Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат уроки Благодер В.Г. и, в частности, представленный урок.
Данный урок является уроком открытия нового знания по теме «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств». Учитель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует требованиям технологии системно-деятельностного подхода.
Тема и цель урока определены самими учащимися. Все этапы урока спланированы, каждая часть урока реализована как по времени, так и по содержанию изучаемого материала. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя. Основной задачей учителя на уроке является создание условий для самостоятельной работы учеников при изучении нового и обобщении изученного ранее материала.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные инновационные активные методы обучения, ИКТ-технологии, элементы проблемного обучения и др. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика.
Для успешного достижения цели урока продуманы и формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, выполнение различных аналитических и творческих заданий. Формы и методы, используемые на уроке, соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Все это позволяет оптимально увеличить плотность урока.
Рефлексивно-оценочный этап урока проведен на определение степени эффективности урока, выявления затруднений учащихся на уроке, оценку их интереса к уроку.
Рецензент: Житкова Елена Николаевна – заместитель директора по учебной работе, учитель высшей квалификационной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogogrannyy_mir_chuvstv.docx | 39.66 КБ |
mnogogrannyy_mir_chuvstv.pptx | 184.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Второе направление - начальная школа
Урок окружающего мира
для 4 класса на тему:
«Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Автор: Благодер Виктория Гариевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
муниципального образования
город-курорт Геленджик
2014-2015 учебный год
Тема урока: «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Цель урока: сформировать у учащихся систему знаний об органах чувств.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
- определить правила гигиены органов чувств;
Развивающие:
- развивать умение сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст;
- развивать умение учащихся критически анализировать полученную информацию;
- формировать умение видеть и анализировать различные, в том числе противоположные точки зрения на рассматриваемые проблемы, формировать навыки работы в коллективе;
- определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности,
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму;
- формировать толерантное отношение к людям, уважение к их позиции;
- формировать умение осуществлять самоконтроль, рационально планировать и оценивать собственную работу и работу товарищей.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения при работе в парах, группах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель и задачи деятельности на уроке;
- работать по предложенному плану, отличать верно выполненное задание от неверного;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других, уметь работать в паре и в группах;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
Предметные
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно, применять знания в жизни.
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
Оборудование и материалы к уроку:
- наборы предметов, необходимых для проведения исследований, карточки с заданиями для индивидуальной работы, работы в парах и группах, материалы для тестирования;
- интерактивный комплекс, компьютер с электронным приложением «Большая энциклопедия КМ», мультимедийная презентация с основными этапами урока;
- карточки с разноцветными кругами для рефлексии;
Ход урока
Этапы урока, хронология | Цель этапов урока | Деятельность | |||||||||||
Учителя | Учащихся | ||||||||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 4 мин. | Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Организация учебного процесса на этапе 1 «Если что-то я не знаю, но хочу узнать, Не ленюсь, не унываю, главное – начать» - Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета представлялась живым существам совершенно темным беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, тепло и холод, прикосновения, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус – первые внешние чувства. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасностей. Постепенно первым существам открывался мир красок и звуков. Животные приобретали защитную окраску, учились тихо подкрадываться к добыче или затаиваться от врага. Все совершеннее становилось их восприятие, все разнообразнее воспринимаемый ими мир живой природы. СЛАЙД № 1. Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? - Знаете ли вы, какие органы играют роль информаторов, помогают нам познавать окружающий мир? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. - Какие вопросы вы бы включили для обсуждения на данном уроке? Поставьте для себя цель на урок окружающего мира, используя наш набор глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, выявить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать... Работа в группах. -Перед вами слова, которые связаны с различными органами чувств. Каждая группа имеет свой значок глаза, или уха, или носа, или языка, или руки. Пожалуйста, выберите соответствующие этому органу слова. СЛАЙД № 2 Проверка правильности выполнения задания.
