Урок окружающего мира "Природные зоны России"
проект по окружающему миру (4 класс)

Открытый урок-путешествие "Природные зоны России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по теме «Природные зоны России»

Тип урока: групповая работа

Цели урока:

  1. систематизировать знания по теме «Природные зоны России»;
  2. развивать познавательный интерес, речь, память, умение работать в группах, пользоваться учебной литературой, справочниками;
  3. воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, к предмету.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с географическим положением природных зон России;

- рассмотреть природные зоны России и климатические условия;

- продолжать знакомить детей с растительным и животным миром России.

Развивающие:

- развивать умение работать с картой (схемой, раздаточным материалом).

- развивать познавательную активность, логическое мышление, наблюдательность, мыслительные операции.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, умение слушать;

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, России.

Формируемые УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска,  ватманы, раздаточный материал( карточки с природными зонами, рисунки животных, растений разных климатических зон), учебники,  листы самооценки.

Ход урока:

I . Организационный момент.

- Я хочу, чтобы у вас, ребята, и у всех наших гостей было замечательное настроение, поэтому предлагаю всем закрыть глаза и послушать запись.(прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»)

-Что вы услышали?(звуки природы)

- А куда мы сейчас попали? ( в лес)

-Какие ещё природные зоны вы знаете?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегоднешнем уроке? ( природные зоны).

- Мы отправимся в  путешествие.

- А вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать?

Учитель: (Прикрепляет на доску рисунок самолёта).

-Мы отправляемся в путешествин на самолете по  природным зонам. (слайд 1)

-А как назвается наша область? (Тюменская)

- Скажите а сколько лет исполняется нашей области в этом году?(75)

-(слайд 3) По площади Тюменская область занимает третье место в России, то есть это очень большая область. В ее состав входят сразу два крупных автономных округа - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. Тюменская область протянулась от берегов Северного Ледовитого океана до границы с Казахстаном, и потому в ней мы находим почти все природные зоны характерные для России в целом.

На крайнем севере Тюменской области мы находим зону арктической Тундры, южнее она переходит в небольшую буферную зону Лесотундры, которая сразу сменяется Тайгой.Тайга занимает большую часть территории Тюменской области.

Южнее находим небольшую зону смешанных лесов, а на самом юге области на границе с Казахстаном видим участок Лесостепей.

Сам город Тюмень находится в зоне Смешанных лесов.

-Мы  получим много знаний о природных зонах Росии,которые есть и в нашей обласи.

 

- Какова цель нашего урока? (познакомиться с географическим положением природных зон России, с растительным и животным миром).(слайд 2)

-Путешествие у нас будет  необычное, потому что я вам предложу создать ….

Помогите мне продолжить …. ( ребята предлагают свои варианты)

Создать проект  «Природные зоны России»

Давайте  вспомним с чего начнем изучать природные зоны.(слайд 4)

  • Местоположение и климат
  • Растения
  • Животные
  • Экологические проблемы
  • Труд людей

Работать будем в группах, подойдите  по 1 человеку из группы и выберите конверты любого цвета (на листах А3 фон как на карте природных зон:  леса –зелёный, степи-жёлтый и т.д.)

-Каждая группа создаёт свой проект.

-вспомним правила работы в группе (добавить на слайд)(слайд 5)

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

(распределите обязанности) кто отвечает за картинки, кто готовит текст, хранитель времени смотрит за часами, а секретарь подготовит план ответа группы

-Возьмитесь за руки, поднимите руки вверх, не разжимая ладоней. Запомните, это символ единства. Если вы будете работать сообща,  слаженно, то быстрее справитесь с заданием. Готовы?

Для создания проекта вам нужна информация-  это иллюстрации, тексты.названия природной зоны. (раздать каждой группе карту природных зон А-4,  лист А-3,

офисная цветная бумага для оформления, ножницы, клей)

( в соответствии с выбранным цветом листа подбирают название природной зоны, выбирают соответствующие иллюстрации и тексты)

- всю информацию разместим (наклеим) на листе

Работать мы будем по плану (на доске)

План защиты(слайд 6)

1. местоположение и климат

2.растения

3. животные

4. труд людей

5. экологические проблемы.

Групповая работа ребят  -15мин

- Время вышло, отложите свои работы, немного отдохнём, снимем эмоциональное напряжение.

Физ.пауза. Игра

Если вы согласны с утверждением - то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если не согласны – присядьте

- Планета Земля наш общий дом

- Бабочку я отпускаю на волю

- Я мусорю на улице

- Я берегу воду и закрываю кран

-  Люблю дарить маме букет полевых цветов

- Люблю подвижные, шумные игры в лесу

- Охрана природы приносит пользу

  • Пришло время подвести итоги вашей работы. Прочность ваших знаний покажет коллективная работа. Вы создали   страницы проекта  природной зоны.

У вас на конвертах проставленны цифры. В таком порядке вы будите выступать. На защиту дается не более 5 минут. Прошу защитить свой проект.

Все будем слушать внимательно выступление каждой группы.

  • ледяная зона (слайд 7) карта и картинка
  • тундра  (слайд 8)
  • зона лесов (слайд 9)
  • степь (слайд 10)
  • пустыня (слайд 11)

Какую цель мы ставили в начале урока? (обобщить знания и создать проект)

А теперь подведём итог урока:

- достигли цели?

-Что особенно было интересно?

-Что удалось на уроке?  ( оцените свою деятельность в группе, у вас карточки)

-Что не получилось?

-Скажите а наш Нижнетавдинский район к какой природной зоне можно отнести? (лесная )

Рефлексия.

Вы довольны своей работой на уроке?

- Комфортно ли было работать в группах?

- Были ли затруднения в общении?

- С каким настроением вы уйдете с урока?  Покажите смайлики настроения. (наклеиваем на ватман )

Слайд12

Д\з На альбомном листе нарисовать природную зону, над которой вы работали, и людей, которые в ней живут, работают и отдыхают

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\100_7940.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование: "Степная зона России"

Организация исследовательской работы на уроке окружающего мира....

Интегрированный урок "Лес. Природная зона России" 4 класс

Разработка интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства представляет собой сценарий урока, музыкальное сопровождение, презентацию "Великие художники о лесе",  приложение....

Урок-игра «Ледяная зона России»

Цель: систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о природной зоне России – зоне арктических пустынь....

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Урок-путешествие "Природные зоны России"

Урок-путешествие "Природные зоны России"...

Урок-проект "Природные зоны России"

Урок окружающего мира в 4 классе....