлические предметы. Но это не значит, что молния не может ударить в какие-то другие места. Просто деревья, вода и металл больше привлекут молнию и тогда больше вероятность, что она ударит именно туда. 

-Для человека молния – опасное явление. Не выключенный телевизор, работающий мобильный телефон, способны легко притянуть ток, что опасно для человека.

-Поэтому нужно обязательно соблюдать все правила!

-Мы с вами двигаемся дальше.

-Кто из нас не любит растения, их красивые цветы и листья! Люди разводят растения в саду и дома. Без них наша жизнь, наверное, была бы тусклой и скучной. Растения приносят нам огромную пользу- выделяют кислород, синтезируют органические вещества, дают пищу людям и животным.

- Ребята, а как вы думаете, все ли растения безопасны?

-Правильно, ребята, не все растения безопасны для человека. Некоторые растения могут вызвать сильные боли в животе и даже судороги. Съев некоторые растения, человек может даже умереть.

Давайте рассмотрим опасные растения в нашем учебнике.

-Итак, первое ядовитое растение это Белена.

-Если отведать белены, спустя несколько минут возникает спутанность сознания, головокружение, зрительные галлюцинации, охриплость голоса, сухость во рту. Затем наступает потеря сознания. Ежегодно от отравления беленой страдают до 40 человек.

Белена-это сорняк. Растет по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах. То есть встречается недалеко от тех мест, где живет человек.

- Следующее опасное растение это Дурман.

Растёт как сорняк вокруг жилищ, у дорог, на пустырях, часто образуя заросли. Это красивое растение, которое так и просится на клумбу. Но будьте осторожны, это растение очень ядовиты, особенно-цветки и плоды.

- Следующее растение Ландыш.

Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый его цветок кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.

К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину. Эти красивые ягоды, однако, совершенно несъедобные. Запомни: это очень ядовитые ягоды! Есть их ни в коем случае нельзя!

-Вороний глаз.

Часто в еловом лесу можно встретить оригинальное растение: высокий стебель, четыре крупных листа, а наверху— сизо-черную ягоду. Запомните, ребята, все части этого растения сильно ядовиты, особенно корневище и ягоды, содержащие опасные для здоровья человека вещества.

-И последнее ядовитое растение с которым мы сегодня познакомимся - это Волчье лыко.

Волчье лыко – красивое лесное растение с яркими блестящими ягодами. Так и хочется попробовать их на вкус. Но не всем известно, что волчье лыко ядовитое растение и употреблять его плоды в пищу противопоказано. Все части растения очень ядовиты, в особенности волокна древесины и ягоды.

-Ядовитыми могут быть не только растения, но и грибы.

-Ребята, какие ядовитые грибы вы знаете?

-Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления – головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства – проявляются только через 10 – 13 или даже через 30 часов. За это время яд успевает основательно «поработать» в организме, так что при любом лечении остаётся мало надежды на выздоровление. -Бледная поганка похожа на шампиньон. Но у шампиньона пластинки розовые, с возрастом фиолетовые, а у поганки – чисто белые. Это очень надежный признак. Если встретишь похожий гриб с белой, а не с зеленоватой шляпкой, берегись его не меньше бледной поганки. Потому что это её родственница – поганка белая, тоже смертельно ядовитая.

-Рассмотрите в учебнике другие ядовитые грибы

-Чтобы не отравиться ядовитыми растениями и грибами нужно помнить несколько правил прочитайте их

1.Никогда не берите в рот плоды или другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, что они съедобны.

2. Никогда не собирай грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь.

-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. 

-И поговорим мы сейчас о змее.

-  Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны - 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.

А теперь на стр.28 прочитайте первые два абзаца.

-Какой у нее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.)

-В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)

-Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.)

-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных.

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. Прочитаем об этом в учебнике

  • После игры с домашними животными нужно помыть руки;
  • Когда кошка или собака есть или охраняет детёнышей, её нельзя трогать;
  • Нельзя убегать от собаки;
  • Встретившись с собакой на улице лучше остановиться и пропустить её;
  • Если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу.

Слушают учителя

Слушают учителя

Работают по учебнику

Слушают учителя

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Работают по учебнику, слушают учителя

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Рассматривают в учебнике ядовитые грибы

Читают правила из учебника

Работа по учебнику

Умение слушать и принимать на слух важную информацию, извлекать существенный материал;

Уметь ориентироваться и четко отвечать на поставленные вопросы;

Учащиеся научатся высказывать свою точку зрения

 Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Выражают свое мнение.

24 мин

IV. Закрепление нового материала

Закрепить новый материал.

-  Работа в рабочей тетради

А теперь откройте рабочую тетрадь на стр. 16. Выполните задания.

Выполняют задания в рабочей тетради

Уметь логически размышлять;

Умение слушать и воспринимать нужную информацию;

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

5мин.

V. Подведение итога урока

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить полученные знания. Оценить учащихся

- О чём мы сегодня с вами говорили?

-Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.

- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют  выводы.

Учащиеся учатся определять главную общеучебную задачу

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения

3  мин

VI. Рефлексия

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

-Поднимите большой палец вверх, если вам понравился урок

-Я рада, что многим понравился наш урок. Но к сожалению урок наш окончен.

-Всем спасибо за работу!

Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке.

Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции.

Оценивать и анализировать результат своего труда, определять, то что у него лучше всего получилось

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...

Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)

Технологическая карта  урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что мы знаем о Москве?"(УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока «Что мы знаем о Москве?»Тип урока: «Открытие» нового знания.Цель урока: Ознакомление детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы.За...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли под охраной человечества» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока:«открытие» нового знанияЦель урока: Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Задачи урока:Дидактические:...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Интересно - СПАСИБО!