рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_.docx | 92.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2010).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Во 2 «В» классе обучается 27 человек, из которых 12 мальчиков и 15 девочек. Из них трое детей 2005 года рождения. Все остальные – 2006 года рождения. Учащиеся были зачислены в класс в 2013 году. В 2014 году в класс зачислили еще 2 человека.
До поступления в школу 19 детей воспитывались в детском саду, 8 человека посещали подготовительный класс школы, 8 человек воспитывались дома. При медицинском осмотре всего лишь 3 детей были признаны практически здоровыми. Все остальные дети имеют II и III группы здоровья, к которой относятся дети, имеющие функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, т.е. пропуски занятий по болезни могут составлять до 25 дней в год. В целях предотвращения отставания по выполнению программы обучения для таких учащихся предусмотрены индивидуальные занятия в часы консультаций.
На изучение технологии в первом классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
УМК
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы (+CD). В двух частях. Часть 1,2/ Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2/ Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2012.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Где мы живем? | 3 ч |
2. | Природа | 19 ч |
3. | Жизнь города и села | 10 ч |
4. | Здоровье и безопасность | 10 ч |
5. | Общение | 8 ч |
6. | Путешествия | 18 ч |
Итого: | 68 ч |
График проведения экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал | |
I четверть | 18 ч | Практическая работа | 4 |
Экскурсия | 1 | ||
Тест | 1 | ||
Стартовая диагностика | 1 | ||
II четверть | 14 ч | Практическая работа | 2 |
Экскурсия | 1 | ||
Тест | 1 | ||
Промежуточная диагностика | 1 | ||
III четверть | 18 ч | Практическая работа | 3 |
Тест | 1 | ||
Проверочная работа | 2 | ||
IV четверть | 14 ч | Практическая работа | 1 |
Экскурсия | 2 | ||
Тест | 1 | ||
Итоговая диагностика | 1 | ||
Итого: | 68 ч | Практическая работа | 10 |
Экскурсия | 4 | ||
Тест | 4 | ||
Проверочная работа | 2 | ||
Диагностика | 3 |
Содержание программы
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (19 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (16 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- правилам поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы), вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
- процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
- таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
- плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
- географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
- рельефные модели равнины, холма, оврага;
- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- модель торса человека с внутренними органами;
- муляжи грибов, фруктов и овощей;
- макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
- разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
- предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного фая);
- живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- демонстрационный экземпляр глобуса;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС (68 ч)
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | |||||||
1 | Родная страна. | - научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки; - получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона. | Регулятивные УУД: - понимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить речевое высказывание в устной форме; - умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнёра высказывания; - задавать вопросы; - контролировать свои действия и действия партнёра. | - знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; - формирование основ российской гражданской идентичности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - осознание своей этнической принадлежности | - различать государственные символы России; - анализировать информацию учебника; -различать национальные языки и государственный язык России; - извлекать из различных источников сведения о символах России. | ||
2 | Город и село. | - научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; - описывать предметы на основе предложенного плана; - получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе. | - сравнивать город и село; -рассказывать о своём доме по плану; -формулировать выводы; -распределять обязанности по выполнению проекта; -собирать информацию о выдающихся земляках; -проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивать свои достижения. | ||||
3 | Природа и рукотворный мир. | - научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; - получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | -различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре и группе; -формулировать выводы из изученного материала; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | - научатся оценивать свои достижения. | -выполнять тестовые задания учебника; -оценивать свои достижения и достижения учащихся. | ||||
Раздел «Природа» (20 ч) | |||||||
5 | Неживая и живая природа. | - научатся различать объекты живой и неживой природы; - получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения; - вносить необходимые коррективы в действия; - адекватно воспринимать оценку учителя; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные УУД: - строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить опыты; - наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь; - описывать изученные явления природы; - проводить несложные наблюдения и делать выводы; - анализировать схемы; - сопоставлять иллюстрации с описанием; - осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; - проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. - учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке. -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства. | -классифицировать объекты природы по существенным признакам; -различать объекты неживой и живой природы; -устанавливать связи м/у живой и неживой природой; -работать в паре. | ||
6 | Явления природы. | - научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; - получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой. | - работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; - приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; - анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; - рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; | ||||
7 | Что такое погода? | - научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; - выбирать одежду по погоде; - получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. | - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводить примеры погодных явлений; -сопоставлять научные и народные предсказания погоды; -работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа. | ||||
8 | В гости к осени (экскурсия). | - научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе; - получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе. | - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними; -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | ||||
9 | В гости к осени (урок). | - научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними; - получат возможность научиться осознавать ценность природы. | - работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. | ||||
10 | Звёздное небо. | - научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий; - получат возможность научиться моделировать созвездия. | находить на рисунке знакомые созвездия; -сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; -моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществлять самопроверку. | ||||
11 | Заглянем в кладовые земли. | - научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; - получат возможность научиться составлять собственную коллекцию. | - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различать горные породы и минералы; -работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; -формулировать выводы. | ||||
