Урок окружающего мира Звери-млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Филиппова Надежда  Григорьевна

Урок  окружающего  мира  для  учащихся  1  класса  по  программе "Начальная школа 21 век"

.Цель: Познакомить детей с группой животных – звери (млекопитающие)   

Задачи:

  • учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия;
  • создать условия для выявления существенных признаков группы млекопитающих (зверей);
  • развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам;
  • развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”;
  • воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИППОВА Надежда Григорьевна

Тема урока: «Звери- млекопитающие».  1 класс.

(Программа «Начальная школа 21 век»)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить детей с группой животных – звери (млекопитающие)

Задачи:

  • учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия;
  • создать условия для выявления существенных признаков группы млекопитающих (зверей);
  • развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам;
  • развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”;
  • воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Формируемые УУД:

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты.

Личностные – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к нему; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные – работать в группах по изучению учебного материала; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Регулятивные – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения результата.

Оборудование:

Презентационное сопровождение урока; Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: учебник, раздаточный материал (картинки с разными животными, карточки для индивидуальной работы).

1.Проблемная ситуация- определение темы урока . Положите перед собой рабочий лист. Среди предложенных животных в каждой  строке  есть лишнее  животное, зачеркните его.      ( работа в парах на листе) . Кто лишний в первой  строке  ? Почему?  ( на  слайде изображение ) Кто лишний  во  второй  строке?  Почему? В  третьей  строке? Почему?  

бабочка

медведь

лиса

верблюд

волк

ёж

щука

бобёр

жираф

снегирь

зебра

тигр

В результате работы убираются бабочка, снегирь, щука, так как это по одному  представителю  другой группы животных )
- Как можно назвать оставшуюся группу животных? (ответ: звери) О ком же мы будем говорить  на  уроке?  О зверях.  Кто  такие  звери? ( если не ответят, сразу работа по учебнику)

(  слайд  – звери   -животные, тело которых  покрыто  шерстью)
2.Изучение нового: работа в парах

Откройте  учебник  на  стр. 32.  Рассмотрите покров тела у изображённых  зверей. Прочитайте  текст и  ответьте  на  вопросы в  рабочем  листе, задание 2: 1.Зачем зверям нужен мех? 2. У кого густой и теплый мех?   3. Какой мех у  морских зверей? - От чего может зависеть густота  меха?

Количество шерсти у  зверей может быть разной. У медведя, например, ее много, у слона мало.

Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь ( от среды обитания), и какой образ жизни он ведет.

3.Введение понятия: млекопитающие 

Давайте  поиграем. Я буду  называть  зверя, а вы его  детёныша: волк – волчёнок, жираф – жирафёнок,  медведь – медвежонок, лиса – лисёнок, верблюд – верблюжонок,  ёж – ежонок, бобр – бобрята, тигр – тигрёнок, зебра – жеребёнок,  (  либо  работа  в  парах – один называет зверя, а другой  его  детёныша) Молодцы. Чем  же  звери  выкармливают  своих  детёнышей?  ( молоком)

Ребята,  а  как  же  ещё  можно  назвать  зверей  по  способу  выкармливания  своих детёнышщей? ( млекопитающие)  Совершенно  верно. Млекопитающие». Мы можем разделить это слово на две части:
«Млеко» и «питающие». «Млеко» - так раньше называли молоко, «Питающие» -это те, кто от природы может его давать его. Вот и получилось из двух слов «млекопитающие» 

4. Физминутка: Давайте  немного  отдохнём.  

Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ногу ногу, раскачивать туловище в стороны)
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Вот и вся наша  зарядка -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
И спасибо вам, зверятки!

Как  же передвигается зайчик,  лисичка, волк, мишка?

Откройте  учебник  на  стр. 33. Посмотрите как  передвигаются  звери. Как  же  передвигаются  звери? По учебнику

Закрепим.   Задание  3  на  рабочем  листе. Выполните  в  парах.  ( слайд)

5.Закрепление  изученного.

О  ком  же  мы  говорили?  ( о зверях) . Тест ( слайд)

- Повторим  изученный материал. Я вам буду задавать вопрос и предлагать три варианта ответа, вы должны будете выбрать правильный и записать на листочке задание 5 выбранные  буквы.

1.Млекопитающими называют:

А) птиц        

Б) зверей

В) насекомых

2.Чем покрыто тело зверей?

Г) чешуёй И)  шерстью Ж) перьями

3.Определи, в какой  группе  все  звери:

К)щука, медведь, лиса, бабочка, олень

Л)синица, волк, воробей, стрекоза, заяц

С)ёж, волк, заяц, лиса, тигр

Давайте проверим. Прочитайте, какое слово получилось? Что значит  это  слово? (возглас публики в театре, концерте и т.п., требующий от исполнителя повторения).  Поднимите руки, у кого получилось слово «бис»?.

