Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_metodicheskaya_kopilka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Михеева Маргарита Владимировна учитель начальных классов
МОУ «Райсеменовская СОШ»
Тема урока: Что такое кровь.
Цели урока:
- формировать у обучающихся новые знания о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки);
- учить осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, высказывать своё предположение; предлагать способы проверки; работать по инструкции по предложенному учителем плану; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делая выводы; слушать и понимать речь других, договаривать с одноклассниками, работать в паре по операциям; обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем разбирать серьёзную, научную, но очень интересную тему. Но прежде нам необходимо проверить, готовы ли вы решать эту серьёзную научную проблему.
-Для этого вам необходимо разделиться на группы. (2 мин)
- Актуализация знаний и проблемная ситуация.
Работа в группах.
- На ваших столах лежат карточки с заданием. Вам необходимо вместе обсудить и соотнести левую часть карточки с правой. После этого мы проверим, правильность выполнения. (5 мин) (Слайд 1)
(Приложение 1. Задание для групп.)
- Какая группа выполнила задания верно? Если вы правильно выполнили задание, то поставьте «+» в нужной графе на карточке.
- Молодцы. Займите свои места.
Сценка.
(После того, как ребята займут свои места, Паша говорит:
-Ой! Я случайно поранил палец.
К нему подбегает Кристина и начинает перевязывать палец, приговаривая:
- Вот уже и не течёт… Паша, ведь кровь это жидкость? Почему же она течь перестала? Если, например, дома потекла труба с водой и её перевязать бинтом, она ведь не перестаёт течь.
Паша: Вообще-то кровь это не жидкость. Просто в ней есть клетки, которые закупоривают повреждённые сосуды.
-Ребята, что удивило Кристину? (Кровь жидкая, но она не течет, а останавливается)
- Какой у вас возникает вопрос?
(Почему кровь перестает течь из пораненного пальца?)
-Сравните свой вариант с вариантом авторов на с.136.
( На доске появляется проблемный вопрос: Почему кровь перестает течь из пораненного пальца?)
- Попробуйте определить тему урока.
(На доске появляется тема урока: Кровь.)
- Поиск решения.
- Какова роль крови в организме?(Слайд 2.1)
(кровь переносит клеткам питательные вещества и кислород, а уносит углекислый газ и вредные вещества). (Слайд 2.2)
- Ребята, посмотрите, кто изображен на иллюстрации? (Слайд 2.3- раненый в ногу боец)
- Бывает, что раненый в ногу или руку боец может погибнуть от потери крови, даже если все его внутренние органы целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека. Как вы думаете, почему человек, потерявший много крови, может погибнуть?
-Какие у вас будут гипотезы?
(Если кровотечение сильное, кровь не может восстанавливаться в прежних объемах, возникает ее недостаток, следовательно, она не справляется со своей работой и человек может погибнуть.)
- Ребята, а как вы думаете, что из чего состоит кровь?
(Варианты ответов записываются на доске)
- Давайте проверим ваши предположения, для этого поработаем с учебником на с.38.
- Прочитаем 1-й абзац, ведя диалог с автором.
(Диалог с автором.
- Интересно, что же означает внутренняя среда организма?
- Чем отличаются клетки крови от мышечных клеток? (мышечные клетки тесно связаны друг с другом, а клетки крови свободно плавают в плазме).
- Что такое плазма? (На доске табличка: плазма)
- Итак, первая часть крови – это плазма.
- Она состоит из 90% воды, и смеси жиров, белков, углеводов, солей антител и растворенных газов.
- Какую роль она выполняет? (транспортировка клеток )
- Посмотрите, как интересно художник изобразил клетки крови.(Слайд 3)
- Опишите клетки на 1 рисунке. ( Какого цвета? Что делают? )
- Опишите клетки на 2 рисунке. (Какого цвета? Что делают?)
- Опишите клетки на 3 рисунке. (Какого цвета? Что делают?)
Фрагмент из научно-обучающего фильма о клетках крови .
- А сейчас мы посмотрим фрагмент научно-популярного фильма, где вы увидите, как на самом деле выглядят эти веселые человечки.
(Смотрят фрагмент фильма.) После фильма Слайд 4.
- Ребята, а хотите ли вы подробнее узнать о клетках крови?
- Тогда я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию, где нас ждут серьезные научные открытия. Наденьте шапочки и разделитесь на группы. ( У каждого на столе шапочка с эмблемой «клетки крови по цвету»).
Работа в группах.
- Ребята, для работы вам понадобятся иллюстрации клеток крови, которые вы будете изучать. Внимательно рассмотрите их. Затем изучив информацию из учебника и энциклопедии, подготовьте ответ по плану, который лежит у вас на столе.
- Дайте название группе клеток, которую вы изучали?
- Как выглядят клетки?
- Содержат ли какие-то вещества?
- Могут ли двигаться?
- Какую задачу выполняют?
Выступления групп. (После выступления каждой группы, учитель дает научное название каждой группе клеток и составляет схему на доске)
После выступления 2 группы учитель работает по страничке «Это интересно».
После выступления 3 группы.
- Заданием для Алины к уроку было найти ответ на вопрос: Как поступить, если ты случайно порезался? (Сообщение. Приложение 4.) (Слайд 5)
- Ребята, а как поступить, если под рукой не оказалось бинта и йода?
- Надо приложить чистый подорожник. А если идет кровь из носа, надо положить холодный компресс. В народной медицине существует немало рецептов для остановки кровотечения.
- Например, заваривают молодые зеленые шишки сосны, кору дуба, плоды рябины и делают примочки.
- При порезах, ссадинах хорошо использовать в виде примочек и измельченные листья вишни.
- А если пошла кровь из носа, достаточно несколько капель лимона, чтобы остановить ее.
Практическая работа.
- А теперь я предлагаю вам рассмотреть под микроскопом клетки крови. (Рассматривают кровь под микроскопом)
- Какие клетки крови вы узнали? Опишите их. (Слайд 6)
-Молодцы.
- Оцените свою работу в группе. Если вы внесли большой вклад в работу группы, поставьте «+» в соответствующей графе на карточке.
- Ребята, из чего же состоит кровь? Подтвердились ли ваши предположения? (Сравниваем с записанными ответами на доске).
- Как связано строение крови с её ролью в организме?
(Поскольку часть крови – плазма, это жидкость, кровь может транспортировать вещества, участвовать в их превращении и перераспределении тепла).
-Какие важные функции выполняют клетки крови? (Рассказывают по схеме на доске)
(Эритроциты переносят ко всем клеткам кислород и углекислый газ, лейкоциты защищают организм от болезнетворных бактерий, тромбоциты останавливают кровотечение, участвуют в свертываемости крови).
- Как ответим на вопрос урока? Почему кровь перестает течь из пораненного пальца?
Игра « Клетки крови»
-Что делают эритроциты – переносят кислород. Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты - защищают организм от бактерий. Представили себя лейкоцитами - отталкиваемся друг от друга ладошками. Что делают тромбоциты – останавливают кровотечение. Представим себя тромбоцитами – обхватываем себя руками. Я буду вам показывать картинку с клетками, а вы должны правильно изобразить клетки.
III. Самостоятельное применение знаний.
- Откройте тетради на с.14. Выполните №1 самостоятельно. (Обсуждение)
- Работа в паре. - №3 Обсудите в паре. (фронтальная проверка).
- Самостоятельная работа. Тест. (Приложение 4).(Слайд 7,8)
- Оцените свою работу в тетради. Если вы все правильно выполнили в тетради и не допустили ошибок при выполнении теста, поставьте «+» в соответствующей графе карточки.
- Самооценка.
-Ребята, оцените свою работу на уроке. Если в вашей карточке стоят одни «+», то вы получили отметку «5», если есть «-«, то соответственно «4», а если минусов несколько, то вам необходимо быть активнее и внимательнее на следующем уроке.
- Рефлексия.
-Вы получили удовольствие от работы? Вам понравилось быть учеными?
Закончите предложения, поработав в парах (Слайд 9)
- Самое интересное задание для меня…
- Самое трудное задание для меня…Ты преодолел трудность?
- У меня возникло желание…
- Домашнее задание.
Узнать, какая группа крови у всех членов вашей семьи и кто является универсальным донором, Т.с.14 №2.
- Спасибо за активную работу на уроке! (Слайд 10.)
Список литературы:
- учебник « Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, и др. – М: Баласс, 2013г.,
- рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» «Человек и природа». 4 класс. А.А. Вахрушев, О.В.Бурский и др., - М: Баласс, 2013г.
- Методическое пособие О.А.Родыгина, А.А Вахрушев, А.С.Раутиан к учебнику « Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, и др. – М: Баласс, 2013г.
- www.school 2100.r
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
Конспект урока по окружающему миру "Волшебная восьмёрка. Наша кровь". 4 класс. УМК "Школа 2100"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Конспект содержит дополнительные сведения к изучаемому материалу учебника. Включает в себя интересные факты, сообщения о составе, свойствах и группах кро...
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...
Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Что такое Бенилюкс?" (3 класс)
Цели деятельности учителя:ознакомление учащихся со странами Бенилюкса.Планируемые результаты:Предметные: знать:что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.уметь: работать с картографическим материа...
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Кто такие звери", 1 класс. УМК Школа России
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о зверях как животных: строение тела, особенности вскармливания потомстваПланируемые результатыПредметные: Знать: признаки зверей: стро...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Кто такие птицы?" (УМК "Школа России", 1 класс.)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о птицах, их отличительных признаках; умений описывать птицу по плану и отличать птиц от других животных.Планируемые результаты:Предметные: Знать определ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...