Урок-игра «Ледяная зона России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель: систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о природной зоне России – зоне арктических пустынь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по окружающему миру.
(4 класс)
«Ледяная зона России»
Цель деятельности учителя: систематизировать, обобщить и расширить знания учащихся о природной зоне России – ледяной зоне.
Планируемые результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о природной зоне в новых ситуациях
для решенияпрактических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные– осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы, в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность;
3. Метапредметные.
Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного мира ледяной зоны и обсуждают полученные сведения;
Коммуникативные: осваивают правила и нормы взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, проектор, видеофильм «Природные зоны России», карточки с заданиями, фишки-«умники», сигнальные карточки.
Ход игры.
1. Просмотр видеофильма.
Учитель: – Ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Урок пройдет в виде игры. Перед началом игры предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Природные зоны России».
Учащиеся смотрят видеофильм «Природные зоны России: ледяная зона».
2. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»
Учитель: - Вопросы для этого конкурса идут под общим названием - «И это все о нем», о самом крупном хищнике Арктики –…….. (белом медведе)
Вопросы:
1.Белые медведи живут и в Антарктиде. (Нет.)
2.У медведицы рождается обычно один медвежонок. (Нет, один только у молодых, обычно два.)
3.Новорожденный медвежонок весит всего 800 граммов. (Да.)
4.Белый медведь – самый крупный из хищников. (Да.)
5.В воде шкура медведя не намокает.(Нет. Намокает)
6.От холода медведя спасает толстый слой жира. (Да.)
7.У медведя мощные лапы с когтями длиной в семь сантиметров. (Да.)
8.В неволе это один из самых опасных зверей. (Да.)
9.Мех у него белый, а кожа черная. (Да.)
10.Обоняние белого медведя развито слабо. (Нет.)
11.В воде они неуклюжи и передвигаются медленно. (Нет)
12.У убитого тюленя медведь съедает сначала шкуру и жир. (Да)
3. Конкурс «Путаница».
Учитель: - Каждое животное Арктики предпочитает питаться определенной пищей. Но при наборе текста произошел сбой компьютера, и он выдал неправильную информацию. Ваша задача – устранить возникшие ошибки изаписать организмы парами, указав, кто кем питается. При выполнении задания помните, что животное может питаться несколькими видами пищи.
Гренландский кит | Лемминги |
Песец | Крупные китообразные |
Касатка | Водоросли |
Тюлень | Нерпа |
Белая сова | Мелкие ракообразные |
Полярная крачка | Насекомые |
Белый медведь | Моллюски |
Морж | Растения |
Лемминг | Рыба |
Проверка выполнения задания проводится на интерактивной доске путём перетаскивания объектов. Варианты ответов:
Гренландский кит – мелкие ракообразные
Песец – лемминги
Касатка – крупные китообразные, рыба
Тюлень – рыба
Белая сова – лемминги
Полярная крачка – зимой – рыбой, летом – насекомыми
Белый медведь – нерпа
Морж – моллюски
Лемминг – растения
- Конкурс «Подсказка».
За правильный ответ после первой подсказки – 3 «умника», после второй – 2, после третьей – 1.
1. Это тоже крупный дельфин, но у него нет спинных плавников.2. Это про них не совсем правильно говорится в пословице «Ревет как белуга».3. У молодых окраска серая или голубая, у взрослых – желтая или белая, отсюда и их название. (Белуха.)
1. Летом этот зверек некрасив, зато к зиме становится пушистым красавцем.
2. Это животное довольно часто в зимнее время сопровождает белого медведя в его путешествиях.3. Добывается человеком в природе или выращивается в неволе ради ценного меха. (Песец.)
1. У него нет густого меха, но есть очень толстый слой жира.2. Это самое шумное животное Арктики.3. Только он с помощью клыков может выбираться из воды на льдину. (Морж.)
1. Эта кровожадная рыба известна всем.2. Она не имеет плавательного пузыря и всегда в движении.3. Бывает китовой, тигровой, сельдевой, а эта – полярная. (Акула.)
5. Конкурс «Барон Мюнхгаузен».
В тексте учащиеся находят допущенные биологические ошибки.
Я, известный путешественник, барон Мюнхгаузен, хочу рассказать вам о своём пребывании в ледяной зоне, называемой Арктикой.
