Литературное чтение 2 класс Технологическая карта
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дынцема Будцыреновна Зандраева

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2_klass_tehnologicheskaya_karta.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока литературного чтения 2 класс

Тема урока

 Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока

Продолжить формирование у учащихся навыков чтения и работы с текстом. Познакомить  учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака

Задачи урока

совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.Отрабатывать выразительное чтение произведения.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.

Предметные:

выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

-определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-осуществлять самоконтроль;

- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные  УУД:

-ориентироваться в учебнике , тетради, на развороте учебника.;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя связь с жизнью;

- проводить анализ учебного материала;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-умение точно выражать свои мысли;

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД:

-устанавливать связь   целью учебной деятельности и её мотивом;

- определять общие для всех правила поведения.

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.

Логическиевыделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.

Образовательные ресурсыпортреты авторов Д. Хармса, С. Маршака, выставка книг, детских журналов, иллюстрации: обложки журналов “Чиж” и “Еж”, обложки книг сборников стихотворений Д. Хармса. Иллюстрация чижа, карточки (текст для речевой разминки). Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы.

Формы работы на уроке:

индивидуальная,  коллективная, групповя.

Применение оборудования и инструментария:

ПК, проектор, электронное приложение к учебнику (диск).

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1. Организационный момент

-Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне.

В этом классе все друзья.

 Вы и мы, и ты, и я,

 Влево, вправо повернись.

 И соседу улыбнись.

-А я подарю вам урок литературного чтения. И я очень хочу, чтоб вы мне помогли.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности

Работа в оценочном листе

 У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы ставите +там где считаете нужным (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень).

– Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания.

(Дети оценивают себя)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку.

2. Мотивация к  учебной деятельности.

Цель : определение темы и целей урока.

- Откройте учебники на стр.170

И подскажите мне какая тема сегодняшнего урока?

– Попробуем определить цели урока.

-Какая цель урока?

-Для этого необходимо нам вместе решить задачи, прочитаем их хором

Тема урока: Д. Хармс и С. Маршак «Весёлые чижи»

– Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.

1) Учиться читать правильно;

2) Читать – думая;

3) Читать выразительно;

4) Учиться работать с текстом

Регулятивные:

Умение формулировать тему и цель урока.

Разминка

Чтобы учиться читать правильно давайте проведём речевую разминку.

Ребята работают по слайдам.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Работа в оценочном листе

– Ребята, оцените свою работу

(Дети оценивают себя)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку.

3.Актуализация знаний

Цель

– Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов.

– Кто читал эти журналы?

– Какие детские журналы читаете вы?

– “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г).

Коммуникативные:

-формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

4. Создание проблемной ситуации

Пение чижа

–Послушайте и определите пение какой птицы?

Ребята угадывают

Коммуникативные:

Умение высказывать свою точку зрения

5.Совместное открытие знаний

Проблема урока:

Работа по теме урока

Работа над текстом до чтения.

-Прочитайте заголовок.

-О ком стихотворение?

– Почему они сравнили детей с чижами?

- Посмотрите иллюстрацию

– Кому посвящено это стихотворение?

– Что такое детдом?

-Что вы знаете о жизни Д. Хармса и С. Маршака?  

– Что объединяет этих авторов?

– 6-му Ленинградскому детдому.

-После ВОВ во время блокады Ленинграда было много погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

(Работали в соавторстве)

Познавательные:

-перерабатывают полученную информацию.

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение стихотворения «Весёлые чижи», определение жанра.

Комментированное чтение

Выразительное чтение обучающихся.Отработка навыка.

Дети читают в режиме диалога с автором.

Дети читают цепочкой, учитель комментирует. Словарная работа в контексте.

Коммуникативные:

Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения

7. Словарная работа

Чтение по частям

– Прочитаем содержание одной части

– Все ли слова вам понятны?

– Как вы понимаете… Судомойка – женщина, которая моет посуду.

Кухарка – от слова “кухня”, повар.

На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник

– Прочитаем содержание следующего слайда.

– Какие слова необходимо объяснить? 

Кочережка – кочерга.

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. 

Тетерка – тетерев.

– Прочитываем следующий отрывок

(Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику).

 – Объясняют значение слов.

Читает второй ученик громко, вслух

Объясняют значение слов.

Чтение, следят по учебнику.

Познавательный: работа со словарём

– Читаем дальше

 Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.

 – Читаем дальше 

Таратайка – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

 Мотор – автомобиль

Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.

Ученик читает, другие следят Находят в словарике учебника

Чтение, следят по учебнику.

Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги.

Познавательные: работа со словарём

8.Физминутка

 Встали

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем

Крылья сложили назад.

Двигательная активность обучающихся.

9.Обсуждение стихотворения.

Работа в группе

Работа с текстом после чтения

История создания произведения.

Прослушивание 7 симфонии.

– Кто главные герои?

– Какова тема стихотворения?

– Чему учит оно?

– Почему авторы сравнили детей с чижами?

– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? – Как читалось стихотворение?

– Что выразили авторы ритмом?