| Активное эмоциональное слушание вступительного слова учителя под фоновую классическую музыку. Как работает организм человека. Учащиеся высказывают различные точки зрения. Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске. Сегодня на уроке мы узнаем новое об органах чувств, об их строении и роли в нашем организме. Цель урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и разобраться, как он при их помощи получает информацию об окружающем мире? Совместно с учащимися на доске оформляется план урока. Каждая группа получает одинаковый набор слов и картинку с изображением одного органа чувств: (Приложение № 1) Учащиеся выбирают слова, соответствующие выбранному органу. Представители каждой группы на ноутбуке учителя набирают эти слова, помещая в нужный столбик. Группы осуществляют взаимопроверку. | ||||||||||
2. Акту-ализация и фиксирование индии-видуаль-ного за-труднения в пробном действии. 2 мин. | Цель этапа - подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к постро-ению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Организация учебного процесса на этапе 2 СЛАЙД № 3 Сценка Лена: Я знаю, что у человека пять органов чувств: глаз, ухо, нос, язык и кожа. - Предположите, о каком органе чувств говорит Миша. - Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания о пяти уже перечисленных вами органах чувств человека. | Диалог двух заранее подготовленных учащихся Учащиеся высказывают свои предположения. | ||||||||||
3. Постро-ение про-екта выхода из затрудне-ния 4 мин | Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Организация учебного процесса на этапе 3 Итак, я думаю, что нас ждут великие открытия. - Работать вам предстоит в 6 научных центрах. Представьте, что вы ученые, изучающие органы чувств. Перед вами стоит очень важная задача: подготовить информацию об одном органе чувств, т.е. составить его паспорт. Как вы думаете, каков будет план вашего исследования? Итак, друзья, на моём столе вы видите различные предметы, которые помогут вам определить исследуемый орган чувств. Прошу представителей от каждого научного центра подойти и выбрать необходимые. | Учащиеся высказывают различные точки зрения. В результате фронтальной работы на доске появляется алгоритм: 1. Название органа чувств. 2. Как устроен орган. 3. Что воспринимает. 4. Гигиена. Набор предметов для групп: 1 группа: конфеты, сок, чеснок. 2 группа: картинки, фотографии; 3 группа: пробники духов, мыло; 4 группа: вата, колючий мячик. 5 группа: телефон, колокольчик. | ||||||||||
4. Этап реализации построен-ного проекта 6 мин. | Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Друзья, в вашем распоряжении находится основной источник информации - статья учебника учебника «Окружающий мир» под ред. А.А. Вахрушева для 4 классов часть 1 (стр. 44-51). Будьте внимательны. А так же у нас есть доступ к электронному приложению БЭКМ. По окончании работы представьте результаты своего исследования по составленному вами алгоритму. Выберите выступающего или выступающих. - Каждой группе на исследование и подготовку своего выступления даётся 5 минут. (Приложение 2) Если понадобится моя помощь, консультация - обращайтесь. Я обязательно помогу. Если всё понятно, приступайте к работе, помня о правилах работы в группе. | Класс уже разделен на 5 групп по количеству изучаемых органов чувств. На первом этапе учащиеся работают в парах со статьями учебника, посвященными органам чувств, делают пометки, выделяют основные моменты. На втором этапе – обсуждают полученную информацию в своей группе, заполняя таблицу в соответствии с алгоритмом. Шестая группа из 2 человек выполняет отдельное задание по поиску информации о роли мозга в обработке данных, полученных от органов чувств в электронном приложении «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Физ. минутка. | ||||||||||
5. Этап первичного закрепле-ния с про-говариванием во внешней речи 15 мин. | Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Организация учебного процесса на этапе 5 Итак, прежде чем знакомиться с результатами ваших исследований, давайте обсудим критерии оценивания выступления. В распоряжении каждого научного центра всего 1-2 минуты. | Учащиеся предлагают свои критерии оценки выступлений. Представители «научных» центров выступают с информацией, отвечают на вопросы «слушателей» | ||||||||||