Прилетел я туда на своем ковре-самолете и сразу же встретил своего давнего друга – медведя Балу. Он ел свою любимую пищу – тюленя. Убил он его одним ударом могучей лапы на льдине, когда тюлень высунул свою морду из воды. От медведя на старой пустой бочке я отправился в гости к синему киту. Кит принял меня очень любезно, хотя потом пытался меня проглотить. Но я вовремя поднял вверх весло, которое не дало китовому рту закрыться.
Волною мою бочку вынесло прямо в стаю моржей, и по их спинам я мигом бы выскочил на берег, если бы не их длинная шерсть. Пришлось выпрыгнуть прямо на скалы. Там я увидел чудо птиц – кайр. Гнезда на скалах кайры не строят, хотя травы на островах предостаточно. А трава-то им вовсе и не нужна, потому что мамы-кайры яйца прикрепляют к скалам магнитами. Поэтому отложенные яйца крутятся на месте и не падают.
Люди из полярной станции показали мне стадо овцебыков. Живут эти звери в помещениях, так как боятся морозов. Потом пешком я отправился искать свой ковер-самолет, но заблудился в саксауловой роще. Хорошо, что со мной был мой сотовый. Я позвонил в МЧС и уже через 5 часов я пил кофе со сливками на борту современного авиалайнера.
Исправление ошибок поверяется через документ-камеру.
Допущенные ошибки:
1. Медведь Балу – гималайский медведь с черной окраской.
2. Гималайские медведи не питаются тюленями.
3. Синий кит не может проглотить человека из-за узкого горла.
4. Стадо моржей, а не стая.
5. Моржи не имеют длинной шерсти.
6. Травы на голых скалах не может быть достаточно, а кайры гнезда не строят.
7. Магниты им не нужны, помогает яйцам держаться на голых скалах особая форма, когда центр тяжести всегда в точке соприкосновения с поверхностью.
8. Овцебыки не боятся морозов.
9. Саксаул растет в южных пустынях.
6. Конкурс «Биоаукцион».
1. Вопрос о рыбе, которую знает любая хозяйка. Эти рыбы откладывают накопленный жир не в мышцах или полости тела, а в печени. Поэтому их обезжиренное мясо – настоящий диетический продукт. А вот печень у некоторых из этих рыб может содержать до 73 % жира. Поэтому именно из нее получают рыбий жир, богатый витаминами А и Е, а также консервы, на банках с которыми написано «Печень …» О какой же рыбе идет речь?(Треска.)
2. Вопрос о родственнице наших крикливых птиц.Об этой птице ученые узнали лишь в 1823 году. Гнездятся они по берегам озер и болот, в тундре и лесотундре. В конце июля птицы улетают не на юг, а на север. Родственники этой редкой птицы – обычные обитатели наших и морских водоемов, только они не имеют такой удивительно красивой розовой окраски. Что же это за птица? (Розовая чайка.)
3. Вопрос о животном, которое когда-то было распространено в Арктике.Во время гона самцы этого вида издают резкий мускусный запах, поэтому и называют их мускусными быками. Хотя это животное стоит ближе к баранам, нежели к быкам, как предполагалось ранее. Шерсть густая и необычайно длинная (до 60-90 см), на 60-80 % состоит из теплого пуха. Какое второе название этого животного? (Овцебык.)
4. Вопрос о третьем источнике «слоновой кости» - прочного поделочного материала.Это очень большое животное массой до 1,5 тонн. Волосяной покров у него развит очень слабо, и от холода его спасает слой жира толщиной 5-10 см. Удивительно длинный период молочного вскармливания детенышей – до двух лет, пока не вырастут клыки. Они нужны для добычи донных организмов, которые составляют основу рациона взрослых животных. Эти животные – поставщик слоновой кости, после слонов и мамонтов. (Моржи.)
7. Подведение итогов.
После завершения игры команде-победительнице вручается диплом, всем членам команды выставляется отметка «отлично». Можно поставить отметки капитанам за первый конкурс и наиболее отличившимся игрокам из других команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок - игра "По природным зонам России"
Игровое поле делится на 4 сектора и очки. Класс делится на две комнаты. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков. (Вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсу...
Урок-игра "По природным зонам России"
Презентация по теме , кроссворд . Можно под презентацию создать свой план урока....
Урок – игра. Тема: «Природные зоны». 4 класс.
Это урок в виде игры:"Что? Где? Когда?" (Групповая форма работы.)...
Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....
Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")
Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»
В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...
Урок игра по природным зонам России
Урок игра по природным зонам России...