"Использование метода проектов во внеурочной деятельности в начальной школе".
методическая разработка

Бальчугова Алена Иннокентьевна

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся учатся:

  • находить источники информации;
  • планировать свою работу;
  • сотрудничать друг с другом;
  • доводить начатое дело до конца;
  • расширять свой кругозор в интересующей области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода проекта во внеурочной деятельности в школе».

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребёнка потребностей и способностей к саморазвитию, возможное в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач.

Как стимулировать потребность к поиску? Как научить видеть проблему, анализировать, делать выводы, правильно излагать и защищать идеи? Это те вопросы, которые находят своё решение в проектной и исследовательской деятельности младших школьников.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся учатся:

  • находить источники информации;
  • планировать свою работу;
  • сотрудничать друг с другом;
  • доводить начатое дело до конца;
  • расширять свой кругозор в интересующей области.

Для развития личностных характеристик учащихся стало хорошей традицией проводить конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

  1. Отчего зависит урожайность кедра?
  2. Лечебные свойства капусты?
  3. Кошки-синоптики?
  4. Изделия из шерсти своими руками?
  5. Шоколад: за и против  и др.

Необходимо вовлекать младших школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, учитывая особенности возраста. А при организации этой работы подмечать у детей проявления необходим, качеств и умений, культивировать их, создавать условия для их развития.

Говоря о проектах младших школьников, необходимо иметь в виду, что часто в этом виде деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект – родители. При этом они, не обладая специальной педагогической подготовкой, не имея представления ни о характере предстоящей детям исследовательской работы, ни о её задачах, но желая оказать помощь своему ребёнку, нередко действуют ему во вред.

Если выполнение проекта учащимися проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы они не брали на себя выполнение части этой работы, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении работы.

Таким образом, использование метода учебных проектов означает отказ от авторитарности в обучение и поощрение личной инициативы учащихся, что резко повышает мотивацию познавательно-продуктивной деятельности. Проектный метод ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Основные требования к использованию метода проекта в учебном процессе (условия целесообразности применения данной технологии)

  • наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), т. е. разделение проекта на этапы и распределение обязанностей между участниками;
  • использование исследовательских методов, предусматривающих следующий алгоритм действий:
  • определение проблемы и вытекающих из неё задач с использованием совместного обсуждения («мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотез решения поставленных задач;
  • обсуждение методов исследования (анализ информации, эксперимент, наблюдение и т. д.);
  • обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и прочее);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов;
  • оформление результатов, их презентация;
  • выводы;
  • выдвижение новых проблем исследования.

Характер оценки проекта зависит от его типа и условий проведения, поэтому оценивается каждый шаг, этап. Оценка не обязательно должна быть в виде баллов. Возможна просто качественная оценка («отлично», «хорошо», «надо подумать»). Ни в коем случае нельзя давать оценку «плохо», так как это резко снижает мотивацию воспитанников не только к проектированию, но и к обучению вообще. Если работа слабая, оцените её как «надо подумать», т. е. отправьте на доработку. В творческих проектах почти невозможно оценить промежуточные результаты, поэтому прохождение такого проекта оценивается по мониторингу независимыми внешними экспертами, но не навязчиво, а тактично.

Критерии оценки проекта:

  • актуальность проблемы;
  • корректность используемых методов исследования й обработки результатов;
  • активность каждого участника в соответствии с его возможностями;
  • коллективный характер решений;
  • взаимопомощь и взаимодополняемость участников;
  • глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность решений, умение их аргументировать;
  • эстетика оформления результатов;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность выступлений.

Методические рекомендации к организации проектной формы учебной деятельности

Как придумать тему проекта?

ТЕМА ПРОЕКТА

  • объект
  • исследование
  • проблема
  • дело

Объект

Выбираем некий занимательный объект. Это можно сделать, например, с помощью «мозгового штурма». Это самый простой способ выбора темы, но при этом не проявляется направление конкретной работы. Поэтому начинаем думать, что с объектом можно делать: как его познать, найти, обработать и обобщить информацию, как представить результаты.

Примеры: «Украшения для волос», «Река Джида».

Исследование

Выбираем объект, который хотим исследовать в определённом контексте. Можно использовать ранее упомянутые методы, дополнительно задав вопрос: «Что мы хотим узнать об этом объекте?». Подобная формулировка даёт направление для исследовательской работы, нужно лишь хорошо её спланировать и осуществить. Работа имеет в основном познавательный характер.

