"Свойства полезных ископаемых"
план-конспект урока по окружающему миру
уроки по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_svoystva_poleznyh_iskopaemyh_-_moy.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Цилипоткина Наталия Александровна
- Тема урока: Свойства полезных ископаемых .
- Предмет : Окружающий мир
- Класс: 3
- Тип урока: Практическая работа.
- Форма организации: Заседание клуба « Мы и окружающий мир»
- Цель урока: Исследование свойств полезных ископаемых.
- Задачи урока:
- В ходе опытов выявить свойства песка и глины, известняка, мрамора ; представить результаты в таблице ; подготовить сообщение.
- Формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности ; умение рефлексировать свои действия , используя оценочные листы разного типа .
- Анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий ; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.
Оборудование : презентация учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, образцы известняка, мрамора, песка ,глины , ручные лупы , стеклянные палочки , стаканчики с водой , воронка , фильтры , тарелочки , гвозди , салфетки .
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | № Слайда |
Организационный момент | Долгожданный дан звонок Начинается урок. Всё ль у вас, друзья, в порядке? Есть учебники, тетрадки? Настроенье каково? Значит, будем начинать Мир чудесный открывать К новым знаниям скорей! - А теперь улыбнитесь друг другу. Пожелаем друг другу удачи. Садитесь. - Дежурный расскажите о погоде на сегодняшний день . - Приветствую вас на заседании клуба « Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. - Роль председателя ( П ) заседания сегодня отводится Диме. -Какая тема нашего сегодняшнего заседания? - Работать будем в 2- х группах, которые мы создали заранее | - Дежурный рассказывает о погоде. П : Тема очередного заседания клуба « Свойства полезных ископаемых» ( на доске)… | |
2.Мотивация и актуализация знаний 3.Этап целеполагания | Вспомните тему предыдущих уроков. Рассмотрите схему. Объясните, что она нам рассказывает. -После ответа детей в схеме табличка с примерами -А сейчас попробуйте определить почему данные полезные ископаемые объединены в 3 группы? -Что вас смущает? -Дайте название каждой из них. Горючие Руды Строительные Почему их так назвали? Объединили Учебная задача: Определить и изучить общие свойства каждой группы. | Все горные породы делятся на те, которые человек использует для своих нужд и которые не использует -Полезными ископаемыми называются горные породы……… использует человек. - полезные ископаемые бывают твёрдые, жидкие и газообразные. Например…… (жидкие, твёрдые, газообразные оказались в одной группе) Версии…….Возможно У КАЖДОЙ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ СВОЙСТВА Четко формулируют сами | Слайд № 3 Слайд № 4 |
4.Открытие нового знания. | 1.Выясним свойства горючих полезных ископаемых. - Учащийся выступает с сообщением о нефти. Ваша задача назвать основное свойство данной группы, которое использует человек. Вывод: Какое свойство горных полезных ископаемых использует человек? 2.Выясним свойства руд с.18 -19 Показ образцов руд. Человек использует их не в чистом виде. Что вы об этом знаете. Показ изделий Определение свойств. (ложка, гвоздь, подвеска…) Вывод: сплавы металлов обладают прочностью, долговечностью – это основные их свойства. 3.Свойства какой группы мы не озвучили? Эти свойства вы изучите самостоятельно со своей группой, работая по плану. | -Горючесть Отвечают с опорой на текст учебника. + СПЛАВ с.142 словарь Называют сплав из которого изготовлено – указывают свойства | Слайды № 5 – 7 Слайды № 8 - 9 |
Работа в группах - Добавьте слова из предложенного задания в незаконченные предложения и вы получите план выполнения работы. - Ребята, вторая задача непростая. Сегодня вы представите результаты практической деятельности в таблице , которую составите самостоятельно . | Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает пункты плана. 1. Определить … ( свойства). полезных ископаемых. 2. Представить результаты в….. (таблице). 3. Узнать ….(об использовании) полезных ископаемых. 4. Составить … (сообщение). | ||
Общий инструктаж. (для экономии времени подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника ) | ( П ) – правила пользования с оборудованием вы знаете . ( П ) – каждая группа получила : - план проведения опытов ( приложение № 1), - памятку по составлению сообщения (приложение № 2), - таблицу для заполнения (приложение № 3) | ||
- Давайте вспомним, от чего зависит успех работы в группе? | ( У) – правильно распределить работу, - выслушивать мнение каждого, - следовать плану и следить за временем. | ||
Исследование в группах. Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности. | - Выполняют работу в группах. | ||
5.Подведение итогов. | Предоставление результатов – Скажите, какое свойство известняка даёт возможность использовать его так широко? - Где чаще всего используют? - Оцените выступление 1 группы. - Почему на уроках мы используем глину, а не песок? - Когда – то, очень давно, глина в корне изменила жизнь людей. -Может кто-то догадался, о чём идёт речь? - Маша Иванова прислала вопрос: Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину? - Оцените работу группы. - что общего в использовании данных полезных ископаемых? - Как назовём эту группу? - Какую учебную задачу ставили на урок? Что изучали для её достижения? (свойства каждой группы) Работа по схеме №2. Расскажите по схеме почему так назвали каждую группу? Вывод: Изучая свойства горных пород, человек научился их применять для своих нужд. | Учащиеся 1- ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка и мрамора. ( У) – Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, жёлтый, белый ; тяжелее воды ; твёрдая горная порода. ( У) – из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий. ( У) – это твёрдость. ( У) – в строительстве. ( оценивает 2 группа) ( П ) – Давайте послушаем выступление второй группы . (У ) – Мокрая глина вязкая и пластичная , при высыхании хорошо сохраняет форму , поэтому можно создавать различные изделия. -( У) люди заметили, что попадая в огонь, глина становилась твёрже и хорошо сохраняла свою форму. Она не пропускала воду . Человек стал изготавливать посуду из глины . ( У) – сыпучий песок хорошо пропускает воду. Оценивание работы второй группы Работа по схеме 2,1. - ответы учащихся. | Слайд № 10 Слайд № 11 Слайды № 3-4 |
