Межпредметный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: Николай Сладков "Апрельские шутки".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Таланцева Светлана Борисовна

Цель: показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля.

I. Предметные:

1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле.

 2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения.

  3. Воспитывать любовь к родной природе.

II. Метапредметные:

1) познавательные УУД:

- формировать мыслительную деятельность учащихся;

- формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;

2) регулятивные УУД:

- формировать учебную деятельность; самоконтроль, целеполагание, прогнозирование;

3) коммуникативные УУД:

- развивать творческое мышление;

- формировать умение работать в парах, согласовывать действия с партнёром;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;

Урок разработан  по учебнику литературного чтения  Л.А.Ефросининой, 2 часть для 2 класса  по программе «Начальная школа 21 века». На уроке используется  аудиозапись сказки «12 месяцев», карточки со словами признаки предмета (прилагательные),  действия предмета (глаголы),  слова предметы (имена существительные). 

           На первом этапе урока проводится  Блиц-опрос, на повторение времён года. На этапе сообщения темы и целей урока,  проводится работа  с текстом. До чтения  текста предлагается проблемная ситуация, где дети из предложенных авторов должны найти автора, который писал о природе. Проводится  словарная работа над непонятными словами из текста. На этапе анализа предлагается  словесное рисование, где дети  должны создать образ апреля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnyy_urok_n.sladkov_aprelskie_shutki.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметный урок литературного чтения и окружающего мира

по  теме: Николай Сладков "Апрельские шутки".

Аннотация.

Цель: показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля.

I. Предметные:

1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле.

 2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения

  3. Воспитывать любовь к родной природе

II. Метапредметные:

1) познавательные УУД:

- формировать мыслительную деятельность учащихся;

- формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;

2) регулятивные УУД:

- формировать учебную деятельность; самоконтроль, целеполагание, прогнозирование;

3) коммуникативные УУД:

- развивать творческое мышление;

- формировать умение работать в парах, согласовывать действия с партнёром;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;

Урок разработан  по учебнику литературного чтения  Л.А.Ефросининой, 2 часть для 2 класса  по программе «Начальная школа 21 века». На уроке используется  аудиозапись сказки «12 месяцев», карточки со словами признаки предмета (прилагательные),  действия предмета (глаголы),  слова предметы (имена существительные). 

           На первом этапе урока проводится  Блиц-опрос, на повторение времён года. На этапе сообщения темы и целей урока,  проводится работа  с текстом. До чтения  текста предлагается проблемная ситуация, где дети из предложенных авторов должны найти автора, который писал о природе. Проводится  словарная работа над непонятными словами из текста. На этапе анализа предлагается  словесное рисование, где дети  должны создать образ апреля.

                                                                ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.
И внимательными быть, и старательными быть.
И тогда уж точно, каждый, знания свои покажет!

II. Актуализация новых знаний.

Блиц-опрос

- Сколько месяцев в году?

- Что будет после лета?

- Сейчас какое время года?

- Назовите   перелётную птицу.

- Что знаете о скворцах?

– Какой раздел  мы с вами изучаем? («Весна, весна красная...»)

– Как называют весну поэты и писатели? (Весна красная. Весна – художник. Весна – утро года.)

- По счёту  второй месяц весны это?

- А кто знает, в каком весеннем месяце происходят такие изменения? (апрель)

- Ребята, давайте вспомним сказку «12 месяцев». ( Я вам предлагаю послушать фрагмент аудиозаписи).  

-А кто помог найти девочке подснежники? (месяц март и апрель).

-Какие признаки весны вы ещё  знаете? (капель, выходят из спячки медведи, птицы щебечут, прилетают перелетные птицы, цветы-подснежники, звери просыпаются, просыпаются пчелы).

-Что мы знаем  об апреле?

- А что ещё не знаем?

III. Постановка темы урока

-О чем будем сегодня говорить на уроке?

(О весеннем месяце апреле.)

-Мы должны сегодня создать образ апреля. Узнать, какой он ?  

 Определите, пожалуйста, кто  же писал о весне, о природе в своих произведениях? (на зрительных метках):   - С.Михалков;

                                            - Н. Сладков;

                                            - А. Барто.

IV. Открытие новых знаний

-А каким  еще может быть апрель, мы узнаем, прочитав произведение Николая Сладкова  «Апрельские шутки».

Учитель: Как вы понимаете слово шутка?

(Шутка – это значит шутить, смешить…)

Учитель:   Где мы можем найти лексическое толкование слова шутка?

( Должны  обратится  к толковому словарю Ожегова,  Ефремовой).

 Шутка - то, что говорится или делается не всерьез, ради развлечения, веселья; слова, не заслуживающие доверия (по словарю Ожегова).

Шутка - то, что говорят или делают не всерьез, к чему нельзя относиться серьезно (по словарю Ефремовой).

