Пятое заседание клуба "Мы и окружающий мир" по теме "Свойства полезных ископаемых" 3 класс программа ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

     Урок построен в форме заседания клуба по программе ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир»

«Свойства полезных ископаемых»

3 класс программа ПНШ, 2016г.

Учитель Микрюкова Марина Алексеевна

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых

Задачи урока: 1. В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, песка и глины;

                            2. На основании опытов подготовить сообщение о свойствах полезных ископаемых и их использовании их

                                 человеком;

                            3. Формировать умение сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой

                                 вклад в общий результат деятельности;

                            4.Развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в  исследовательскую

                                работу.

      Планируемые результаты: В ходе опытов выявят свойства полезных ископаемых: известняка, мрамора, глины, песка;

                               предоставят результаты в таблице; подготовят сообщение.

                                Продолжится формирование учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу,

                                 Оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

      Оборудование:  

                                 - учебник «Окружающий мир. 3 класс». 2 часть. О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

                             - лабораторное оборудование;

                             - презентации и сообщения учащихся.

       Методы и приемы организации деятельности учащихся:

                                Проблемно-репродуктивный метод, практическая работа, самостоятельная работа учащихся.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Проверка  готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

-Приветствую вас на очередном заседании клуба «Мы и окружающий мир». Роль председателя клуба сегодня отводится  Савенко Дарье.

Председатель: Назовите тему очередного заседания клуба.

Ученики: - Свойства полезных ископаемых.

Председатель : Работать будем в четырех группах, которые мы создали заранее.

Готовность к принятию и выполнению учебных задач

  1. Мотивация и актуализация знаний.

   Сообщение и презентация  Козырева Кирилла  о полезных ископаемых Ленинградской области, которые используют в строительстве.

Председатель : Предлагаю вам послушать  выступление Козырева Кирилла. Он увлекается географией и расскажет вам о полезных ископаемых Ленинградской области, которые используют в строительстве.

Кирилл: - Начну свое выступление с вопроса. Расскажите, какие полезные ископаемые для строительства добывают в Ленинградской обл.?

Ученики:  Глина, песок.

Кирилл: А теперь послушай мое сообщение.

Председатель : Так какие еще полезные ископаемые добывают в Ленинградской обл.

Ученики: Известняк,

Л: воспитание доброжелательности; способствовать формированию способности учащихся к саморазвитию через содержание учебного материала.

П:использовать дополнительный материал в интернете для составления доклада и презентации; анализировать информацию; подводить под понятие, устанавливая закономерность;

К: формировать умение высказывать свою точку зрения.

  1. Целеполагание

Постановка учебной задачи, разработка плана действий.

Председатель : -Какая цель стоит перед участниками заседания клуба?

Ученики: Изучить свойства полезных ископаемых.

Председатель : показывает слайд с записью цели урока и предлагает определить задачи урока.

-Вам нужно добавить слова, которые пропущены в записи.

1. Определить …..полезных ископаемых;

2. Представить результаты в ……;

3. Узнать об  ………. полезных ископаемых;

4.Составить ………….

Дети добавляют слова: свойства; в таблицу; об использовании; сообщение.

Дарья предлагает повторить правила работы с оборудованием и напоминает, что каждая группа получила:

  1. План проведения опытов (Приложение№1);
  2. Памятку по составлению сообщения (Приложение№2);
  3. Таблицу для заполнения(Приложение№3).

Председатель: - В чем залог успеха работы в группах?

Дети: - необходимо правильно распределить работу;

- выслушивать мнение каждого;

- следовать плану.

Л: формирование у учащихся способности к саморазвитию.

Р: формулирование учебной задачи.

К: умение высказывать свою точку зрения.

  1. Исследования в группах

В ходе опытов выявляют свойства известняка, мрамора, глины, песка; представляют результаты в таблицы; готовят сообщение.

Оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Председатель  присоединяется к работе одной из групп

П: Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. В ходе опытов выявить  свойства известняка, мрамора, глины, песка; предоставить результаты в таблице.

Р: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат.

М: анализировать  и самостоятельно составлять таблицы, правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий, применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.

Использовать дополнительный материал в интернете в процессе составления доклада с презентацией.

  1. Представление  результатов

Представление и оценивание результатов групповой работы в соответствии с планом

Председатель приглашает выступить учащихся 1 и 2 групп.

Ученики: рассказывают по таблице о свойствах известняка и мрамора и представляют коллаж «Использование известняка и мрамора».

Председатель: - Скажите, какое свойство известняка используют в строительстве?»

Ученики: Твердость.

Ученики 3 и 4 групп рассказывают только о свойствах песка и глины.

Председатель: Карина приготовила для вас сообщение.

Карина: Предположите, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

Ученики высказывают предположения.

Карина: А теперь послушайте мое сообщение и узнаете правильный ответ. (сообщение и презентация)

После сообщения называют правильный ответ на вопрос о песке.

Карина: - Почему для лепки используют глину?

Ученики: Мокрая глина вязкая, при высыхании хорошо сохраняет форму. Из нее можно создавать интересные изделия.

Председатель: Катя  расскажет о том, как очень давно глина изменила жизнь древнего человека.

Слушают выступление Кати.

Председатель: - Как люди используют глину в повседневной жизни?

Ученики: - Из глины делают посуду, игрушки, кирпичи.