12 == 13 | Про воздух и про воду. | - научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; -описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | ||||
14 | Какие бывают растения. | - научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений. | -устанавливать по схеме различия м/у группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; -приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | ||||
15 | Какие бывают животные. | - научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных. | - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; -сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | ||||
16 | Невидимые нити. | - научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей; - получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. | - устанавливать взаимосвязи в природе; -моделировать изучаемые взаимосвязи; -выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивать свои достижения. | ||||
17 | Дикорастущие и культурные растения. | - научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте; - получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека. | -практическая работа: сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; -осуществлять контроль и коррекцию; -классифицировать культурные растения по определённым признакам; -находить информацию о растениях; -обсуждать материалы книги «Великан на поляне». | ||||
18 | Дикие и домашние животные. | - научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека; - получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. | - сравнивать и различать диких и домашних животных; -приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; -рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | ||||
19 | Комнатные расте ния. | - научатся узнавать и называть комнатные растения; - ухаживать за комнатными растениями; - получат возможность научиться делать выводы из изученного материала. | - узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; - практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; -оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | ||||
20 | Животные живого уголка. | - научатся определять животных живого уголка; - ухаживать за некоторыми из них. - получат возможность научиться готовить сообщение. | - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; | ||||
21 | Про кошек и собак. | - научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; - различать изученные породы; - получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам. | - определять породы кошек и собак; -обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | ||||
22 | Красная книга. | - научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы; - получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. | - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -предлагать и обсуждать меры по их охране; -использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | ||||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга» | - научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; - делать выводы. - получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. | - анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; -знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -предлагать аналогичные правила; -распределять обязанности по выполнению проекта; -извлекать информацию из различных источников; -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу. | ||||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||||
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | |||||||
25 | Что такое экономика. | - научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части; - получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - умение структурировать знания; - обобщать и делать выводы; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; -анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; -моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; -извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. | ||
26 | Из чего что сделано. | - научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; - получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей. | - классифицировать предметы по характеру материала; -прослеживать производственные цепочки, моделировать их; -приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | ||||
27 | Как построить дом. | - научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; - использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; - получат возможность научиться извлекать из текста необходимую информацию. | - рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); -сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -рассказывать о строительных объектах в своём селе; -предлагать вопросы к тексту. | ||||
28 | Какой бывает транспорт | - научатся классифицировать транспортные средства; - запомнят номера телефонов экстренных служб; - получат возможность научиться общий план рассказа. | - классифицировать средства транспорта; -узнавать транспорт служб экстренного вызова; -запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. | ||||
29 | Культура и образование. | - научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры; - получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию | - различать учреждения культуры и образования; -приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; | ||||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | - научатся определять названия профессий по характеру деятельности; - узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи; - получат возможность научиться обсуждать прочитанное. | - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определять названия профессий по характеру деятельности; -обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; -формулировать выводы; -распределять обязанности по подготовке проекта; -интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. | ||||
31 | В гости к зиме (экскурсия) | - научатся наблюдать за зимними природными явлениями; - получат возможность научиться проводить исследования. | - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. | ||||
32 | В гости к зиме. | - научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; - готовить сообщения и выступать с ними; - получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу. | - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; - вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||||
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга», «Профессии». | - научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||||
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | |||||||
35 | Строение тела человека. | - научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни; - получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: - осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков; - использовать знаково-символические средства; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. - умение структурировать знания; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - ориентация на здоровый образ жизни. | - работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. - работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; | ||
36 | Если хочешь быть здоров. | - научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня; - получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены. | - рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; - работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; - формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. | ||||
37 | Берегись автомобиля! | - научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. - получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | - моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - различать дорожные знаки; -формулировать правила движения по загородной дороге; - работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; осуществлять самопроверку; | ||||