7. Итог урока. Рефлексия

- На уроке вы сегодня познакомились с млекопитающими. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих. Многие из них находятся под угрозой исчезновения, поэтому мы должны бережно относиться к животным, не обижать и не дразнить их.

.

Если из гнезда упала птица - мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно - мне больно.

Если ствол сломали бесшабашно - мне страшно.

Им бы жить на белом свете – Я ЗА НИХ В ОТВЕТЕ! писал Сергей   Островский.

Любите природу, не обижайте животных. Мы за них в ответе.

Давайте подведем итог нашего урока. Закончите предложения:

-Сегодня я узнал (а)…

- Дома родителям расскажу о...

-Сегодня  вы  все  хорошо  поработали давайте скажем  себе - бис  и   пооплодируем друг  другу.

Урок окончен.

Тема урока: «Звери- млекопитающие».  1 класс.

(Программа «Начальная школа 21 век»)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить детей с группой животных – звери (млекопитающие)

Задачи:

  • учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия;
  • создать условия для выявления существенных признаков группы млекопитающих (зверей);
  • развивать произвольное внимание и умение классифицировать объекты по разным признакам;
  • развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”;
  • воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Формируемые УУД:

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты.

Личностные – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к нему; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные – работать в группах по изучению учебного материала; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Регулятивные – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения результата.

Оборудование:

Презентационное сопровождение урока; Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: учебник, раздаточный материал (картинки с разными животными, карточки для индивидуальной работы).

1.Проблемная ситуация- определение темы урока . Положите перед собой рабочий лист. Среди предложенных животных есть лишние, зачеркните их.      ( работа в парах на листе) . В первой  строке  лишний? Кто они?
(Предлагаются следующие животные:  

бабочка

медведь

лиса

верблюд

волк

ёж

щука

бобёр

жираф

снегирь

зебра

тигр

В результате работы убираются бабочка, снегирь, щука, так как это по одному  представителю  другой группы животных )
- Как можно назвать оставшуюся группу животных? (ответ: звери)
( на доске табличка – звери)

2.Изучение нового: работа в парах

Перед вами  животные: птица, рыба,  лиса. Прочтите вопрос  и  ответьте  на  него: Чем  покрыто  тело  каждого  животного?( в паре  на  листе)

Откройте  учебник  на  стр. 32.  Рассмотрите покров тела у изображённых  зверей. Прочитайте  текст и  ответьте  на  вопросы: 1.Зачем зверям нужен мех? 2. У кого густой и теплый мех?   3. Какой мех у  морских зверей? - От чего может зависеть густота  меха?

Количество шерсти у  зверей может быть разной. У медведя, например, ее много, у слона мало.

Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь ( от среды обитания), и какой образ жизни он ведет.

Введение понятия: млекопитающие 

Как назыв детёныши зверей ЧЕМ  КОРМЯТ  ДЕТЁНЫШей  звери. Молоком  их  ещё назыв млекопит

Слайд 5) - А чем они их кормят? (Ответ: молоком)
Ребята значит какой мы можем сделать вывод?
(Ответ: звери, которые живородящие выкармливают детёнышей молоком. Соответственно их называют млекопитающие.)


«Млекопитающие». Мы можем разделить это слово на две части:
«Млеко» и «питающие». «Млеко» - так раньше называли молоко, «Питающие» -это те, кто от природы может его давать его. Вот и получилось из двух слов «млекопитающие» 

Вывод – звери-млекопитающие покрыты  шерстью


4. Физминутка: покажите, как  передвигается  зайчик, лиса,  летучая мышь,  тюлень. Молодцы.     Откройте  учебник  на  стр. 33. Посмотрите как  передвигаются  звери.  Задание  3  на  рабочем  листе. Выполните  в  парах.

Как  же  передвигаются  звери? По учебнику

5. Тип питания млекопитающих.

Вы  узнали, что звери рождают живых детёнышей,  бегают, летают, плавают, прыгают, тело  их  покрыто  шерстью.  А  чем же  они  питаются? ( насекомыми, растениями, другими  животными).

Соберите пазл  и  узнайте, чем  питается зверь.

1ряд: червяки, муравьи, жуки – крот, ёж, муравьед, медведь

2 ряд: ягоды, орехи, жёлуди, корешки, грибы, зерно – белка, суслик, , олень, медведь

3 ряд: мыши, рыбы, косули, зайцы, рябчики – тигр, лиса, волк, медведь

- Назовите млекопитающих первой группы, чем они питаются? (ЁЖ, крот, муравьед питаются насекомыми)

-Эту группу животных можно назвать насекомоядными.

-Назовите млекопитающих второй группы и что они употребляют в пищу) (Белка, суслик, лошадь питаются растениями или их семенами)

- Их называют растительноядными.