6.Рефлексия. | - Оцените свой личный вклад в общий результат деятельности. - Заполните оценочные листы. -Кто хочет поделиться своими достижениями? Я узнал, что … Мне было интересно …. У меня получилось … ( Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов) | Учащиеся заполняют оценочные листы. (приложение № 4) | |
7 .Домашнее задание. | Записано на доске: - Учебник стр. 25 № 1 и № 2 . -Подготовить сообщение «Полезные ископаемые Костромской области» (по выбору) | Домашнее задание записывают в дневнике. | Слайд № 12 |
Группа № 1 Приложение №1
План изучения свойств известняка . ● Определите размер частиц известняка. 1. Рассмотрите под лупой образец известняка. 2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок. 3. Значение свойства запишите в таблице. ● Определите цвет частиц известняка. 1. Рассмотрите под лупой образец известняка. 2. Значение свойства запишите в таблице . ● Определите, известняк легче или тяжелее воды. 1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой. 2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.) 3. Значение свойства запишите в таблице. ● Определите твердость известняка. 1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем. 2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя. 3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя. 4. Значение свойства запишите в таблице . | План изучения свойств мрамора . ● Определите цвет мрамора. 1. Рассмотрите образцы под лупой. 2. Значение свойства запишите в таблице . ● Определите, какой у мрамора блеск. 1. Рассмотрите образцы. 2. Значение свойства запишите в таблице . ● Определите твердость мрамора . Сравните твердость мрамора с твердостью известняка. 1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем. 2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя. 3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя. 4. Значение свойства запишите в таблице . |
Группа №2 План изучения свойств глины и песка ● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая? 1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка. 2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик. 3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик. 4. Значения свойств запишите в таблице. ● Определите, песок или глина дольше удерживает воду. 1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок. 2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину. 3. Налейте в воронки одинаковое количество воды. 4. Обсудите, что вы наблюдаете. 5. Значение свойства запишите в таблице. | ● Получение глинистого ила. 1. Положите глину в стакан с водой. 2. Тщательно все размешайте. (Посмотрите, на дно быстро осела целая коллекция маленьких камешков и песчинок.) 3. Очень аккуратно слейте мутную воду в другой стакан и дайте ей отстояться. На дне образуется слой глинистого ила. ● Определите и запишите названия столбцов таблицы. ● Определите, чем отличаются частицы песка и ила. 1. Выложите рядом с песком немного глинистого ила. 2. Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице ). 3. Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице). 4. Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице). 5. Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице). 6. Создайте коллаж « Использование глины». |
Приложение №2
Группа №1 Памятка по подготовке сообщения «Свойства известняка и мрамора их использование».
| «Свойства мрамора и его использование» 3.Третий участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора. 4.Четвертый участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование. |
Приложение №2
Группа №2 Памятка по подготовке сообщения «Свойства глины и песка».
| 3.Третий участник группы расскажет об использовании песка 4. Четвертый участник расскажет об использовании глины. |
Оценочный лист. Оцени свою работу в группе
Оценочный лист. Оцени свою работу в группе
|
|
Свойства песка и глины Приложение №3
Полезные ископаемые | Форма(вязкая или сыпучий) | Пропускает ли воду | Цвет, прозрачность, блеск | Размер частичек |
Песок | ||||
Глина |
Свойства известняка и мрамора. Приложение №3
Полезные ископаемые | Цвет | Легче или тяжелее воды | Твёрдость | Другие свойства |
Известняк | ||||
Мрамор |
Полезные ископаемые | Цвет | Легче или тяжелее воды | Твердость | Другие свойства |
Известняк | желтый серый, белый. | тяжелее | Твердый, гвоздь оставляет след | |
Мрамор | белый, серый, желтый, красный, черный | тяжелее | Твердый. Тверже, чем известняк | хорошо полируется, блестит |
Полезные ископаемые | Форма (вязкая или сыпучий) | Пропускает ли воду | Цвет | Размер частичек |
Песок | сыпучий | пропускает | Желтый, белый, красный, серый. Прозрачные и непрозрачные | Частички крупнее. |
Глина | пластичность, вязкость | Плохо пропускает, удерживает | Коричневый (голубой, белый). Непрозрачные, неблестящие. | Частички меньше песчинок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых", 3 класс
Урок по окружающему миру по теме "Свойства полезных ископаемых". Форма: урок-заседание клуба....
Урок окружающего мир "Свойства полезных ископаемых" УМК ПНШ
Узнать свойства полезных ископаемых...
Урок окружающего мира в 3 классе УМК ПНШ Свойства полезных ископаемых
Свойства полезных ископаемых...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...
Свойства полезных ископаемых
Узнать свойства полезных ископаемых...
Пятое заседание клуба "Мы и окружающий мир" по теме "Свойства полезных ископаемых" 3 класс программа ПНШ
Урок построен в форме заседания клуба по программе ПНШ....