"Свойства полезных ископаемых"
план-конспект урока по окружающему миру

Наталия Александровна Цилипоткина

уроки по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_svoystva_poleznyh_iskopaemyh_-_moy.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Цилипоткина Наталия Александровна

  1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых .
  2. Предмет : Окружающий мир
  3. Класс: 3
  4. Тип урока: Практическая работа.
  5. Форма организации: Заседание клуба « Мы и окружающий мир»
  6. Цель урока: Исследование свойств полезных ископаемых.
  7. Задачи урока: 
  1. В ходе опытов выявить свойства песка и глины, известняка, мрамора ; представить результаты в таблице ; подготовить сообщение.
  2.  Формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности ; умение рефлексировать свои действия , используя оценочные листы разного типа .
  3.  Анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий ; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.

Оборудование : презентация учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, образцы известняка, мрамора, песка ,глины , ручные лупы , стеклянные палочки , стаканчики с водой , воронка , фильтры , тарелочки , гвозди , салфетки .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ Слайда

Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

 Всё ль у вас, друзья, в порядке?

Есть учебники, тетрадки?

Настроенье каково?

Значит, будем начинать

Мир чудесный  открывать

К новым знаниям скорей!

- А теперь улыбнитесь друг другу. Пожелаем друг другу удачи. Садитесь.

- Дежурный расскажите о погоде на сегодняшний день .

- Приветствую вас на заседании клуба « Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств.

- Роль председателя ( П ) заседания сегодня отводится Диме.

-Какая тема нашего сегодняшнего заседания?

-  Работать будем в 2- х группах, которые мы создали заранее

- Дежурный рассказывает о погоде.

П : Тема очередного заседания клуба « Свойства полезных ископаемых»     ( на доске)…

2.Мотивация и актуализация знаний

3.Этап целеполагания

Вспомните  тему предыдущих уроков.

Рассмотрите схему. Объясните, что она нам рассказывает.

-После ответа детей в схеме табличка с примерами

-А сейчас попробуйте определить почему данные полезные ископаемые объединены в 3 группы?

-Что вас смущает?

-Дайте название каждой из них.

Горючие    Руды      Строительные

Почему  их так назвали? Объединили

Учебная задача: Определить и изучить  общие свойства каждой   группы.

Все горные породы делятся на те, которые человек использует для своих нужд и которые не использует

-Полезными ископаемыми называются  горные породы……… использует человек.

- полезные ископаемые бывают твёрдые, жидкие и газообразные.

Например……  

(жидкие, твёрдые, газообразные

  оказались в одной группе)

Версии…….Возможно  У КАЖДОЙ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ

СВОЙСТВА

Четко формулируют сами

Слайд  № 3

Слайд № 4

4.Открытие нового знания.

1.Выясним свойства горючих полезных ископаемых.

- Учащийся выступает с сообщением о нефти.

Ваша задача назвать основное свойство данной группы, которое использует человек.

Вывод: Какое свойство  горных полезных ископаемых использует человек?

2.Выясним свойства  руд   с.18   -19

Показ образцов  руд. Человек использует их не в чистом виде. Что вы об этом знаете.

Показ изделий Определение свойств.

(ложка, гвоздь, подвеска…)

Вывод: сплавы металлов обладают прочностью, долговечностью – это основные их свойства.

3.Свойства какой группы мы не озвучили?

 Эти свойства вы изучите самостоятельно со своей группой, работая по плану.

-Горючесть

Отвечают с опорой на текст учебника. + СПЛАВ с.142 словарь

Называют сплав из которого изготовлено – указывают свойства

Слайды № 5 – 7

Слайды  № 8 - 9

Работа в группах

- Добавьте  слова из предложенного задания в незаконченные предложения и вы получите план выполнения работы.

- Ребята, вторая задача непростая. Сегодня вы представите результаты практической деятельности в таблице , которую составите самостоятельно .

Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает пункты плана.

1. Определить  …  ( свойства). полезных ископаемых.

2. Представить результаты в…..            (таблице).

3. Узнать ….(об использовании) полезных ископаемых.

4. Составить … (сообщение).

Общий инструктаж. (для экономии времени подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника )

 ( П ) – правила пользования с оборудованием вы знаете .

( П ) – каждая группа получила :

- план проведения опытов                     ( приложение № 1),

- памятку по составлению сообщения (приложение № 2),

- таблицу для заполнения                      (приложение № 3)

- Давайте вспомним,  от чего зависит успех работы в группе?

 ( У) – правильно распределить работу,

- выслушивать мнение каждого,

- следовать плану и следить за временем.

Исследование в группах.

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности.

- Выполняют работу в группах.

5.Подведение итогов.

Предоставление результатов

– Скажите, какое свойство известняка даёт возможность использовать его так широко?

- Где чаще всего используют?

- Оцените выступление 1 группы.

- Почему на уроках мы используем глину, а не песок?

- Когда – то,  очень давно, глина в корне изменила жизнь людей.

-Может кто-то догадался, о чём идёт речь?

- Маша Иванова прислала вопрос: Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

- Оцените работу группы.

- что общего в использовании данных полезных ископаемых?

