Учебное занятие по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3 класс легкая умственная отсталость.
Тема урока: Растения зимой.
Задачи урока:
1. Обучение детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц.
2. Развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать.
3. Воспитание у учащихся бережного отношения и любви ко всему живому.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Встали, подровнялись. Присаживайтесь. Проверьте, всё ли готово к уроку. Итак, мы начинаем.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Повторение изученного.
- Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
Зимние изменения в природе.
-Какова продолжительность зимы по календарю?
-Назовите месяца зимы.
-Расположите их по порядку.
-Назовите зимние природные явления, которые вы видите на картинках.
-Сейчас мы отгадаем загадку, где зашифрована тема урока.
Дышит, растет
А ходить не может.
(Растение)
- Верно, ребята.
- А какое время года мы изучаем сейчас?
- Значит как будет звучать тема урока?
3. Тема урока.
- Как зимуют травянистые растения?
4. Работа над темой урока.
- Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.
- Что происходит с кустарниками?(Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.)
* слайд « Кустарники под снегом»
- У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом вкусные ягоды.
- Так какое же значение снегового покрова для растений?(Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.)
- Что делают люди для сохранения озимых посевов?( На полях ставят специальные заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров).
- Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на собственный опыт и наблюдения.
(Ученики дают ответы.)
- Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.
*слайд «Берёза». Гербарий.
- Что это за дерево? (Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева)
- Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола под острыи углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.
*слайд «Каштан». Гербарий.
- Ветки толстые, с крупными блестящими почками.
*слайд «Дуб» . Гербарий.
- Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.
*слайд «Ива». Гербарий.
- У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.
*слайд «Рябина». Гербарий.
- Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу. Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.
*слайд «Липа». Гербарий.
- Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.
*слайд «Тополь». Гербарий.
- У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.
*слайд «Клён». Гербарий.
- Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.
- Чем покрыт ствол любого дерева? (Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.)
- Какая функция коры?(. Кора имеет защитную функцию.)
- Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо нагреваются.
*слайд «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»
- Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?
(Ученики отвечают.)
- Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и влаги, от плодородия почвы?(Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.)
Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души,
И за парты поспешим.
Ученики читают статью из учебника о росте деревьев.
- Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?
Ответы учеников.
- А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?
Ответы учеников.
*слайд – в зимнюю пору
-Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода. В какое время суток быстрее растут деревья? (Утром и вечером, а ночью отдыхают.)
- И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?
Ученики высказывают свои предположения.
- Точнее вы узнаете из учебника.
- Итак, как же определить возраст дерева?(По годичным кольцам.)
5. Первичное закрепление.
А) Работа в группах (по 4 человека)
- Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.
- О чём могут рассказать годовые кольца? (Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже северной стороны, а с южной - шире.)
* рисунок на доске
6..Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с карточками-тестами.
- А теперь работаем с карточками-тестами. Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.
Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.
7. Рефлексия деятельности.
-Вам понравился урок?
-Что было легко? Что было трудно?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).
-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?
8.Информация о домашнем задании. *слайд с записью дом. Задания
Приложение: презентация «Зимние изменения в природе»
9. Разгадывание кроссворда.
Чтобы узнать, как вы запомнили материал, я хочу предложить вам разгадать кроссворд (кроссворд записан на доске). Ребята отвечают на вопросы и записывают ответы на доску.
1 | Х | В | О | Я | ||||||||||||||||||||
2 | Л | И | С | Т | В | Е | Н | Н | И | Ц | А | |||||||||||||
3 | С | М | О | Л | А | |||||||||||||||||||
4 | З | И | М | О | Й | |||||||||||||||||||
5 | С | О | С | Н | А | |||||||||||||||||||
6 | К | Л | Е | С | Т | Ы | ||||||||||||||||||
7 | Е | Л | Ь |
- Как называются листья у ели и сосны?
- Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки?
- Липкая жидкость, которая выступает, если сломать веточку сосны или ели
- Когда деревья спят?
- Высокое хвойное дерево с длинной хвоей и округлыми шишками?
- Птицы, которые выводят своих птенцов зимой?
- Высокое хвойное дерево с вытянутыми шишками и короткой хвоей?
10. Подведение итогов.
- Итак, как называются растения, которые мы сегодня изучали (хвойные).
- Игра «Узнай по шишке».
В мешке находятся шишки ели и сосны. Ребята на ощупь определяют, какая шишка, с какого дерева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»
Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...
КИМ поокружающему миру 3 класс
динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»
Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС с УУД...
Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".
Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....