  1. Подведение итогов

Дают оценку успешности достижения цели и намечают перспективу на будущее

Председатель: - Как вы считаете, достигли мы цели урока?

Ученики: Мы определили свойства известняка, мрамора, песка и глины.

Председатель: - Какие задачи были наиболее сложными для групп?

П: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л: проявляют интерес к предмету; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

  1. Рефлексия

Оценивают свой вклад в общий результат  деятельности

Председатель: -  Предлагаю оценить свой личный вклад в общий результат деятельности

Учащиеся: заполняют оценочные листы.  (Приложение№4)

Приложение№1

Группа №3

План изучения свойства  глины и песка

  • Определите и запишите названия столбцов таблицы.
  • Определите,  какая  порода лучше сохраняет форму? Какая более вязкая?
  1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.
  2. Один участник пусть разомнет песок  и скатает шарик.
  3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.
  4. Значения свойств запишите в таблицу.
  • Определите, песок или глина дольше удерживает воду.
  1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.
  2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.
  3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.
  4. Обсудите, что вы наблюдаете.
  5. Значение свойств запишите в таблице.

Группа №4

План изучения свойства  глины и песка

  • Получение  глинистого ила.
  1. Положите глину в стакан с водой.
  2. Тщательно все размешайте (Посмотрите, на дно быстро осела целая коллекция маленьких камешков и песчинок.)
  3. Очень аккуратно слейте мутную воду в другой стакан и дайте ей отстояться. На дне образуется слой глинистого ила.
  • Определите и запишите названия столбцов таблицы.
  • Определите, чем отличаются частицы песка  ила.
  1. Выложите  рядом с песком немного глинистого ила.
  2. Рассмотрите с помощью лупы прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблицу).
  3. Рассмотрите цвет  частичек. (Значение запишите в таблицу)
  4. Рассмотрите блеск частичек. (Значение запишите в таблицу)
  5. Рассмотрите размер частичек. (Значение свойств запишите в таблице)
  6. Определите сыпучесть частичек. (Значение запишите в таблицу)

Приложение№2

Группа№1

               План изучения свойств известняка и создание плакатов

  • Определите и запишите названия столбцов таблицы.
  • Определите размер частиц известняка.
  1. Рассмотрите под лупой образец известняка.
  2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.
  3. Значение свойств запишите в таблицу.
  • Определите цвет частиц известняка (серые, белые или желтые).
  1. Рассмотрите под лупой образец известняка.
  2. Значение свойства запишите в таблице.
  • Определите, известняк легче или тяжелее воды.
  1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.
  2. Определите, он плавает на ее поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее).
  3. Значение запишите в таблицу.
  • Определите твердость известняка.
  1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.
  2. Порода твердая, если останется след – бороздка от гвоздя.
  3. Порода очень твердая, если следа –бороздки нет, а виден только след от гвоздя.
  4. Значение свойства запишите в таблице.
  • Создайте плакат «Использование известняка».
  1. Рассмотрите иллюстрации.
  2. Познакомьтесь с названиями.
  3. Приклейте на лист.

Группа№2

               План изучения свойств мрамора и создание плакатов

  • В коллекции полезных ископаемых найдите мрамор и известняк.
  • Определите и запишите названия   столбцов таблицы.
  • Определите цвет мрамора (красный, серый, черный, желтый, белый).
  1. Рассмотрите образцы под лупой.
  2. Значение свойств запишите в таблице.
  • Определите, какой у мрамора блеск (металлический, стеклянный, смолистый, матовый).
  1. Рассмотрите образцы.
  2. Значение запишите в таблице.
  • Определите твердость мрамора и известняка. Сравните твердость мрамора  с твердостью  известняка.
  1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.
  2. Порода твердая, если останется след – бороздка от гвоздя.
  3. Порода очень твердая, если следа-бороздки нет, а виден только след от гвоздя.
  4. Значение свойства запишите в таблице.
  • Создайте  плакат «Использование мрамора».
  1. Рассмотрите иллюстрации.
  2. Познакомьтесь с названиями.
  3. Приклейте на лист.

Приложение№3

Группа №1

Таблица «Свойств известняка»

Группа №2

                                                                                                             Таблица «Свойства мрамора»

Приложение№4

Оценочный лист

Оцени свою работу в группе

ФИ _______________________________________

Действия

Знак оценивания + ДА

- НЕТ

1.

Активно работал в группе

2.

Был организатором работы в группе

3.

Слушал мнение каждого участника группы

4.

Доказывал свое мнение

5.

Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.

Представлял результаты работы группы перед классом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок по окружающему миру 4 класс программа ПНШ по теме "Полезные ископаемые нашего края".

Урок направлен на формирование умения работать с картой, коллекционным материалом. Знакомство с полезными ископаемыми своего края, свойствами, применением, охраной....

Урок окружающего мира "Кладовые земли" 4 класс Программа Гармония

Урок о полезных ископаемых. Полезные ископаемые нашей области....

Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI

Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 1 - 4 классов. (Программа "Школа России")

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12 2015 №1576...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 В КЛАССЕ ПРОГРАММА « ПЕРСПЕКТИВА» "Чудо под ногами"

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Почва, Ее свойства". Урок построен с соответствии с ФГОС НОО....

Радуга урок окружающего мирп 1 кл

УМК Школа России урок по окружающему миру во 2 классе...