6. Этап самостоя-тельной работы с самопро-веркой по эталону 3 мин. | Цель этапа - переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | Организация учебного процесса на этапе 6 СЛАЙДЫ № 4-6 Прекрасная работа. Предлагаю ученым- исследователям пройти процедуру тестирования. Выбор уровня сложности тестового материала прошу сделать самостоятельно, показав сигналы: красный – высокий уровень сложности (Тест С), желтый– средний (Тест В), зеленый– низкий уровень (Тест А). (Приложение 3) СЛАЙДЫ № 4-6 | Учащиеся, пользуясь сигнальными карточками, показывают свой выбор и в течение 2 минут выполняют задания теста. Самопроверка результатов тестирования проводится с помощью слайдов презентации. | ||||||||||
7. Этап включения в систему знаний и повторе-ния 2 мин. | Основной целью этапа является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Организация учебного процесса на этапе 7 СЛАЙД № 7 Коллеги, давайте пофантазируем, закройте глаза и представьте себя с крепко завязанными глазами, оказавшимися: - на тропическом острове; - с аквалангом на дне моря; - на городской площади. (по выбору). Что вы ощутили? Итак, вернёмся к проблеме, возникшей в начале урока, что же за шестое чувство у человека? Конечно, это чувство равновесия. - Работа этого органа тесно связана с другими органами чувств. Спасибо. - Как вы понимаете слова: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» -Почему при поражении мозга в височной области человек перестает слышать несмотря на то, что орган слуха остался неповрежденным? Почему при сильном ударе затылком, человек может ослепнуть? За работу всех органов чувств отвечает мозг. Он обрабатывает сигналы, поступающие от всех органов чувств и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. СЛАЙД № 8 Посмотрите, на иллюстрации цифрами обозначено, в какую часть мозга поступает информация: Молодцы! Совместными усилиями можно достичь больших результатов. Скажите, какие органы чувства рассказали Серёже о том, кто находится в комнате. «Серый, маленький, с четырьмя лапками и хвостиком»,- сказало ____________________. «Мягкий, пушистый, тёплый»,- подсказало ______________. «Ласково мурлыкает»,- добавил _____________. «Разлил мамины духи»,- наябедничало _______________. ____________________ молчал, он знал, что его хозяин кота есть не собирался. | Учащиеся описывают, что ощущают их органы чувств. Какую информацию они получают. В ходе рассказов о своих ощущениях некоторые упоминают чувство равновесия. Учащиеся высказывают различные точки зрения, приводят примеры. Шестая группа учащихся, знакомит класс с информацией, полученной с помощью электронной энциклопедии КМ. Учащиеся высказывают различные точки зрения Учащиеся строят гипотезы, приводят примеры, говорящие о недопущении травм головы, сотрясения мозга. Таблички с названиями органов чувств прикреплены в разных частях класса. Учащиеся «голосуют ногами», выбирая правильный ответ. | ||||||||||
8. Этап рефлексии учебной деятель-ности на уроке 4 мин. | Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Цель: - развивать навыки поиска, отбора и анализа информации; - закрепить полученные знания и формированные компетенции | Организация учебного процесса на этапе 8 -Чем интересен был урок? Что нового вы открыли для себя? - Что вам удалось на уроке? В чем испытывали затруднения? Продолжите мои фразы: Я сегодня узнал … - Было трудно ... - Было интересно … - Я понял, что … - Я почувствовал, что … - Теперь я могу… - Я научился … - Я смог … - Я попробую … - Мне захотелось … - Оцените с помощью карточек, был ли данный урок вам полезен с точки зрения саморазвития и получения полезной информации, новых навыков и умений: в высокой степени – красный цвет, на среднем уровне – желтый цвет, на удовлетворительном уровне – зеленый. (Приложение № 4). Благодарю вас за ваше желание общаться на уроке, за стремление к получению новых знаний, за доброжелательное отношение друг к другу. - Ребята, чья работа на уроке, на ваш взгляд, была наиболее активной и достойна высокой оценки? Учитель выставляет оценки названным учащимся в соответствии с качеством их работы на уроке. Домашнее задание для всех учащихся: Изучить материал урока 11. Составить памятки по гигиене органов чувств. Домашнее задание для желающих: найти в сети Интернет информацию о людях, потерявших один или несколько органов чувств. Рассказать, как они приспосабливаются к жизни. | Учащиеся, отвечая на вопросы, «проживают» урок еще раз, делая акценты на самых важных для себя моментах. Учащиеся поднимают карточки с кругами разных цветов. Учащиеся называют фамилии наиболее активных одноклассников, Учащиеся записывают задание в дневник. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка правильности выполнения задания красный круглый зелёный визгливый громкий тихий душистый тухлый ароматный вкусный солёный горький сладкий колючий горячий твёрдый
