"Реализация творческих проектов во внеурочной работе в начальной школе"
статья по окружающему миру (1 класс)

Резюкина Светлана Фёдоровна

Статья познакомит с особенностями реализации творческих проектов во внеклассной работе в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_tvorcheskih_proektov_statya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация творческих проектов

во внеклассной работе в начальной школе

Резюкина С.Ф.

ГБОУ лицей 572 Невского района

г. Санкт-Петербург, РФ

В современном информационном интенсивно-развивающемся обществе приоритеты ставятся не столько на знания, сколько на умения добывать их, а также на способность самостоятельно применять добытые знания во всевозможных жизненных ситуациях. Научить добывать знания и применять их на практике целиком и в целом должен учитель начальных классов. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставят задачу сформировать следующие компетенции младшего школьника: «научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…»[1].

Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных технических устройств, но при этом снижается его познавательный интерес к явлениям окружающего мира. У школьников не возникает желания узнать, почему возникает то или иное явление природы, нет удивления от сделанного открытия. Учитель часто дает материал в готовом виде, не прибегая к возбуждению интереса учеников. Перед педагогами встает необходимость поиска новых методов и технологий для поддержания познавательного интереса младших школьников.

Использование проектной деятельности в начальной школе способствуют формированию у учащихся основных образовательных компетенций: исследовательские (сравнивать, сопоставлять полученную информацию, выбирать нужное решение);информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации); коммуникативные (сотрудничать в процессе поиска и отбора информации со сверстниками); презентационные

(выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться).Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. В ходе работы над проектом младший школьник не всегда может обойтись без помощи взрослого. Но помощь эта должна быть так умело организована со стороны педагога, что ребёнок должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных замыслов и идей.

Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с мнением самого  педагога. Для нас представляет интерес использование метода проектов в процесс е изучения окружающего мира.

Использование проектного метода при изучении курса «Окружающий мир» во внеурочной деятельности позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Учитывая, что данный курс охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира, в его рамках можно использовать разнообразные проекты. Опытная работа показала, что учащимся нравятся проекты, которые носят индивидуальный, личностный характер. Детям нравится узнавать о себе новое, столь знакомое, но ранее не озвученное. Данная проблема обусловила направление и тему нашего творческого проекта «Что в имени твоем таиться…».Это проект мы рекомендуем проводить 2 недели во 2 полугодии 1 класса, когда у детей уже достаточно сформирован навык чтения и письма. Данная работа начинает цикл в 1 классе и рассчитана на 3 года. Во 2 классе она находит продолжение в творческом  

Проекте «Моя родословная. Создание гене алогического дерева»; в 3 классе – «Моя семья – мое богатство». Объект исследования – учащиеся 1 класса. Предметом исследования является имя каждого ученика в отдельности.

Цель исследования – способствовать закреплению интереса к исследованию своего имени, своей семье; воспитывать любовь и уважение к родителям и предкам; способствовать формированию и развитию личности; развивать партнерские отношения в семье.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

• показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа;

• развивать потребность узнавать историю своей семьи, индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм;

• воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство

ответственности к своей семье;

• повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности.

В ходе исследования использовались следующие группы методов:

– теоритические: анализ литературы по теме.

– эмпирические : анализ творческих работ, наблюдение, опытная работа и др.

Исследование включило в себя 3 этапа:

На первом этапе был проведен классный час по теме и поставлены цели проекта. Каждому учащемуся был выдан «Листок участника проекта». На листе участника проекта детям предложили написать свое имя, узнать с помощью родителей в дополнительной литературе значение своего имени, покровителя; написать различные формы своего имени, употребляемые друзьями, родственниками и родителями; узнать фамилии знаменитых людей, которые прославили это имя и нарисовать портрет своего имени. Продолжительность данного этапа – 2 недели.

Второй этап – мероприятие « Что в имени твоем таится…»

(приложение 1).