-Назовите зверей третьей группы и их тип питания( лиса, выдра, тигр- хищники)

-Какой же зверь всенм  встретился  в  каждом  ряду?  Чем  же  питается  медведь?

- Представители четвёртой группы и как можно назвать их тип питания? (медведь- всеядный)

Вывод: среди млекопитающих по типу питания можно выделить растительноядных, насекомоядных, хищников и всеядных животных.

Откройте  учебник  на  стр. 34,  ещё раз  посмотрите, кто  и  чем  питается?

- Откройте рабочую тетрадь на странице 58. Сейчас мы проверим, как вы поняли и запомнили животных по типу их питания.  Поставьте  галочку  рядом  с  хищником.  Назовите. Кто  остался?  Как  питаются  они?.

6.Закрепление  изученного.

Давайте  вспомним  тему  урока: звери-млекопитающие

 . Тест

- Сейчас мы посмотрим, как вы усвоили изученный материал. Я вам буду задавать вопрос и предлагать три варианта ответа, вы должны будете выбрать правильный и записать на листочке.

1.Млекопитающими называют:

А) птиц

Б) зверей

В) насекомых

2.Чем покрыто тело зверей?

Г) чешуёй И)  шерстью Ж) перьями

3.Определи, в какой  группе  все  звери:

К)щука, медведь, лиса, бабочка, олень

Л)синица, волк, воробей, стрекоза, заяц

С)ёж, волк, заяц, лиса, тигр

- Давайте проверим.Прочитайте, какое слово получилось? Что значит  это  слово? (возглас публики в театре, концерте и т.п., требующий от исполнителя повторения).  Поднимите руки, у кого получилось слово «бис»?.

7. Итог урока. Рефлексия

- На уроке вы сегодня познакомились с млекопитающими. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих. Многие из них находятся под угрозой исчезновения, поэтому мы должны бережно относиться к животным, не обижать и не дразнить их.

И я прочту вам стихотворение Сергея Островского.

Если из гнезда упала птица - мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно - мне больно.

Если ствол сломали бесшабашно - мне страшно.

Им бы жить на белом свете – Я ЗА НИХ В ОТВЕТЕ!

Любите природу, не обижайте животных. Мы за них в ответе.

Давайте подведем итог нашего урока. Закончите предложения:

-Сегодня я узнал (а)…

- Дома родителям расскажу о...

-Сегодня  вы  все  хорошо  поработали давайте себе пооплодируем - бис


  (

2.

Рабочий  лист

1.Кто  лишний: вычеркни

бабочка

медведь

лиса

верблюд

волк

ёж

щука

бобёр

жираф

снегирь

зебра

тигр

2.  Откройте  учебник  на  стр. 32.  Рассмотрите покров тела у изображённых  зверей. Прочитайте  текст и  ответьте  на  вопросы:

1.Зачем зверям нужен мех?                                                                                                                                                                  2. У кого густой и теплый мех?                                                                                                                                                              3. Какой мех у  морских зверей?                                                                                                                                                                            4. От чего может зависеть густота  меха?

3.Кто  как передвигается:  обведи

-обезьяна: летает, прыгает, лазает, бегает;

-летучая мышь: летает, бегает, прыгает, ползает

-кит: прыгает, летает, плавает, бегает

-кенгуру: прыгает, плавает, летает

 4. Какой зверь составлен из пазла, запиши

1ряд: червяки, муравьи, жуки – ________________________________________________________________

2 ряд: ягоды, орехи, жёлуди, корешки, грибы, зерно – ________________________________________________

3 ряд: мыши, рыбы, косули, зайцы, рябчики- ________________________________________________________

5.Какое слово получилось, запиши ______________________________

https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/12/6015/img12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Урок окружающего мира 1класс "Звери-млекопитающие" УМК "Начальная школа 21 век"

Тема урока: Звери- млекопитающие.  1 класс.Задачи.Образовательные:Дать понятие «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные».Закрепить понятие «млекопитающие», Развивающие...

Открытый урок по окружающему миру «Звери – млекопитающие» 1 класс

Урок соответствует тематическому планированию по курсу «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа 21века.  По типу – это урок открытия новых знаний по теме «Звери - млекопитающие».Урок разработан в т...

Урок окружающего мира "Звери - млекопитающие"

Тема урока: «Звери- млекопитающие».  1 класс.(Программа «Начальная школа 21 век»)Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:1.      Образовательные:  дать пон...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс

Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...

Проверочная работа по окружающему миру "Звери-млекопитающиеся"

Работа из 10 заданий. Девять заданий тестового вида, одно задание, требующее развернутого ответа....

Конспект урока по окружающему миру "Звери-млекопитающие"

Урок окружающего мира (2 класс).Тема урока: Звери – млекопитающие...