38 | Школа пеше хода. | - научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения; - получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. | -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | ||||
39 | Домаш ние опасности. | - научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; - осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; - получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту. | - объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. | ||||
40 | Пожар. | - научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара; - получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы. | - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. | ||||
41 | На воде и в лесу. | - научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания; - получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде. | - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запомнить правила поведения во время купания; -различать съедобные и ядовитые грибы; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | ||||
42 | Опасные незна комцы. | - научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; - получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. | - характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. | ||||
43 | Проверим себя и оценим свои достиже ния по разделу «Здоровье и безопас ность». | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||||
Раздел «Общение» ( 7 ч) | |||||||
44 | Наша дружная семья. | - научатся объяснять, что такое культура общения; - получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; - умение структурировать знания; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Коммуникативные УУД: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - строить понятные для партнёра высказывания. | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - знание основных моральных норм; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. | ||
45 | Проект «Родословная». | - научатся составлять родословное древо своей семьи; - получат возможность научиться собирать информацию. | - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. | ||||
46 | В школе. | - научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива; - получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. | -рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивать с нравственных позиций формы поведения; -моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | ||||
47 | Правила вежливости. | - научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; - получат возможность применять правила вежливости на практике. | -обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; -формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -практическая работа: моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | ||||
48 | Ты и твои друзья. | - научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами; - получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. | обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -обсуждать правила поведения за столом; -формулировать правила этикета в гостях. | ||||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | - научатся вести себя в общественных местах; - получат возможность научиться применять полученные знания на практике. | - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. | ||||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | ||||
Раздел «Путешествия» (18 ч) | |||||||
51 | Посмот ри вокруг. | - научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; - получат возможность научиться работать с текстом. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - умение структурировать знания; - обобщать и делать выводы; - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование ценностей многонационального россий ского общества; становление гуманистичес ких и демокра тических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - знание основных моральных норм; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли. | ||
52 53 | Ориентирование на местности. | - научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам; - получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. | - находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; -осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | ||||
54 | Формы земной поверхности. | - научатся различать формы земной поверхности; - замечать и ценить красоту природы; - получат возможность научиться работать со схемой. | - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края. | ||||
55 | Водные богатст ва. | - научатся называть части реки; анализировать схему; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. | - различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; -составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | ||||
56 | В гости к весне (экскур сия) | - научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека; - получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. | - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | ||||
57 | В гости к весне. | - научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; - получат возможность научиться работать с текстом. | - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. | ||||
58 | Россия на карте. | - научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны; - получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. | -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты; -учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | ||||
59 | Проект «Города России». | - узнают новую информацию о городах России; - получат возможность научиться собирать информацию. | - распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. | ||||
60 | Путешествие по Москве. | - научатся находить Москву на карте России; - называть основные достопримечательности столицы; - получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы. | - находить Москву на карте России; -знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | ||||
61 | Московский Кремль. | - научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России; - получат возможность научиться работать с текстом. | - обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.
| ||||
62 | Город на Неве. | - научатся находить Санкт-Петербург на карте России; - находить в тексте нужную информацию; - получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. | - находить Санкт-Петербург на карте России; -знакомиться с планом Санкт-Петербурга; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | ||||
63 | Путешествие по планете. | - научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; - осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; - получат возможность научиться работать с картой и глобусом. | - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. | ||||
64 | Путешествие по матери кам. | - научатся находить материки на карте мира; - осознают масштабность нашей планеты; - получат возможность научиться готовить сообщения. | - находить материки на карте мира; -знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | ||||
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | - научатся различать физическую и политическую карты мира; - показывать на политической карте мира территорию России; - получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны. | - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей. | ||||
66 | Впереди лето. | - научатся работать с атласом-определителем; - узнают о жизни насекомых и растений летом. - получат возможность научиться записывать свои наблюдения. | - определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». | ||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | - научатся оценивать свои достижения. | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | ||||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | - научатся выступать с подготовленным сообщением; - расширят и углубят знания по выбранной теме. | -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...