Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okruzhayushchiy_mir.docx | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру
Дата: 05.02.19
Класс: 3 «Б»
Тип урока: изучение нового материала
Учитель: Казакова Любовь Сергеевна
Тема урока | «Природа и наша безопасность» |
Цель | Формирование представления об опасных природных явлениях |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Предметные:
Формируемые УУД Личностные: - проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; -понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость изучения окружающего мира; Регулятивные: -Оценивать и анализировать результат своего труда, определять, то что у него лучше всего получилось -Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; -Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Слушать и понимать речь других; Познавательные: - Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) -Составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с выполнением недостающих компонентов -Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; -Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы ;-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Оборудование | учебник «Окружающий мир» , 3 класс, 2 часть, автор: А.А. Плешаков, Презентация |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | |||||
Предметные | УУД | ||||||||
I. Организация класса на работу | |||||||||
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | -Здравствуйте, сейчас у нас урок окружающего мира. -Ребята, а как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали? - Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире? - Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира! | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя. | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия | Уметь организовать свое рабочее место Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | 2 мин. | ||||
II. Сообщение темы и постановка цели и задач урока | |||||||||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | -Ребята, давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? («Опасные места») -Посмотрите на картинке на слайде. Правильное ли поведение у ребят на картинке? (нет) -А какие правила они нарушают? -Давайте вспомним эти правила, прочитаем их. • Не свешивайся через перила. • Не сиди на перилах. • Не играй на балконе. • Не вставай, не садись, не ложись на подоконник, если открыто окно. • Не высовывайся из окна. -Посмотрите на следующие картинки, какие правила нарушают ребята? -Вспомним и прочитаем эти правила. • Не входи в лифт с незнакомым человеком. • Не прыгай, не играй в кабине. • Не спускайся в шахту лифта, не катайся на крыше лифта • Не пытайся выбраться самостоятельно из кабины застрявшего лифта, нажми кнопку «Вызов» и жди мастера. • При пожаре спускайся только по лестнице. -На следующих картинках ребята играют на стройке, безопасное ли место они выбрали для игр? -Верно, это совсем не безопасное место, там много строительных материалов, которые могут травмировать вас. -А на следующей картинки, безопасное ли место для игр выбрали дети? -Правильно, в трансформаторной будке очень высокое напряжение электрического тока, она может быть смертельно опасной. Нельзя заглядывать в эту будку, играть возле нее и нужно держаться от нее подальше. -Молодцы! Вы хорошо помните тему прошлого урока. -Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. -Я буду загадывать вам загадки, а ответы будут появляться в нашем кроссворде. Слушайте внимательно. - Загремел на небе гром, Сотрясается весь дом Я зажмурила глаза. Что на улице?…..(гроза) -Тот грибочек очень бледен И никем еще не еден, Потому что ядовит И очень этим знаменит.( поганка) -Здесь в лесу, среди болот Ядовитая живёт Под корягой сидит, злюка, И шипит, на всех змеюка Как зовут её? (Гадюка)
Дом сторожит, Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (собака) -Он на солнце поглядел, -Была зелёной, маленькой Потом я стала аленькой На солнце покраснела я, И вот теперь я спелая. (ягода) -Говорят, она хитра, -Мордочка усатая, -Кто это такой садовник — -Какое ключевое слово у нас получилось? (опасность) –Где нам могут встретиться опасности? -Давайте разделите данные слова –отгадки на 2 группы. На какие две группы мы можем разделить? -Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы, лиса неживая природа: гроза, дождь. -И сегодня мы с вами поговорим об опасностях в живой и неживой природе, о том, как можно себя обезопасить от различных природных условий, ядовитых растений и диких животных. -Тема нашего урока: «Природа и наша безопасность». | Вспоминают тему прошлого урока, рассматривают слайды Отвечают на вопросы учителя Вступают в диалог Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Отгадывают загадки Отгадывают загадки Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя Делят слова на две группы Слушают учителя | Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, осознавать свою учебную задачу. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | 5 мин | ||||
III. Изучение нового материала | |||||||||
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала; расширить представление учащихся оимениях в природе весной, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию материала урока. | -Что мы с вами отнесли к неживой природе? (гроза, дождь) -Какое из этих явлений природы опасно для жизни? (гроза) -Верно, это гроза. А вы знаете откуда берется гроза? -Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха поднимают их вверх и опускают вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с каплями. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством, между ними проскакивает искра. Возникает молния! Молния мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! В глубокой древности грозы боялись все- от мала до велика. Люди тогда думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет огромную опасность - удары молнии. -Ребята, а как вы считаете, что страшнее, гром или молния? -От грома никакого вреда нет. Опасаться нужно молнии. Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Воздух на всём её пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. А чтобы уберечься от молнии, людям необходимо знать и соблюдать правила. -Ребята, вы знаете какие правила нужно соблюдать во время грозы? -Давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили. Откройте учебник на странице 25 и прочтите как нужно вести себя во время грозы. -Мы выяснили, хорошо проводят ток деревья, вода и металлические предметы. Но это не значит, что молния не может ударить в какие-то другие места. Просто деревья, вода и металл больше привлекут молнию и тогда больше вероятность, что она ударит именно туда. -Для человека молния – опасное явление. Не выключенный телевизор, работающий мобильный телефон, способны легко притянуть ток, что опасно для человека. -Поэтому нужно обязательно соблюдать все правила! -Мы с вами двигаемся дальше. -Кто из нас не любит растения, их красивые цветы и листья! Люди разводят растения в саду и дома. Без них наша жизнь, наверное, была бы тусклой и скучной. Растения приносят нам огромную пользу- выделяют кислород, синтезируют органические вещества, дают пищу людям и животным. - Ребята, а как вы думаете, все ли растения безопасны? -Правильно, ребята, не все растения безопасны для человека. Некоторые растения могут вызвать сильные боли в животе и даже судороги. Съев некоторые растения, человек может даже умереть. Давайте рассмотрим опасные растения в нашем учебнике. -Итак, первое ядовитое растение это Белена. -Если отведать белены, спустя несколько минут возникает спутанность сознания, головокружение, зрительные галлюцинации, охриплость голоса, сухость во рту. Затем наступает потеря сознания. Ежегодно от отравления беленой страдают до 40 человек. Белена-это сорняк. Растет по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах. То есть встречается недалеко от тех мест, где живет человек. - Следующее опасное растение это Дурман. Растёт как сорняк вокруг жилищ, у дорог, на пустырях, часто образуя заросли. Это красивое растение, которое так и просится на клумбу. Но будьте осторожны, это растение очень ядовиты, особенно-цветки и плоды. - Следующее растение Ландыш. Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый его цветок кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат. К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину. Эти красивые ягоды, однако, совершенно несъедобные. Запомни: это очень ядовитые ягоды! Есть их ни в коем случае нельзя! -Вороний глаз. Часто в еловом лесу можно встретить оригинальное растение: высокий стебель, четыре крупных листа, а наверху— сизо-черную ягоду. Запомните, ребята, все части этого растения сильно ядовиты, особенно корневище и ягоды, содержащие опасные для здоровья человека вещества. -И последнее ядовитое растение с которым мы сегодня познакомимся - это Волчье лыко. Волчье лыко – красивое лесное растение с яркими блестящими ягодами. Так и хочется попробовать их на вкус. Но не всем известно, что волчье лыко ядовитое растение и употреблять его плоды в пищу противопоказано. Все части растения очень ядовиты, в особенности волокна древесины и ягоды. -Ядовитыми могут быть не только растения, но и грибы. -Ребята, какие ядовитые грибы вы знаете? -Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления – головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства – проявляются только через 10 – 13 или даже через 30 часов. За это время яд успевает основательно «поработать» в организме, так что при любом лечении остаётся мало надежды на выздоровление. -Бледная поганка похожа на шампиньон. Но у шампиньона пластинки розовые, с возрастом фиолетовые, а у поганки – чисто белые. Это очень надежный признак. Если встретишь похожий гриб с белой, а не с зеленоватой шляпкой, берегись его не меньше бледной поганки. Потому что это её родственница – поганка белая, тоже смертельно ядовитая. -Рассмотрите в учебнике другие ядовитые грибы -Чтобы не отравиться ядовитыми растениями и грибами нужно помнить несколько правил прочитайте их 1.Никогда не берите в рот плоды или другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, что они съедобны. 2. Никогда не собирай грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь. -Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. -И поговорим мы сейчас о змее. - Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны - 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная. А теперь на стр.28 прочитайте первые два абзаца. -Какой у нее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.) -В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.) -Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.) -Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. -Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. Прочитаем об этом в учебнике
| Слушают учителя Слушают учителя Работают по учебнику Слушают учителя Слушают учителя, отвечают на вопросы Работают по учебнику, слушают учителя Слушают учителя, отвечают на вопросы Рассматривают в учебнике ядовитые грибы Читают правила из учебника Работа по учебнику | Умение слушать и принимать на слух важную информацию, извлекать существенный материал; Уметь ориентироваться и четко отвечать на поставленные вопросы; Учащиеся научатся высказывать свою точку зрения | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Уметь оформлять свои мысли в устной форме Выражают свое мнение. | 24 мин | ||||
IV. Закрепление нового материала | |||||||||
Закрепить новый материал. | - Работа в рабочей тетради А теперь откройте рабочую тетрадь на стр. 16. Выполните задания. | Выполняют задания в рабочей тетради | Уметь логически размышлять; Умение слушать и воспринимать нужную информацию; | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков | 5мин. | ||||
V. Подведение итога урока | |||||||||
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить полученные знания. Оценить учащихся | - О чём мы сегодня с вами говорили? -Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе. - Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности? | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы. | Учащиеся учатся определять главную общеучебную задачу | Учатся оформлять свои мысли в устной форме Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения | 3 мин | ||||
VI. Рефлексия | |||||||||
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | - Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? -Поднимите большой палец вверх, если вам понравился урок -Я рада, что многим понравился наш урок. Но к сожалению урок наш окончен. -Всем спасибо за работу! | Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке. | Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции. | Оценивать и анализировать результат своего труда, определять, то что у него лучше всего получилось Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | 1мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...
Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....
Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...
Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...
Технологическая карта урока окружающего мира "Что мы знаем о Москве?"(УМК "Школа России",1 класс)
Тема урока «Что мы знаем о Москве?»Тип урока: «Открытие» нового знания.Цель урока: Ознакомление детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы.За...
Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли под охраной человечества» (УМК "Школа России" 4 класс)
Тип урока:«открытие» нового знанияЦель урока: Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Задачи урока:Дидактические:...
Комментарии
Интересно - СПАСИБО!
Интересно - СПАСИБО!