Примеры: «Семейные традиции в нашем селе», «История нашей школы».

Проблема

Выбираем объект или ситуацию, с которыми связана некая проблема. Можно обсудить, чем мы недовольны, что нам мешает, что хотелось бы улучшить. Можно выяснить позицию других людей, социальных групп по тем же вопросам. Здесь в формулировке темы выражено дальнейшее содержание работы. Сначала нужно разобраться с сутью, аспектами проблемы, затем разработать и реализовать варианты решения. Тема, сформулированная таким образом, ориентирует на реально воплощаемый и актуальный результат.

Примеры: «Возможности работы учащихся во время летних каникул», «Что делать с мусором на улицах?».

Дело

Выбираем конкретное мероприятие, дело, которое нам кажется полезным. От темы сразу можно перейти к планированию действий, не углубляясь в исследование проблем. Такая работа в основном имеет организационный характер.

Примеры: «Ремонт кукол школьного театра», «Конкурс детских рисунков».

Подобный подход к выбору темы даёт возможность сразу ориентироваться на определённое содержание работы и на её результат. Проиллюстрируем это на примере работы с объектом «газеты».

Тема-объект: «Газеты».

Тема-исследование: «Сравнительная оценка газет «Джидинская правда» и «Джидинка».

Тема-проблема: «Как подготовить подписную кампанию для местной газеты?».

Тема-дело: «Издание школьной газеты».

По каким направлениям можно работать с темой?

Предлагаем опорные вопросы для системного исследования объекта. Они разработаны по методологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) на основе системного оператора.

Функция опорных вопросов – развернуть тему на разнообразные подтемы и виды работ. Это позволяет выбрать направления, которые наиболее подходят способностям и возрасту детей, а также другим обстоятельствам.

Объекты можно исследовать по признакам

  • Группы
  • Структуры
  • Места
  • Функций
  • Свойств
  • Времени

По признаку группы

Какую группу объектов представляет этот объект? Что ещё входит в эту группу? Чем наш объект похож или отличается от других объектов группы?

По признаку структуры

На какие части можно разделить этот объект? Как эти части в свою очередь делятся на ещё меньшие? Каким образом они связаны между собой, как влияют друг на друга? Можно ли этот объект разделить по-другому? Как? Каким тогда будет взаимодействие частей?

По признаку места

Где может находиться этот объект? Что находите рядом? Как эти объекты связаны между собой, влияют друг на друга? Что на этот объект влияет хорошо, а что – плохо? На что он влияет хорошо, а на что – плохо? Как можно изменить это влияние? В каких других местах он может находиться? Какие там могут быть связи и влияния? В какие необычные места вы могли бы его поместить, чтобы он там осуществлял необычную роль? С чем этот объект было бы полезно объединить?

По признаку функций

Как этот объект используется? Для какой цели о предназначен? По отношению к чему он выполняет свои функции? Выполняет хорошо или плохо? Как это проявляется? Что надо изменить, чтобы функция выполнялась хорошо? Как сделать, чтобы эта функция выполнялась так же хорошо, но с меньшими затратами на нее. Придумайте, какие ещё функции смог бы выполнять данный объект: обычные, необычные и совсем оригинальные! Какие из них желательны? Как надо было бы преобразовать объект, чтобы они выполнялись? Сравните этот объект по признаку функций с другими, на него похожими.

По признаку свойств

Какие физические, биологические, социальны свойства присущи данному объекту? Можно ли измерить значение этих свойств? Сравните этот объект по его свойствам с другими объектами группы. Найдите для него всевозможные похожие объекты так, чтобы у них было одно общее свойство. Составьте образные сравнения. Найдите похожие объекты с другими свойствами, с противоположными свойствами. От каких свойств зависит возможность объекта выполнять функции: в чём заключается эта зависимость? Что случится, если мы изменим одно из этих свойств?

По признаку времени

Какое прошлое у этого объекта: от чего он произошёл, как и где появился, какие у него были предшественники, кто был его автором? В чём заключалась необходимость его появления? Как этот объект со временем менялся? Почему? Какие проблемы возникали при его изменении? Как меняются его свойства и функции в разные времена года, в разное время суток, в других циклах? В каких процессах, действиях этот объект участвует? Какова его роль в них? Как объект мог бы измениться в будущем? Какие связанные с ним проблемы тогда решатся?