Самопроверка по эталону ТЕСТ А 1. Органы осязания: мышцы кожа носовая полость 2. С его помощью человек может чувствовать свет, определять форму, цвет, размер предметов, их движение: орган зрения орган осязания орган обоняния 3. Позволяют человеку воспринимать речь: органы зрения органы слуха органы вкуса 4. Ушные косточки: защищают барабанную перепонку от повреждений усиливают и передают колебания барабанной перепонки укрепляют органы равновесия 5. При насморке человек временно теряет: дыхание осязание обоняние 6. Орган обоняния находится: на коже во рту в носовой полости 7 . Больше всего чувствительных клеток сконцентрировано: на спине на стопе на подушечках пальцев 8. Руководит работой органов чувств: головной мозг спинной мозг сердце 9. К органам чувств не относятся: кожа уши мышцы
Самопроверка по эталону ТЕСТ В 1. Первыми получают информацию об окружающем мире: мозг мышцы чувствительные клетки 2. Органы осязания: мышцы кожа носовая полость 3. С его помощью человек может чувствовать свет, определять форму, цвет, размер предметов, их движение: орган зрения орган осязания орган обоняния 4. Слой нервных клеток на дне глаза, воспринимающий ночью оттенки серого цвета: хрусталик сетчатка роговица 5. Позволяют человеку воспринимать речь: органы зрения органы слуха органы вкуса 6. Ушные косточки: защищают барабанную перепонку от повреждений усиливают и передают колебания барабанной перепонки укрепляют органы равновесия 7. При насморке человек временно теряет: дыхание осязание обоняние 8. Орган обоняния находится: на коже во рту в носовой полости 9. Больше всего чувствительных клеток сконцентрировано: на спине на стопе на подушечках пальцев 10. Руководит работой органов чувств: головной мозг спинной мозг сердце 11. С помощью какого органа человек получает самое большое количество сведений об окружающем мире? глаза уши язык
Самопроверка по эталону ТЕСТ С 1. Органы осязания: мышцы кожа носовая полость 2. С его помощью человек может чувствовать свет, определять форму, цвет, размер предметов, их движение: орган зрения орган осязания орган обоняния 3. К органам чувств не относятся: кожа уши мышцы 4. Первыми получают информацию об окружающем мире: мозг мышцы чувствительные клетки 5. С помощью какого органа человек получает самое большое количество сведений об окружающем мире? глаза уши язык 6. Снабжают органы человека строительным материалом и энергией : органы выделения органы чувств органы пищеварения 7. Слой нервных клеток на дне глаза, воспринимающий ночью оттенки серого цвета: хрусталик сетчатка роговица 8. Позволяют человеку воспринимать речь: органы зрения органы слуха органы вкуса 9. Ушные косточки: защищают барабанную перепонку от повреждений усиливают и передают колебания барабанной перепонки укрепляют органы равновесия 10. При насморке человек временно теряет: дыхание осязание обоняние 11. Орган обоняния находится: на коже во рту в носовой полости 12. Больше всего чувствительных клеток сконцентрировано: на спине на стопе на подушечках пальцев 13. Руководит работой органов чувств: головной мозг спинной мозг сердце
Я слышу, чувствую, вижу, ощущаю…
“Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы ”. И.М.Павлов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 1 классе по окружающему миру.
Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме " Как животные весну встречают" УМк ПНШ....
конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант
Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....
конспект урока в 4 классе по окружающему миру
конспект урока в 4 классе по окружающему миру по программе Школа России...
Конспект урока в 3 классе по окружающему миру "Вставай, страна огромная" УМК "Школа 2100" + презентация
Подробный план-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа 2100" , презентация к этому уроку....
План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру по учебнику Плешакова по теме "Обобщение по разделу "Родной край""
Открытый урок....
Конспект урока-проекта по ознакомлению с окружающим миром
Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды....