Литературное чтение 2 класс Технологическая карта
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
Тема урока | Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления нового материала. |
Цель урока | Продолжить формирование у учащихся навыков чтения и работы с текстом. Познакомить учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака |
Задачи урока | совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.Отрабатывать выразительное чтение произведения. |
Планируемые результаты: | учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке. |
Предметные: | выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. | Метапредметные: Регулятивные УУД -определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке; -проговаривать последовательность действий на уроке; -осуществлять самоконтроль; - Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике , тетради, на развороте учебника.; -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя связь с жизнью; - проводить анализ учебного материала; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -умение точно выражать свои мысли; - Выразительно читать и пересказывать текст. - Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. - Умение работать в паре и в группах. Личностные УУД: -устанавливать связь целью учебной деятельности и её мотивом; - определять общие для всех правила поведения. - развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Логические: выделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев. Образовательные ресурсы: портреты авторов Д. Хармса, С. Маршака, выставка книг, детских журналов, иллюстрации: обложки журналов “Чиж” и “Еж”, обложки книг сборников стихотворений Д. Хармса. Иллюстрация чижа, карточки (текст для речевой разминки). Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы. |
Формы работы на уроке: | индивидуальная, коллективная, групповя. |
Применение оборудования и инструментария: | ПК, проектор, электронное приложение к учебнику (диск). |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | -Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне. В этом классе все друзья. Вы и мы, и ты, и я, Влево, вправо повернись. И соседу улыбнись. -А я подарю вам урок литературного чтения. И я очень хочу, чтоб вы мне помогли. | Эмоциональный настрой на урок. | Личностные: Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности |
Работа в оценочном листе | У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы ставите +там где считаете нужным (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень). – Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания. | (Дети оценивают себя) | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку. |
2. Мотивация к учебной деятельности. Цель : определение темы и целей урока. | - Откройте учебники на стр.170 И подскажите мне какая тема сегодняшнего урока? – Попробуем определить цели урока. -Какая цель урока? -Для этого необходимо нам вместе решить задачи, прочитаем их хором | Тема урока: Д. Хармс и С. Маршак «Весёлые чижи» – Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей. 1) Учиться читать правильно; 2) Читать – думая; 3) Читать выразительно; 4) Учиться работать с текстом | Регулятивные: Умение формулировать тему и цель урока. |
Разминка | Чтобы учиться читать правильно давайте проведём речевую разминку. | Ребята работают по слайдам. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. |
Работа в оценочном листе | – Ребята, оцените свою работу | (Дети оценивают себя) | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку. |
3.Актуализация знаний Цель | – Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов. – Кто читал эти журналы? – Какие детские журналы читаете вы? | – “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г). | Коммуникативные: -формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; |
4. Создание проблемной ситуации | Пение чижа –Послушайте и определите пение какой птицы? | Ребята угадывают | Коммуникативные: Умение высказывать свою точку зрения |
5.Совместное открытие знаний Проблема урока: | Работа по теме урока Работа над текстом до чтения. -Прочитайте заголовок. -О ком стихотворение? – Почему они сравнили детей с чижами? - Посмотрите иллюстрацию – Кому посвящено это стихотворение? – Что такое детдом? -Что вы знаете о жизни Д. Хармса и С. Маршака? – Что объединяет этих авторов? | – 6-му Ленинградскому детдому. -После ВОВ во время блокады Ленинграда было много погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей были вынуждены жить и воспитываться в детдомах. (Работали в соавторстве) | Познавательные: -перерабатывают полученную информацию. |
6. Продолжение работы по теме урока. | Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение стихотворения «Весёлые чижи», определение жанра. Комментированное чтение | Выразительное чтение обучающихся.Отработка навыка. Дети читают в режиме диалога с автором. Дети читают цепочкой, учитель комментирует. Словарная работа в контексте. | Коммуникативные: Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения |
7. Словарная работа | Чтение по частям – Прочитаем содержание одной части – Все ли слова вам понятны? – Как вы понимаете… Судомойка – женщина, которая моет посуду. Кухарка – от слова “кухня”, повар. На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник – Прочитаем содержание следующего слайда. – Какие слова необходимо объяснить? Кочережка – кочерга. Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. Тетерка – тетерев. – Прочитываем следующий отрывок | (Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику). – Объясняют значение слов. Читает второй ученик громко, вслух Объясняют значение слов. Чтение, следят по учебнику. | Познавательный: работа со словарём |
– Читаем дальше Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. – Читаем дальше Таратайка – двухколесная повозка. Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты. Мотор – автомобиль Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади. | Ученик читает, другие следят Находят в словарике учебника Чтение, следят по учебнику. Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги. | Познавательные: работа со словарём | |
8.Физминутка | Встали Руки подняли и покачали Это деревья в лесу Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят Как они тихо садятся, покажем Крылья сложили назад. | Двигательная активность обучающихся. | |
9.Обсуждение стихотворения. Работа в группе | Работа с текстом после чтения История создания произведения. Прослушивание 7 симфонии. – Кто главные герои? – Какова тема стихотворения? – Чему учит оно? – Почему авторы сравнили детей с чижами? – Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? – Как читалось стихотворение? – Что выразили авторы ритмом? Творческое задание Выразительное чтение по ролям. Придумайте концовку стихотворению. | – 44 чижа. – Труд детей. – Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные. – (Ответы детей) Ученики ищут в книге и зачитывают. – Легко, ритмично, интересно. – Занятия (действия) чижей в течение целого дня. | Познавательные: Находить ответы на вопросы, работать с текстом. |
Работа с оценочными листами | – За работу по стихотворению оцените свою деятельность. | (Оценивание в листах оценивания) | |
10.Рефлексия. | -Почему это стихотворение так называется? – Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями? Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок? Что тронуло в вашей душе? – Нарисуйте смайлик своего настроения на уроке. – Покажите свои результаты. | На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке. Рисуют смайлик. Дети показывают свои оценочные листы. | Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи. |
11.Подведение итогов урока. | – Какое стихотворение изучали на уроке? – Кто его написали? – Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак? – Почему они сравнили детей с чижами? – Справились ли мы на уроке с поставленными целями? | Ответы детей. | |
12. Домашнее задание. | – Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. |
Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе по теме: Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»
Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа России». Это третий урок в системе уроков по теме «Из детских журналов»
На уроке были использованы следующие методы: сотрудничества, проблемный, исследовательский, творческий. Самоконтроль и самооценка
Мною использованы технологии обучения: информационно-коммуникационные, технология продуктивного чтения Светловской, технология деятельностного метода, а также я применила собственную технологию «Формирование техники чтения».
