Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»
план-конспект урока (2 класс) на тему
Введение
Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе кружка «Основы Православной культуры» в младших класса, цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
Наряду с кружковыми занятиями используются различные формы обучения, например, организуются различные поездки и походы, игры-инсценировки, чаепития, праздники, прослушивание музыки, просмотр фильмов, беседы на нравственные темы, разучивание стихов, песенок. Изучение Основ Православной культуры не ограничивается только словесным изложением материала, но и продуктивно используются такие виды детского творчества, как рисунки, пение, сочинения, различные рейды к святым местам.
Но самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества. Давно известно: ребёнок познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п. В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.
Православный праздник – сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному миру, с другой – к конкретным объектам.
Значимость православных праздников для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во–вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения. В-пятых, православные праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.
Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.
Подготовка и проведение любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом, целую школу духовного возрастания.
Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей праздник – допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться от одинаковости будничных дней, он нужен детям как проявление их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой» | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
Сценарий православного праздника в начальной школе
«Чему мы радуемся зимой»
Выполнила: Кузелеева Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4 г. Ступино
Введение
Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе кружка «Основы Православной культуры» в младших класса, цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
Наряду с кружковыми занятиями используются различные формы обучения, например, организуются различные поездки и походы, игры-инсценировки, чаепития, праздники, прослушивание музыки, просмотр фильмов, беседы на нравственные темы, разучивание стихов, песенок. Изучение Основ Православной культуры не ограничивается только словесным изложением материала, но и продуктивно используются такие виды детского творчества, как рисунки, пение, сочинения, различные рейды к святым местам.
Но самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества. Давно известно: ребёнок познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п. В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.
Православный праздник – сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному миру, с другой – к конкретным объектам.
Значимость православных праздников для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во–вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения. В-пятых, православные праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.
Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.
Подготовка и проведение любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом, целую школу духовного возрастания.
Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей праздник – допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться от одинаковости будничных дней, он нужен детям как проявление их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.
Чему мы радуемся зимой
Звучит русская народная мелодия.
Входят дети: мальчик и девочка в русских народных костюмах с хлебом солью:
Девочка:
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас!
Мальчик:
От Рождества всему начало:
Весны цветенье, песен новь,
И торжество, и вдохновенье,
Надежда, вера и любовь!
Кланяются, ставят каравай на стол и садятся вместе с другими участниками.
Звучит колокольный звон, на экране икона «Рождество Христово»
Дети (за кадром):
И было чудо в небесах,
И чудо на земле:
Как солнце вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле!
Она плыла над миром,
И свет её сиял,
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос!
(звучит песнопение)
Много было в небе звёзд
Тёмной ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
Дева-мать, склоняясь над ним,
Нежно напевала
Ночь мерцала золотым,
Звёздным покрывалом.
Пели ангелы Христу,
Славили рожденье.
В мир принёс Он красоту,
Веру во спасенье.
Когда в городе Вифлееме родился Спаситель мира Иисус Христос, в небе загорелась невиданная ранее звезда. Она ярко сияла и медленно двигалась в сторону Палестины.
Увидев звезду, мудрецы поняли, что это знамение Божие: где-то родился Царь Царей. Они решили разыскать его, чтобы поклониться и послужить Ему. Для этого собрались и единым караваном решили последовать за чудесной звездой.
Звучит рождественская колядка
На экране икона «Поклонение мудрецов»
Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.
Слиток золота в одном ларце лежал,
Как Царю признанье отражал!
Ладан ароматный был в другом,
Этот дар всем возвещал о том,
Что Всевышний указал волхвам дорогу,
И они в Младенце видят Бога!
В третьем ларце лежала смирна.
Было ведь предсказано от века,
Что Господь придёт на землю с миром
В образе земного Человека.
Радостная новость,
Торжество, торжество!
Всюду это слово:
Рождество, рождество!
Иисус родился,
С Девы воплотился,
Рождество!
Снова икона «Рождество Христово»
(звучит рождественская колядка)
Предание о рождественской Ёлке.
( Под праздничное рождественское песнопение открывается занавес: на сцене ангел, ёлочка, два тропаря. Позади - изображение маслины и пальмы )
Тропарь 1:
Великое чудо в ту ночь совершилось:
Спасителя Бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, Сын Божий, лежал.
Тропарь 2:
Звезда над пещерой, как свет путеводный,
Сияла ученым волхвам,
И громкая песнь пастухов величаво
И стройно неслась к небесам.
Тропарь 1:
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя на деревьях листы
Таинственным шёпотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Тропарь 2:
Три дерева – пальма, маслина и ёлка –
У входа в пещеру росли.
И первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила
Зелёною кроной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины
Закапал душистый елей.
Тропарь 1:
Лишь скромная ёлка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Её неизменный покров.
Увидел то Ангел Господень
И ёлке с любовью сказал:
Ангел:
«Скромна ты, в печали не ропщешь,
за это от Бога награда тебе суждена».
Звучит музыка, ангел и тропари уходят за кулисы. Появляются девочки в костюмах звёздочек. Танцуют вместе с ёлочкой. Во время танца украшают ёлочку звёздами.
По окончании танца все замирают на месте, снова появляются ангел и тропари.
Тропарь:
Сказал он – и звёздочки с неба
Скатились одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
Ангел:
Младенец от яркого звёздного света
Проснулся, на ёлку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки он к ней протянул.
