Конспект урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тема урока:" Куда текут реки?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu_kuda_tekut_reki.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Тема урока: «Куда текут реки?»
Подготовила: учитель начальных классов Куксова Д.А.
Цели: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
- Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
- Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
- Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
- Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Ход урока
- Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок – начинается урок .
Тихо все за парты сели, на меня внимательно посмотрели.
Чтобы природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
- Актуализация знаний и формулирование проблемы урока
Загадка:
На столе передо мной закружился шар земной
Африка, Экватор, Полюс
Уместил всю Землю …. (Глобус)
- А что такое глобус?
- Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)
- Какого цвета больше? (Больше голубого)
- Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты)
- А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
- Чего больше на планете Земля? (Воды)
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.
- Какие водоемы суши вы знаете? (река, озеро, пруд,). Лента синяя – река, круг синий – озеро.
- Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь (ученик читает загадку):
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)
- Вспомним, какую пользу приносят реки (место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.)
Как вы считаете, может ли река принести столько пользы, если её воды будут стоять на месте? (нет)
- Какое предположение вы можете сделать?
Постановка проблемного вопроса
- Я приготовила для вас вопрос, который из слов вы составите сами.
4 человека выходят с карточками к доске (Овсянникова Н., Куукина В., Денисов Д., Быкова К., Захватова С.). Дети выстраиваются таким образом, чтобы можно было прочитать тему урока «Куда текут реки?»
- Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).
А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.
- Что нужно для путешествия? (карта или маршрут)
- Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.
- Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки)
III. Работа над новым материалом.
Работа по учебнику с.66. Один ученик выходит к доске.
- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:
Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.
(дети называют реку Осётр)
- Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река)
- Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку)
- В какую реку впадает Осётр? (в Оку)
Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва)
Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)
- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку)
- Назовите её. (Волга)
- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)
- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире)
- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море)
- Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).Значит куда ,ребята, в конечном итоге впадают реки? (в моря)
Знакомство с рекой Волгой (Волга-кормилиа). Стихотворение Т. Лавровой «Волга» читает Губанова К.
Физкультминутка «Море волнуется раз…»
IV. Практическая работа в группах
- Рассмотрите рисунки на стр. 67. Отгадайте загадку:
- Про что так говорят:
Кругом вода,
А с питьём – беда. (Про море)
Скажите, чем отличается река от моря.
- Почему же в море с питьём беда?
Опыт «Изготовление морской воды»
А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море
Описание работы:
(опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)
Цель: изготовить морскую воду. Узнать, чем отличается морская вода от речной.
Оборудование:
На столах у детей стоят стакан и ёмкость с морской солью. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.
План работы:
1. Изготовление морской воды.
2. Сравните речную и морскую воду по запаху.
3. Сравните речную и морскую воду по цвету.
Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.
V. Экологическая беседа
Почему воду нужно беречь и охранять
– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется. О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?
Вывод:
Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
VI. Итог урока.
Сегодня на уроке:
- Я научился.....(различать реку и море)
- Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)
- Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...