Как выбрать одну тему, когда идей много?

Иногда этот выбор осуществляет сам учитель, опираясь на жизненный практический опыт, которого нет у учащихся. Но лучше выбор темы оставить за детьми, рекомендуя им приёмы для принятия решения. Мы использовали два приёма:

  1. Объединение идей

Объединение идей может пригодиться, если начальные темы не очень широки или если нужно прийти к общей теме для всей школы. Так, например, с темой «Цветочные горшки» можно объединить идеи, результаты которых уложились бы в общей выставке. Такие темы, как «Школьная газета», «Организация вечеров отдыха», «Школьный огород», «Жизненные пути наших выпускников», «Знаем ли мы своих учителей?», органично дополняют друг друга в подтеме «Школа».

  1. Определение и использование критериев оценки

Критерии оценки мы выяснили, когда учащиеся пытались разобраться, почему одна идея им кажется лучше другой. Нашими критериями стали:

  • актуальность;
  • уникальность;
  • осуществимость проекта.

Актуальность помогает оценить, насколько необходим этот проект на данный момент, для какого количества людей он сейчас значим – способен что-то для них решить, улучшить.

Уникальность позволяет оградиться от повседневных рутинных работ, она требует нового, неожиданного подхода к теме, её решениям. Другими словами, это «изюминка» проекта.

Осуществимость заставляет оценить наши реальные возможности: хватит ли времени, знаний, средств, чтобы достичь желаемого результата? Не столкнёмся ли мы с барьерами юридического характера или необходимостью добиваться решения на высоком административном уровне?

Данные критерии работают в комплексе: лучшими идеями будут те, которые соответствуют одновременно всем критериям. Работая в группах, учащиеся с помощью этих критериев успешно делают выбор идеи сами. Критерии могут быть и другие, но в процедуре принятия решений они станут эффективным инструментом.

Это хороший проект или нет?

Так часто спрашивают учителя, когда уже рассказали свои замыслы проектов. Для оценки проекта мы отвечаем на три контрольных вопроса.

  • Что реально изменилось, улучшилось в окружающей жизни?
  • Какие дидактические цели достигнуты?
  • Интересно ли учащимся?
  1. Реальное улучшение. Что в результате нашей деятельности изменится, улучшится для других людей? Не как потенциальная возможность, а как состоявшийся факт.
  2. Дидактические цели. Новые знания по теме; развитие таки общих умений, как наблюдение, сравнение, анализ, измерение, работа с литературой, изображение информации в разных моделях, рассуждение, оценивание и т. д.; развитие специфических умений проектирования.
  3. Интерес. Захотят ли учащиеся впредь заниматься проектами, можно ли ждать от них инициативы и активности.

На наш взгляд, радикальные оценки «хороший проект» или «плохой проект» вряд ли необходимы. Мы предпочитаем вопрос: как улучшить проект? Тогда ответить можно просто: проверить, выдвинуты ли в проекте все возможные цели, и если нет, сделать это.

Как планировать работ у?

Предлагаем один из вариантов.

  1. Разворачиваем выбранную тему по опорным вопросам.
  2. Определяем конечные результаты проекта. В основном это реальное улучшение окружающей жизни и познание-популяризация. Для выяснения возможностей реального улучшения можно использовать вопрос: «Для кого и что улучшится в результате осуществления проекта?» Результат познания – популяризации проектируем с помощью вопроса: «Что мы узнаем? Как можно ознакомить с этим других?»
  3. Планируем промежуточные результаты и способы их достижения по принципу: «Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?»
  4. Разрабатываем календарный план действий по принципу: «Какая группа, когда и что делает?» С подробным календарным планом можно переходить к осуществлению проекта.

Памятка для родителей

«Ваш ребёнок участвует в создании проекта. Какова ваша роль?»

Данная Памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте в ней ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое метод проектов?
  2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
  3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для учащегося, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ребёнка, однако задача родителя – знать суть этой работы, её этапы, требования к процессу и его результатам, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими, такими как книги, фильмы, интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

  1. Что такое метод проектов?

Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. Разработкой данной технологии обучения занимались многие учёные и методисты из разных стран.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную или групповую), которую они осуществляют в течение определённого промежутка времени.