Оборудование: слайдовая презентация,
1. Ориентация на формирование деятельности (а не передачу информации).
Я привлекла учащихся к постановке задач урока, обеспечила рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.
2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)
Задания, выполняемые на уроке, носят в основном продуктивный характер: дети задают вопросы автору, сами отвечают на них, сами оценивают качество своей работы (как групповой, так и индивидуальной), сами придумывают концовку рассказу и разыгрывают её.
3. Реализация индивидуального подхода.
Работая в группе, ученик выбирает себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности. При подведении результатов урока каждому будет чем гордится, каждый будет успешен, каждого оценят по достоинству и товарищи, и учитель. На уроке применила формирующее оценивание.
4. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников.
Актуализация у меня проходила во время проведения упражнений по скорочтению, где я применила собственную технологию «Формирование техники чтения». Моя технология состоит из 7 этапов.
1-й этап: Работа над артикуляционным аппаратом. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, где я включила слоги и слова из текста.
2-й. Развитие периферического зрения. Умение видеть без движения зрачков одновременно несколько слов. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения.
3-й. Работа, направленная для избавления от регрессии или челночного чтения (чтения с возвратом) Упражнения, направленные на избавление от регрессий.
- чтение с карточками;
4-й. Развитие антиципации (смысловой догадки). Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст, слово. (слово я взяла из текста).
5-й. Развитие внимания. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, являющиеся предпосылками правильного чтения. Задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить уровень внимания.
- Найди лишнее слово;
6-й. Работа над объёмом оперативной памяти учащихся. Известно, что объём памяти взрослого человека, составляет 7_+2 единиц хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц более ёмкими. Этому способствует:
- слуховые и зрительные диктанты И.Т.Федоренко;
7-й. Приёмы осмысления текста. Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относится осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация (мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения).Упражнения, направленные на осмысление текста.
- Придумай концовку;
5. Развитие активности учащихся в учебной деятельности.
На уроке организована исследовательская деятельность с текстом. Ребята в течении всего урока решают проблему «Почему сравнивают детей и чижей»
6. Создание на уроке ситуаций выбора и успеха.
Класс работал активно. Своё мнение высказывали все, кто хотел.
7. Введение учащихся в диалог.
Для решения проблемы, поставленной в начале урока, использовались разнообразные творческие задания, в частности «Диалог с автором», комментированное чтение, инсценирование – выполнение которых помогало проникнуть в художественный мир произведения, в жизнь героев.
Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества.
Этап рефлексии показал, что урок достиг своей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Предмет: Литературное чтение. УМК «Перспектива» 2 класс. Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки».
Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки». Тема Мир народной сказки.Цели : 1. Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Мир народной сказки».2. Учить работать с книгой3. ...
Предмет: Литературное чтение. УМК «Перспектива» 2 класс. Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки».
Технологическая карта к уроку обобщения «Мир народной сказки». Тема Мир народной сказки. Цели : 1. Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Мир народной сказки». 2. Учить работать с к...
Литературное чтение 1 класс Технологическая карта И в шутку и в серьёз
Технологическая карта темы "И в шутку и всерьёз" разработана на 9 учебных часов. Соответствует требованиям ФГОС НОО....
Литературное чтение. 1 класс. Технологическая карта. Тема «И в шутку и всерьёз»
Учащиеся научаться определять главную мысль,соотосить главную мысль с содержанием произведения. Будет сформировано положительное отношение к урокам литературы. Научаться читать стихи с разным подтекст...
Литературное чтение 4 класс Технологическая карта
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по авторской программе "Планета знаний"...
Литературное чтение, 3 класс. Технологическая карта урока. Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка
Тема: Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка Тип урока: урок изучения нового материалаМетод обучения: деловая игра....