Практическая значимость исследования определяется тем,что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков и за себя в частности. Учащиеся в результате работы в проекте расширили свой кругозор. У них появился интерес к своей семье, к своим данным, семейным традициям. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за себя, за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект воспитательного мероприятия «Что в имени твоем таится…»(фрагмент)

Оборудование: выставка проектов учащихся «Что в имени твоем таится… »; презентация «Наши имена»; фонограммы песен, мелодий.

Предварительная подготовка: учащиеся совместно с родителями создавали проекты «Что в имени твоем таится…»

Ход мероприятия:

Учитель: Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово «семья», как и слова «хлеб», «вода», не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. Вот она рядом с каждым из нас, в каждом из нас, со своим неповторимым духом, видом, стилем. Семья– это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

В семье появляется ребенок и встает вопрос в выборе имени. Выбор имени обусловлен различными традициями. Во многих культурах человек имеет несколько имен. Одно из них сопровождает ребенка в детстве, другое – период отрочества, взрослое, окончательное имя дается человеку с наступлением

совершеннолетия. Так принято было в индейских племенах, а также в Китае, где есть молочное имя, школьное, брачное и даже служебное. В русской традиции мы также наблюдаем, что в детстве употребляется детское, уменьшительное имя, затем – полное, и как показатель того, что человек состоялся и не только является полноценным как личность, но и приобретает значение как хранитель рода – это когда человека называют по имени – отчеству, что всегда считалось данью

уважения и не ко всем употреблялось. В более ранний период это обращение было исконно дворянским, людей же низких сословий называли пренебрежительными именами, и только особо уважаемые удостаивались полного имени. Вместе с именем человеку дается небесный покровитель, который может быть заступником перед Богом. В это верят православные и католики

Ученик 1. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья,

Конечно, нет.

И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

Ученик 2. И вот мы с вами, силами своими,

Осознаем в начале нашего века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

Ученик 1. Имена давались по внешнему виду человека:

Черный, Чернавка, Мал.

Ученик 2. Имена давались по характеру: Добр, Смеян, Умник.

Ученик 3. Имена давались и по тому, в какое время года

рожден ребенок: Зим, Вешняк, Мороз.

Ученик 4. Имена давались в честь бабушки или дедушки, в честь святого, чтобы тот был его хранителем.

Учитель: Одних имена обязывают быть благородными, других жить в мире, не ссориться, а если у человека в единстве и те, и другие качества, то от этого его «доброе имя только выигрывает». О происхождении своего имени, о том, что оно означает, расскажут ребята.

Далее по ходу мероприятия дети защищают свои проекты, к защите проектов привлекаются родители. Дети исполняют песни, читают стихи. В конце мероприятия проводится командные игры для родителей и детей.

Говоря о проектах, стоит отметить, что за работу стоит браться только, если это будет ново и интересно окружающим.

Наш педагогический коллектив придерживается позиции, что проектная работа должна быть лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта, который ребенок может взять в руки. В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат – бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя самого.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/В-во образования и науки Рос. Федерации.–2-е изд.–Просвещение,2011.–31с.

2. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. – М.:

МИПКРО, 2001.

3. Проектная деятельность в начальной школе/М.К. Господникова [и др.];–2-е изд., Волгоград; Учитель,2012.–131с.; ил.

4. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся/Шликене Т.Н.// Начальная школа.– М., 2008. №9. – С.64–70

5. Заславский В.М. Проектные задачи в начальной школе /Воронцов А.Б. Егоркина С.В. –М.: Просвещение,2011.–157с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание интереса к детской книге на уроках внеклассного чтения и внеурочной работе в начальной школе

Дидро справедливо утверждал: “Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”....

Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»

Введение  Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе  кружка «Основы Православной культуры»  в младших класса, цель к...

Программа по внеурочной работе для начальной школы.

Программа рассчитана на 330 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками (10ч в неделю)....

Внеурочная работа в начальной школе

Внеурочная работа в начальной школе...

"Использование метода проектов во внеурочной деятельности в начальной школе".

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся учатся:находить источники информации;планировать свою работу;сотрудничать друг с другом;доводить начатое дело до конца;расширять свой кругозор в интересующе...