Учебное проектирование всегда предполагает решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также областей науки, техники, технологии, творчества.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы, конкретный результат, готовый к внедрению.

Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки учащихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

  1. Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • Выбор темы и формирование задач проекта.
  • Выдвижение первоначальных идей.
  • Выбор лучшей идеи.
  • Планирование проекта.
  • Непосредственная реализация проекта.
  • Оценка и самооценка проекта.
  • Презентация проекта.

  1. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи

Помогите ребёнку выдвинуть как можно больше идей записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими

Выбор и формулирование темы проектной работы

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Формулирование задач проекта

Может потребоваться помощь в правильной формулировке

Разработка плана и структуры исследования

Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребёнка

Определение сроков представления результатов (конечные и промежуточные), доработка идеи с учётом её актуальности

Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учётом особенности личного расписания ребёнке

Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта

Представьте с ребёнком возможные итоги

Определение и распределение учебных задач и установление сроков их выполнения

Помогите разбить объём работ на небольшие части и определить срок выполнения каждой

Составление программы и календарного плана проведения исследования

Помогите скорректировать план с учётом личной занятости ребёнка. Содействуйте проведению исследования

Распределение конкретных заданий и обязанностей между участниками проектной группы

Может потребоваться разъяснение обязанностей

Изучение источников и литературы по теме

Содействуйте ребёнку в посещении библиотеки, обращай его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта

Сбор и обработка информации по проблеме

Посодействуйте в поиске разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, интернет

Сопоставление выводов с задачами проектной работы

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль

Оформление результатов исследований и подготовка отчёта

Подскажите основные правила оформления документов

Подготовка проекта к презентации

Помогите провести последнюю проверку перед защитой, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

Публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребёнка, у вас есть повод гордиться им

Анализ работы, проделанной в течение проектного периода

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

Оценка работы проектной группы в целом и каждого участника

Воспользуйтесь предложенным ниже вопросником

В ходе выполнения проекта родитель может выполнять одновременно несколько функций: консультировать, отслеживать выполнение плана, решать оперативные вопросы, помогать в предварительной оценке проекта, участвовать в подготовке презентации, обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Помогая, помните: главное действующее лицо – ваш ребёнок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарём проекта!

После выполнения проекта очень важно обсудить с учащимися итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели исследования, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Такое обсуждение будет проведено в классе, однако предварительное обсуждение итогов работы с родителями, с одной стороны, послужит сближению родителей и детей, с другой – положительно повлияет на самооценку ребёнка, будет способствовать развитию его уверенности, самосознания. Проведение репетиции самоанализа поможет на презентации.

Вопросник для обсуждения итогов работы над проектом

К результату работы:

  1. Почему начали разрабатывать этот проект?
  2. Соответствует ли выполнение проекта задуманному плану?
  3. Как отзываются о проекте те, кто его видел (использовал)?
  4. Как улучшить проект или каковы направления дальнейшего исследования?

К процессу работы:

  1. Правильно ли вы сформулировали задачу?
  2. Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?
  3. Разнообразны ли были идеи? Обосновали ли вы своё решение при выборе одной из них?
  4. Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи? Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?
  5. Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
  6. Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
  7. Чему вы научились?
  8. Что нового узнали?
  9. Какие виды деятельности были наиболее эффективными?
  10. Удовлетворены ли вы результатом проекта и совместной деятельности?
  11. Какие перспективы разработки данной проблемы видите?
  12. Какие дополнительные знания и умения вы хотели бы приобрести в дальнейшем?

Используемая литература:

  1. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 2022.
  2. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе : Метод, пособие / М. Б. Романовская. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2016.
  3. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Школьные технологии. - 2014.
  4. Савенков, А. И. Маленький исследователь : коллективное творчество младших школьников / А. И. Савенков. - Ярославль : Академия развития, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФГОС ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Внеурочная деятельность школьников является органическим продолж...

: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

  Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно  звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.

статья "Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе"...

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности в начальной школе.

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;решают и...

Статья "Интерактивные методы ,используемые во внеурочной деятельности в начальной школе"

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности ,решают ряд важных задач:развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;решают и...

Доклад : «Использование мультимедиатехнологий при организации внеурочной деятельности в начальной школе»

Внеурочная   деятельность обучающихся - специально организованная  деятельность представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.В...