Интегрированный урок "Лес. Природная зона России" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Навицкая Оксана Анатольевна

Разработка интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства представляет собой сценарий урока, музыкальное сопровождение, презентацию "Великие художники о лесе",  приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov._urok._les_prirodnaya_zona_rossii.rar2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Тема:   Лес. Природная зона России.

Цель:  сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Предметные результаты:  находить на карте лесную зону, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. Иметь представление о растительном и животном мире тайги, смешанных и широколиственных лесов. Осознавать значение леса в жизни человека, экологические проблемы, связанные с его деятельностью, экологически грамотное поведение в лесу. Усвоить основные понятия: лесотундра, тайга, смешанный и широколиственный леса, ярусы леса, лесная подстилка, заповедник, национальный парк . Рассмотреть лес с точки зрения русской живописи.

Формируемые УУД:  осознавать важность экологических знаний. Извлекать информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями. Осуществлять проектную деятельность, презентовать результаты своих исследований. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.  Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.    Проявлять коммуникативные способности участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы.

Оборудование: учебник окружающего мира  (4 класс, УМК «Гармония»),  таблица для индивидуального заполнения, карта природных зон, мультимедийная презентация «Лес в репродукциях русских художников» в звуковом сопровождении,  карточки для вывешивания на доске с основными понятиями: природа, творчество, хвойный лес, смешанный лес, широколиственный лес, ярусность, лесная подстилка,  три чистых листа формата А-3, силуэты животных, краски, гуашь, кисточки.


Этап урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

- Здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу.

- Первый вопрос, который я хочу вам задать:

Совместимы ли такие понятия как природа и творчество (вывешивается на доске)?

-  Сегодня у нас необычный урок – мы совместим знания по окружающему миру с изобразительным искусством.

- Рассмотрите внимательно репродукции русских художников (показ презентации, звучит музыка).

- Какая общая тема объединяет  эти картины?

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте точнее тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

Настрой на позитив.

Отвечают на вопрос учителя.

Внимательно рассматривают.

Осознают что природа и живопись это понятия очень тесно связанные между собой.

Формулирование учащимися темы и цели, задач урока.

- Лес.

- О лесе.

- Лес. Природная зона России.

- Изучить новую природную зону. Рассмотреть зону леса на карте природных зон России, дать характеристику, изучить новые понятия. Осознают учебно-познавательную задачу.

III. Открытие нового знания.

IV. Первичное закрепление.

V. Создание коллективного проекта.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание

- На партах лежат таблички ( приложение 1), ваша задача - самостоятельно заполнить их, пользуясь учебником ( 10 мин.), затем на основе этой таблицы составить устный рассказ  об этой природной зоне.          - Обратите внимание!  Равномерно ли распределяется лес по мере продвижения к югу? На какие зоны делится зона лесов?

Один из учащихся выходит к доске с составленным сообщением. Большая часть территории России расположена в зоне лесов. Зима  суровая, продолжительная, с морозами до -40, но лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Достаточное количество тепла и влаги, вот главное отличие климата лесной полосы. Глубокое  оттаивание почвы весной.

Здесь могут вырастать не только травы и кустарники, но и большие деревья с глубокой и мощной корневой системой.

Итак, лесотундра сменяется зоной хвойных лесов – тайгой (запись на доске), это холодостойкие породы деревьев: ель, пихта, лиственница, сосна обыкновенная и кедровая. Иногда к ним примешивается береза и осина.

Южнее тайги расположена зона смешанных лесов (запись на доске), в которых кроме хвойных растут и лиственные деревья: береза, осина, ольха, ива, черемуха.

  Еще южнее находится зона широколиственных лесов

(запись на доске) и рощи, состоящие из лиственных пород деревьев – главное отличие  ярусность (многоэтажность). Верхний ярус: дуб,  липа, ясень; ниже – черемуха, боярышник, дикая яблоня и груша.

Еще ниже растут кустарники: орешник – лещина, калина, крушина. Под ними располагается шиповник, малина и другие низкие кустариники. Нижний ярус – травы и грибы.

В лесах обитают растительноядные: лоси, зайцы, белки, бурундуки; хищные: рысь,куница, соболь, волки; всеядные животные: медведь.

В широколиственных лесах: кабаны, зубры, косули, ежи, кроты, землеройки.

Птицы: совы, дятлы, тетерева, черные дрозды, иволги, мухоловки.

В лесной подстилке: гадюки, ужи, лягушки, жабы.

Учащиеся, слушая внимательно  сообщение одноклассника, сопоставляют свои  записи в таблице, если соответствует информация, то под каждым столбиком  ставят  + .

- Молодцы, хорошо поработали!

Физминутка.

Дополнительный вопрос:  В какой лесной зоне мы проживаем?

- Давайте вернемся к вопросу, который я задала в самом начале урока (Совместимы ли понятия природа и творчество? ).  Сейчас мы проверим …

1 группа – создает картину «Хвойный лес».

2 группа – создает  картину «Смешанный лес».

3 группа – создает картину «Широколиственный лес».

(10 -15 минут).

Группы создают мини проекты, используя заранее заготовленные силуэты животных и гуашь. Презентация проектов.

- Выполнили задачи, которые ставили сегодня на уроке?

- Получилось ли связать вам два понятия: природа и творчество?

-Выберите оценку урока, подходящую для вас: занимательно, интересно, познавательно, продуктивно.

- Поставьте оценку рядом с таблицей, такую какую считаете заслуженной за работу на уроке.

- Раз уж наш урок начался с творчества, хочу закончить его такими прекрасными строками из стихотворения

Ф. И.Тютчева:

Природа – … Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…  

- Задумайтесь над этими строчками, о чем они говорят?

Заполнить последнюю колонку таблицы «Значение леса для человека. Охрана леса».

 

 

Самостоятельно работают с информационным источником, анализируют.

Извлекают информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями.

строит речевое высказывание в устной форме

 

Дополняют если нужно, корректируют сообщение, одновременно осуществляют самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.

Отвечают на вопрос учителя:

 на юге Иркутской области преобладает зона смешанных лесов.

Работают в группах, создают  проекты, используя условные обозначения, силуэты животных.

Проявляют коммуникативные способности участвуют в коллективном обсуждении проблем,  сотрудничают при обсуждении и выполнении проектной работы.

Самооценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра. Тема: «Природные зоны». 4 класс.

Это урок в виде игры:"Что? Где? Когда?" (Групповая форма работы.)...

Презентация по окружающему миру Природные зоны, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный материал к уроку по окружающему миру  "Экосистема", 2 класс, 2100...

Тесты по окружающему миру на тему: "Природные зоны", 4 класс.

Тесты дают возможность проверить свои знания по данной теме....

Животный и растительный мир Краснодарского края. Природные зоны. 4 класс

презентация помогает учителю в интересной форме рассказать учащимся о природных зонах Краснодарского края, растениях и животных...

Карточка по теме "Природные зоны" - 4 класс

Карточка по окружающему миру по теме "Природные зоны" - 4 класс...