V.  Работа  по тексту.

Чтение текста хорошо читающим учеником.

- Вам понравилось произведение?

-Какие факты (события) вымышленные?

-Значит это сказка или рассказ?

-Какой прием использовал автор? (олицетворение)

- А что такое олицетворение? (это оживление неживого предмета; наделение неодушевленных предметов живыми качествами!)

VI. Словарная работа

-Какие новые слова встретились в тексте? (юннат, морозом ударил).

-Объясните смысл. 

Дети высказывают свои предположения.

- Сравните свои ответы с образцом.

Морозом ударил – наступили морозы

Юннат – юный натуралист, любитель природы.

- Ребята, представьте, себя в роли юнната. Что  сделали бы вы? Как  вы относились бы к природе?

VII.   Работа с текстом

- Давайте прочитаем 1 абзац. Кто нам поможет? (выборочное чтение)

Любит пошутить этот Апрель. Взял нынче  и прикинулся на первое апреля зимой. Снегу высыпал, морозом ударил.

-Какую шутку придумал апрель?

-Какой он по характеру?                                   ШУТЛИВЫЙ    ОЗОРНОЙ

- Какие слова доказывают это?  (Прикинулся, пошутить, с первым апреля надул).

-Читаем дальше.

   Услыхал про то Апрель и перетрусил. «Что  ж я, — думает, — за Апрель, что за       весенний месяц, коли всех птиц разогнал?»

Давай кричать:

- Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!

- Каким здесь показался апрель?        ВЕСЕННИЙ,  ТРУСЛИВЫЙ,  ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ

-Какие слова подтверждают, что апрель струсил?

   – Перетрусил. Это как?

Перетрусил - струсить сильно, перепугаться, оробеть, опасаясь последствий чего- то

 -Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул)

 -Что можно надуть?

 – В каком значении оно употреблено? (В переносном)

А ещё  какой апрель, узнаем, прочитав 3 абзац.

Ой, не твёрдое апрельское слово!

Не серьёзный этот месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на  двадцатое. Ему – шутки, а лесным птицам и зверям – горе.

- Как вы понимаете выражение  не твердое апрельское слово? (непостоянство, несерьезность апреля).

- А как он  может обмануть на 1. 15, 20 апреля? (подкинуть мороз, снег, холодный ветер)

- Что можете сказать про характер апреля?       НЕПОСТОЯННЫЙ,  НЕСЕРЬЕЗНЫЙ

Вывод: Характер и поступки  апреля изменчивы.

VIII. Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись. 

IX. Первичное закрепление

7.1. Итак, какой Апрель у нас получился?  Давайте прочитаем с доски

озорной

шутливый

весенний

трусливый

непостоянный

несерьёзный

переменчивый

А теперь посмотрите  на таблицу и скажите, кем он может быть

шутник

весельчак

  озорник

трус

обманщик

 

- А  что делал?

подшучивал

прикидывался

перетрусил

пошутил

надул

обманул

X.   Итог  урока.  Синквейн

Ребята, а вы умеете сочинять стихи?

- Мы сегодня с вами попробуем сочинить своеобразное стихотворение - синквейн.

- «Синквейн» от франц. «пять»,  состоящее из пяти строк.

 Наш синквейн будет посвящен апрелю-месяцу.

-Синквейн пишется по определенным правилам: в первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным);  вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные); третья строка – описание действия  тремя словами (глаголы); четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме;  пятая строка – одно слово, синоним темы.

 - Ребята,  в  четвёртую строчку можно включить одну из пословиц, с которыми мы уже работали.

Синквейн

слово                                                              АПРЕЛЬ
2слова (он какой?) _______________________________________

слова (что делает?)____________________________________
4 . Фраза об апреле                    И скоро он совсем растает

5 Он  кто?(одно слово)___________________________________

    Свой вариант  для примера:

Апрель

Капризный, звонкий

Шумит, играет, озорничает

И скоро он совсем растает…

Он - непоседа!

Составление синквейна.   Включить музыку. 

Учитель: Я вам даю несколько минут  для вашего творчества.

Итак, что же у нас получилось? (слушание)

   XI. Рефлексия – самооценка ( солнышко, тучка, снежинка).

- Вот что мы сегодня с вами узнали про апрель! И у всех он получился разный!!!

Ребята, а давайте составим прогноз погоды, каким нынче будет апрель. Выберите нужную картинку. Поднимите карточку, кто выбрал тучку. Поднимите карточку, кто выбрал солнце. Каких карточек оказалось больше? Сделайте вывод, каким будет апрель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Смысловое чтение на уроках литературного чтения и окружающего мира

Презентация по теме : " Смысловое чтение на уроках в начальной школе"...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: «Весна - утро года!»

Тема входит в  систему уроков раздела «Весна, весна красная…». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделялось развитию познавательного интереса учащихся 2 ...