Творческое задание

Выразительное чтение по ролям. Придумайте концовку стихотворению.

– 44 чижа.

– Труд детей.

– Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные.

 – (Ответы детей)

Ученики ищут в книге и зачитывают. – Легко, ритмично, интересно.

 – Занятия (действия) чижей в течение целого дня.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы, работать с текстом.

Работа с оценочными листами

– За работу по стихотворению оцените свою деятельность.

(Оценивание в листах оценивания)

10.Рефлексия.

-Почему  это стихотворение так называется?

– Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями?

Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок?

 Что тронуло в вашей душе?

–  Нарисуйте смайлик своего настроения на уроке.

– Покажите свои результаты.

На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке.

Рисуют смайлик.

Дети показывают свои оценочные листы.

Коммуникативные:

Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной  речи.

11.Подведение итогов урока.

– Какое стихотворение изучали на уроке?

– Кто его написали?

– Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?

– Почему они сравнили детей с чижами?

– Справились ли мы на уроке с поставленными целями?

Ответы детей.

12. Домашнее задание.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе по теме: Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа России». Это третий урок  в системе уроков по теме «Из детских журналов»

На уроке были использованы следующие   методы: сотрудничества, проблемный, исследовательский, творческий. Самоконтроль и самооценка

Мною использованы технологии обучения: информационно-коммуникационные, технология продуктивного чтения Светловской, технология деятельностного метода, а также я применила собственную технологию «Формирование техники чтения».

Оборудование: слайдовая презентация,

1. Ориентация на формирование деятельности (а не передачу информации).

Я привлекла учащихся к постановке задач урока, обеспечила рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)

Задания, выполняемые на уроке, носят в основном продуктивный характер: дети задают вопросы автору, сами отвечают на них, сами оценивают качество своей работы (как групповой, так и индивидуальной), сами придумывают концовку рассказу и разыгрывают её.

3. Реализация индивидуального подхода.

Работая в группе, ученик выбирает себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности. При подведении результатов урока каждому будет чем гордится, каждый будет успешен, каждого оценят по достоинству и товарищи, и учитель. На уроке применила формирующее оценивание.

4. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников.

Актуализация у меня проходила во время проведения упражнений по скорочтению, где я применила собственную технологию «Формирование техники чтения». Моя технология состоит из 7 этапов. 

1-й этап: Работа над артикуляционным аппаратом. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, где я включила слоги и слова из текста.

2-й. Развитие периферического зрения. Умение видеть без движения зрачков одновременно несколько слов. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения.

3-й. Работа, направленная для избавления от регрессии или челночного чтения (чтения с возвратом) Упражнения, направленные на избавление от регрессий.

- чтение с карточками;

4-й. Развитие антиципации (смысловой догадки). Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст, слово. (слово я взяла из текста).

5-й. Развитие внимания. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, являющиеся предпосылками правильного чтения. Задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить уровень внимания.

- Найди лишнее слово;

6-й. Работа над объёмом оперативной памяти учащихся. Известно, что объём памяти взрослого человека, составляет 7_+2 единиц хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц более ёмкими. Этому способствует:

- слуховые и зрительные диктанты И.Т.Федоренко;

7-й. Приёмы осмысления текста. Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относится осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация (мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения).Упражнения, направленные на осмысление текста.

  - Придумай концовку;

5. Развитие активности учащихся в учебной деятельности.

На уроке организована исследовательская деятельность с текстом. Ребята в течении всего урока решают проблему «Почему сравнивают детей и чижей»

6. Создание на уроке ситуаций выбора и успеха.

Класс работал активно. Своё мнение высказывали все, кто хотел.

7. Введение учащихся в диалог.

Для решения проблемы, поставленной в начале урока, использовались разнообразные творческие задания,  в частности «Диалог с автором», комментированное чтение, инсценирование –  выполнение которых помогало проникнуть в художественный мир произведения, в жизнь героев.

Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества.

Этап рефлексии показал, что урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Предмет: Литературное чтение. УМК «Перспектива» 2 класс. Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки».

Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки». Тема Мир народной сказки.Цели : 1. Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Мир народной сказки».2. Учить работать с книгой3. ...

Предмет: Литературное чтение. УМК «Перспектива» 2 класс. Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки».

Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки». Тема Мир народной сказки. Цели : 1. Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Мир народной сказки». 2. Учить работать с к...

Литературное чтение 1 класс Технологическая карта И в шутку и в серьёз

Технологическая карта темы "И в шутку и всерьёз" разработана на 9 учебных часов. Соответствует требованиям ФГОС НОО....

Литературное чтение. 1 класс. Технологическая карта. Тема «И в шутку и всерьёз»

Учащиеся научаться определять главную мысль,соотосить главную мысль с содержанием произведения. Будет сформировано положительное отношение к урокам литературы. Научаться читать стихи с разным подтекст...

Литературное чтение 4 класс Технологическая карта

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по авторской программе "Планета знаний"...

Литературное чтение, 3 класс. Технологическая карта урока. Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка

Тема: Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка  Тип урока: урок изучения нового материалаМетод обучения: деловая игра....