Елочка:
А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребёнок ли, взрослый –
Все празднику рады, и в каждой семье торжество!
Ангел:
Где дети – там ёлка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!
Под музыку все расходятся.
Звучит праздничный колокольный звон. На сцене появляются дети-колядники в русских народных костюмах с рождественской звездой в руках.
1 колядник:
Рождество – праздник верующих в Христа, праздник Добра и Правды.
В эти дни ходили друг к другу в гости с подарками, славили Христа песнями – колядками. Людей, которые славили Христа, пели колядки , называли христославами.
Колядки – это ещё и традиционное рождественское блюдо. Это маленькие пирожки из пресного теста с разными начинками.
По традиции, колядники приходили в дом и, прославляя Христа, сначала одаривали всех своими колядками и пели песни-колядки, а потом уже их благодарили гостинцами:
2 колядник:
Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
3 колядник:
С Рождеством святым вас, люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Чтоб в достатке пребывали!
4 колядник:
Мы желаем вас здоровья,
Чтобы с братскою любовью
Каждый день к вам приходил,
Веру, счастье вам дарил!
5 колядник:
А сейчас пусть мир ликует,
Радуется, торжествует,
Иисус Христос родился,
Мир спасён! Мир осветился!
6 колядник:
Радуйтесь, все люди
На большой планете,
С нами Бог! Любовь и Правду
Христославьте, дети!
Колядники уходят под рождественскую колядку.
На сцене дети
1 рассказчик:
Христианские праздники следовали друг за другом. Они напоминали о событиях Священной истории.
Прошёл радостный праздник Рождества Христова …
А за ним мы вспоминает ещё один большой праздник Крещения Господня.
Священная история рассказывает, что за шесть месяцев до Рождества Христова явился в мир великий пророк Божий Иоанн.
Икона «Иоанн Креститель»
Иоанн рассказал людям, что скоро придёт Спаситель мира.
Звучит песнопение
Спокойно лоно светлых вод;
На берегу реки - Предтеча;
Из мест окрестных, издалече
К нему стекается народ.
Уготовляя Божий путь,
Народ зовёт он к покаянью.
«Сильней и впереди меня
Тот, Кто идёт вослед за мною;
Ему, припав к ногам, не стою
Я развязать с ноги ремня».
Иоанн проповедовал, что нужно прекратить делать злые дела, покаяться и постараться быть добрыми. Тех людей, которые хотели стать хорошими, Иоанн омывал (крестил) в реке Иордан. Пришел к Иоанну креститься и Иисус Христос.
Икона «Крещение Господне»
И когда Он выходил из воды с неба раздался голос: «Ты Сын Мой возлюбленный». Сам Бог назвал Иисуса Христа Своим Сыном. И Дух Божий (он был с виду как голубь) сошёл с неба на Иисуса Христа.
Те люди, которые приходили ко Христу, крестились, становились христианами.
В крещенскую ночь на замёрзших реках строились «ердани» - Иордани - проруби, над
которыми устраивались навесы….
Картинка «Крещение» (фото)
Священник погружал в прорубь крест и произносил торжественную молитву. Человек купается в проруби, будто со Христом крестился.
Песнопение, колокольный звон, выходят участники праздника:
Счастья тому, кто в этом дому!
Старому, молодому и Богу святому!
Чтоб счастливы были,
Чтоб нас не забыли.
Долгожданный спаситель мира, светоч добра и любви родился – Иисус Христос.
Славьте его!
Пусть в каждый дом войдёт мир, покой и здоровье!
Все: С нами Бог! Звучит песня «Земля русская…»
Под колокольный звон или песнопение, дети дарят подарки гостям…
Библиография
- Алтарёва С. Г. и др. / Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 368с. – (Мозаика детского отдыха).
- Будур. Н. /Пасха – РООСА, 2007.
- Дзюба П. П. / Православные праздники в воскресной школе: постановки, мюзиклы, пьесы./ - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 288с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
- Ионина Н. А. / Православные святыни – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. По благословению Патриарха московского и всея Руси Алексия Второго.
- Казакевич А. Н. / Символы Русской Православной Церкви – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Минаков С. / Храмы России. – М.: Эксмо. 2008.- 864с.: ил. – (Мир Православия).
- Московские Епархиальные Ведомости/ журнал Московской епархии Русской Православной Церкви №3-4, 2005, №3-4,2007.
- Начинающему христианину/ Сост.И.А. Горбова, 1998. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
- Энциклопедия «Народы и религии мира» (Большая Российская энциклопедия, 1998).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".
Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...
Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»
Введение Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе кружка «Основы Православной культуры» в младших класса, цель к...
Творческий проект. Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»
Введение Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе кружка «Основы Православной культуры» в младших класса, цель к...
Сценарий православного праздника в начальной школе «Чему мы радуемся зимой»
Введение Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствует организация в нашей школе кружка «Основы Православной культуры» в младших класса, цель к...
Спортивный праздник для начальной школы "Проводы Зимы"
Спортивный праздник для начальной школы "Проводы Зимы"...
Православный праздник в начальной школе "Рождество Пресвятой Богородицы"
Внеклассное мароприятие в начальной школе, посвященное православному празднику "Рождество Пресвятой Богородицы"...
Методическая разработка внеклассного занятия для учащихся начальной школы "Чистый класс - радует нас!"
Развитие и закрепление представлений о правилах уборки в классе, последовательности действий выполняемых при влажной уборке помещений, средствах используемых при уборке....