- Как назовём эту группу?

- Какую учебную задачу ставили на урок?

Что изучали для её достижения?

(свойства каждой группы)

Работа по схеме №2. Расскажите по схеме почему так назвали каждую группу?

Вывод: Изучая свойства горных пород, человек научился их применять для своих нужд.  

Учащиеся 1- ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка и мрамора.

( У) – Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, жёлтый, белый ; тяжелее воды ; твёрдая горная порода.

( У) – из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий.

 ( У) – это твёрдость.

( У) – в строительстве.

( оценивает 2 группа)

( П ) – Давайте послушаем выступление второй группы .

(У ) – Мокрая глина вязкая и пластичная , при высыхании хорошо сохраняет форму , поэтому можно создавать различные изделия.

-( У) люди заметили, что попадая в огонь, глина становилась твёрже и хорошо сохраняла свою форму. Она не пропускала воду . Человек стал изготавливать посуду из глины .

 ( У) – сыпучий песок хорошо пропускает воду.

Оценивание работы второй группы

Работа по схеме 2,1.

- ответы учащихся.

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайды № 3-4

6.Рефлексия.

- Оцените свой личный вклад в общий результат деятельности.

- Заполните оценочные листы.

-Кто хочет поделиться своими достижениями?

Я узнал, что …

Мне было интересно ….

У меня получилось …

( Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов)

Учащиеся заполняют оценочные листы. (приложение № 4)

7 .Домашнее задание.

Записано на доске:

- Учебник стр. 25 № 1 и № 2 .

-Подготовить сообщение «Полезные ископаемые Костромской области» (по выбору)

Домашнее задание записывают в дневнике.

Слайд № 12

                                  Группа № 1                                                                                                                                                 Приложение №1

План изучения свойств известняка .

●        Определите размер частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.

3. Значение свойства запишите в таблице.

●        Определите цвет частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Значение свойства запишите в таблице .

●        Определите, известняк легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице.

●        Определите твердость известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице .

План изучения свойств мрамора .

●        Определите цвет мрамора.

1. Рассмотрите образцы под лупой.

2. Значение свойства запишите в таблице .

●        Определите, какой у мрамора блеск.

1. Рассмотрите образцы.

2. Значение свойства запишите в таблице .

●        Определите твердость мрамора . Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице .

                                     Группа №2

План изучения свойств глины и песка

●        Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице.

●        Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице.

●        Получение глинистого ила.

1. Положите глину в стакан с водой.

2. Тщательно все размешайте. (Посмотрите, на дно быстро осела целая коллекция маленьких камешков и песчинок.)

3. Очень аккуратно слейте мутную воду в другой стакан и дайте ей отстояться. На дне образуется слой глинистого ила.

●        Определите и запишите названия столбцов таблицы.

●        Определите, чем отличаются частицы песка и ила.

1. Выложите рядом с песком немного глинистого ила.

2. Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице ).

3. Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

4. Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

5. Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

6. Создайте коллаж « Использование глины».

Приложение №2

Группа №1

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства известняка и мрамора их использование».

  1. Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.
  2. Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.

«Свойства мрамора и его использование»

3.Третий  участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.

4.Четвертый  участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование.

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                      Приложение №2

Группа №2

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства глины и песка».

  1. Один участник расскажет по таблице о свойствах  песка.
  2. Второй участник расскажет по таблице о свойствах глины.

3.Третий участник группы расскажет об использовании песка

4. Четвертый участник расскажет об использовании глины.

Оценочный лист.                                     Оцени свою работу в группе

Действия

Знак оценивания

+   ДА       - НЕТ

  1. Активно работал в группе

  1. Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

  1. Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Оценочный лист.                                  Оцени свою работу в группе

Действия

Знак оценивания

+   ДА       - НЕТ

1.     Активно работал в группе

2.     Был организатором работы в группе

  1. Слушал мнение каждого участника группы

  1. Доказывал свое мнение

  1. Смог бы представить результаты работы группы перед классом

  1. Представлял результаты работы группы перед классом

Свойства песка и глины                                                                                                                                   Приложение №3

Полезные ископаемые

Форма(вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Песок

Глина

Свойства известняка и мрамора.                                                                                                                       Приложение №3

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твёрдость

Другие свойства

Известняк

Мрамор

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твердость

Другие свойства

Известняк

желтый серый, белый.

 тяжелее

Твердый, гвоздь оставляет след

Мрамор

белый, серый, желтый, красный, черный

 тяжелее

Твердый. Тверже, чем известняк

хорошо полируется,

блестит

Полезные ископаемые

Форма (вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет

Размер частичек

Песок

сыпучий

пропускает

Желтый, белый, красный, серый. Прозрачные и непрозрачные

Частички крупнее.

Глина

пластичность, вязкость

Плохо пропускает, удерживает

Коричневый (голубой, белый).

Непрозрачные, неблестящие.

Частички меньше песчинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых", 3 класс

Урок по окружающему миру по теме "Свойства полезных ископаемых". Форма: урок-заседание клуба....

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...

Свойства полезных ископаемых

Узнать свойства полезных ископаемых...