Интегрированный урок "Лес. Природная зона России" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Разработка интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства представляет собой сценарий урока, музыкальное сопровождение, презентацию "Великие художники о лесе", приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirov._urok._les_prirodnaya_zona_rossii.rar | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лес. Природная зона России.
Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Предметные результаты: находить на карте лесную зону, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. Иметь представление о растительном и животном мире тайги, смешанных и широколиственных лесов. Осознавать значение леса в жизни человека, экологические проблемы, связанные с его деятельностью, экологически грамотное поведение в лесу. Усвоить основные понятия: лесотундра, тайга, смешанный и широколиственный леса, ярусы леса, лесная подстилка, заповедник, национальный парк . Рассмотреть лес с точки зрения русской живописи.
Формируемые УУД: осознавать важность экологических знаний. Извлекать информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями. Осуществлять проектную деятельность, презентовать результаты своих исследований. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. Проявлять коммуникативные способности участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы.
Оборудование: учебник окружающего мира (4 класс, УМК «Гармония»), таблица для индивидуального заполнения, карта природных зон, мультимедийная презентация «Лес в репродукциях русских художников» в звуковом сопровождении, карточки для вывешивания на доске с основными понятиями: природа, творчество, хвойный лес, смешанный лес, широколиственный лес, ярусность, лесная подстилка, три чистых листа формата А-3, силуэты животных, краски, гуашь, кисточки.
Этап урока | Ход урока | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. II. Постановка учебной задачи. | - Здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу. - Первый вопрос, который я хочу вам задать: Совместимы ли такие понятия как природа и творчество (вывешивается на доске)? - Сегодня у нас необычный урок – мы совместим знания по окружающему миру с изобразительным искусством. - Рассмотрите внимательно репродукции русских художников (показ презентации, звучит музыка). - Какая общая тема объединяет эти картины? - О чем мы будем говорить на уроке? - Сформулируйте точнее тему урока. - Сформулируйте цель урока. | Настрой на позитив. Отвечают на вопрос учителя. Внимательно рассматривают. Осознают что природа и живопись это понятия очень тесно связанные между собой. Формулирование учащимися темы и цели, задач урока. - Лес. - О лесе. - Лес. Природная зона России. - Изучить новую природную зону. Рассмотреть зону леса на карте природных зон России, дать характеристику, изучить новые понятия. Осознают учебно-познавательную задачу. |
III. Открытие нового знания. IV. Первичное закрепление. V. Создание коллективного проекта. VI. Рефлексия. VII. Домашнее задание | - На партах лежат таблички ( приложение 1), ваша задача - самостоятельно заполнить их, пользуясь учебником ( 10 мин.), затем на основе этой таблицы составить устный рассказ об этой природной зоне. - Обратите внимание! Равномерно ли распределяется лес по мере продвижения к югу? На какие зоны делится зона лесов? Один из учащихся выходит к доске с составленным сообщением. Большая часть территории России расположена в зоне лесов. Зима суровая, продолжительная, с морозами до -40, но лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Достаточное количество тепла и влаги, вот главное отличие климата лесной полосы. Глубокое оттаивание почвы весной. Здесь могут вырастать не только травы и кустарники, но и большие деревья с глубокой и мощной корневой системой. Итак, лесотундра сменяется зоной хвойных лесов – тайгой (запись на доске), это холодостойкие породы деревьев: ель, пихта, лиственница, сосна обыкновенная и кедровая. Иногда к ним примешивается береза и осина. Южнее тайги расположена зона смешанных лесов (запись на доске), в которых кроме хвойных растут и лиственные деревья: береза, осина, ольха, ива, черемуха. Еще южнее находится зона широколиственных лесов (запись на доске) и рощи, состоящие из лиственных пород деревьев – главное отличие ярусность (многоэтажность). Верхний ярус: дуб, липа, ясень; ниже – черемуха, боярышник, дикая яблоня и груша. Еще ниже растут кустарники: орешник – лещина, калина, крушина. Под ними располагается шиповник, малина и другие низкие кустариники. Нижний ярус – травы и грибы. В лесах обитают растительноядные: лоси, зайцы, белки, бурундуки; хищные: рысь,куница, соболь, волки; всеядные животные: медведь. В широколиственных лесах: кабаны, зубры, косули, ежи, кроты, землеройки. Птицы: совы, дятлы, тетерева, черные дрозды, иволги, мухоловки. В лесной подстилке: гадюки, ужи, лягушки, жабы. Учащиеся, слушая внимательно сообщение одноклассника, сопоставляют свои записи в таблице, если соответствует информация, то под каждым столбиком ставят + . - Молодцы, хорошо поработали! Физминутка. Дополнительный вопрос: В какой лесной зоне мы проживаем? - Давайте вернемся к вопросу, который я задала в самом начале урока (Совместимы ли понятия природа и творчество? ). Сейчас мы проверим … 1 группа – создает картину «Хвойный лес». 2 группа – создает картину «Смешанный лес». 3 группа – создает картину «Широколиственный лес». (10 -15 минут). Группы создают мини проекты, используя заранее заготовленные силуэты животных и гуашь. Презентация проектов. - Выполнили задачи, которые ставили сегодня на уроке? - Получилось ли связать вам два понятия: природа и творчество? -Выберите оценку урока, подходящую для вас: занимательно, интересно, познавательно, продуктивно. - Поставьте оценку рядом с таблицей, такую какую считаете заслуженной за работу на уроке. - Раз уж наш урок начался с творчества, хочу закончить его такими прекрасными строками из стихотворения Ф. И.Тютчева: Природа – … Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… - Задумайтесь над этими строчками, о чем они говорят? Заполнить последнюю колонку таблицы «Значение леса для человека. Охрана леса».
| Самостоятельно работают с информационным источником, анализируют. Извлекают информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями. строит речевое высказывание в устной форме
Дополняют если нужно, корректируют сообщение, одновременно осуществляют самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. Отвечают на вопрос учителя: на юге Иркутской области преобладает зона смешанных лесов. Работают в группах, создают проекты, используя условные обозначения, силуэты животных. Проявляют коммуникативные способности участвуют в коллективном обсуждении проблем, сотрудничают при обсуждении и выполнении проектной работы. Самооценивание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Природные зоны". 3 класс.
Два варианта проверочной работы...
Урок – игра. Тема: «Природные зоны». 4 класс.
Это урок в виде игры:"Что? Где? Когда?" (Групповая форма работы.)...
Презентация по окружающему миру Природные зоны, 2 класс, 2100
Презентация содержит вспомогательный материал к уроку по окружающему миру "Экосистема", 2 класс, 2100...
Тесты по окружающему миру на тему: "Природные зоны", 4 класс.
Тесты дают возможность проверить свои знания по данной теме....
Животный и растительный мир Краснодарского края. Природные зоны. 4 класс
презентация помогает учителю в интересной форме рассказать учащимся о природных зонах Краснодарского края, растениях и животных...
Карточка по теме "Природные зоны" - 4 класс
Карточка по окружающему миру по теме "Природные зоны" - 4 класс...