2. Актуализация знаний Цель: Актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме
| Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Расшифруйте слово и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ (слайд 2.) Задает вопрос: -Вспомните, на какие группы делятся животные? Учитель предлагает детям провести блиц-опрос о животных по карточкам «Закончи предложение». - Животные, у которых шесть ног (три пары)... (насекомые).
- Водные животные, тело которых покрыто чешуёй... (рыбы).
- Животные, тело которых покрыто перьями ... (птицы).
- Животные, тело которых покрыто шерстью и которые выкармливают детёнышей молоком... (звери, млекопитающие).
- К какой группе относятся лягушки и жабы... (земноводные).
- К какой группе принадлежат змеи, ящерицы, крокодилы... (пресмыкающиеся).
Животные
звери птицы рыбы насекомые земноводные пресмыкающиеся -Назовите признаки каждой группы животных и приведите примеры. (слайд 3) - Молодцы, так много узнали о животных. | Вспоминают материал по вопросам одноклассников. (обучающийся задает вопрос одному из сверстников, который правильно ответив на него, задает следующий вопрос другому обучающемуся)
Расшифровывают анаграмму.
Вспоминают группы животных.
| Личностные: Проявление познавательной активности Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: Повторение пройденного материала. Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
|
3. Изучение нового материала Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию. | Проблемный вопрос: Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. Разделите животных на 2 группы: дикие, домашние. (слайд 4) Учитель предлагает детям объяснить название домашние животные. Проблемный вопрос: А как появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Для чего человек выращивает домашних животных?
- Как человек заботится о животных?
На доске появляется таблица. (слайд 5) - продукты питания - шерсть - транспортное средство - охрана жилища - декоративное значение |
- Ребята, кто знает загадки о домашних животных? (слайд 6) Торһн нооста,тарһн махта. Эн кемби? (хɵн) Υснь уунав,ɵрмнь иднəв, үвл ирхлə ɵвсн ɵгнəв. Эн юмби? (үкр) Хойр бɵктə, хатханчгт дурта. Эн юмби? (темəн) Хол һазрт довтлна, эзнд орчлң үзүлнə. Эн юмби? (мɵрн)
Назовите животных на слайде. Что это за животные? (домашние) Почему на слайде только эти животные? Правильно, с давних лет калмыки занимались разведением этих животных. Эндр мана кичəлин тɵр: Дɵрвн зүсн мал. - Самбрт бичəтə үлгүр умштн: «Мал асрхла, амн тоста». (слайд 7) - Яһад иигҗ келнə?(мал ик олз ɵгнə.) - Ямаран дɵрвн зүсн мал хальмг улс ɵскнə? (Хɵд, үкрмүд, темəд, мɵрд.) Кезəнə-кезəнəс нааран хальмг улс теегиннь аһуд дɵрвн зүсн малан ɵскəд бəəсмн. Маларн хот кеһəд, ноос-арсарнь ɵлг-эд кеһəд, үр-садан ɵскəд йовдг билə Дɵрвн зүсн малын тускар күүндвр: Багш: Эндр мана кичəлд малчнр харһҗана: үкрчнр, хɵɵчнр, темəчнр, адучнр. Малчнр эврəннь малын тускар невчк үг келтн. Хɵɵчнр: Хальмг теегт хɵд олн. Эдн торһн нооста хɵд. мана хɵɵчнр хɵɵдəс ик олз авна: хурһд, торһн ноос, сəн мах. Хɵɵнə тɵл- хурһн. Адучнр: Мɵрн – хальмг улсин дɵрвн зүсн малын негнь. Мɵрəр мал хəрүлнə. Мɵрн урлданд орна. Хальмг улс мɵрнд йир дурта. Мɵрнə тɵл – унһн. Υкрчнр: Υкр. Маңнань ɵргн,ɵврнь талвһр, улан зүстə, сүүлнь цацгта, делңнь ик. Υкр мах, үс, тос, арс ɵгнə. Υкрин тɵл – туһл. Темəчнр: Темəн халунас əəдго, киитнд даардго, хатханчг ɵвсəр теҗəл кедг мал. Темəн - хальмг күүнə нɵкд. Терг зɵɵнə,аца зɵɵнə. Темəнə тɵл – ботхн. Багш: Тиигəд, эн дɵрвн зүсн мал – хальмг улсин үнтə зɵɵр гиҗ келҗ болхмн. V. Наадн. «Υкр мɵрн хойр» - Чи юмбч? - Би үкр. Чи юмбч? - Би мɵрн. Чи ямаран олз ɵгнəч? - Би аца зɵɵнəв, эзн намаг унна, мал хəрүлнəв, мах ɵгнəв, тɵлəн ɵгнəв. - Би үс, үснəс тос,ɵрм кенə. Мах, арс, арснас һос уйна. Чи ямаран олз ɵгнəч?
VI. Хаврин кɵдлмш. (слайд 8) - Хаврар малчнр ю кенə? (тɵл авна) Наадн: Эн юуна тɵл? Кен бичкн малмудын тускар шүлг келнə?
| Дети выясняют, что им необходимо, чтобы разделить всех животных на две группы. (Называют группу диких и группу домашних животных). - О животных
- Дикие и домашние животные.
- Ответы детей (о жизни диких и домашних животных).
Объясняют, что значит домашние животные. (Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.) Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве. - (Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)
Отгадывают загадки, по характерным признакам выделяют группу домашних животных.
- (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.)
Работа в группах. Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают в группах интересные дополнительные сведения.
Дети читают стихотворение В.Шуграевой наизусть «Малчнр» Тег,тег,тег, Тиньгр ɵргн тег, Мана малчнрин гер, Мана малчнрин җирһл.
Диалог.
Дети играют игру: «Найди детенышей». - Цаһан хурһн эңсəд,
Цааран – нааран гүүнə, Эңкр экəн геечкəд Эн зогслго мəəлнə. - Унһн ут кɵлтə,
Уралһ альвн йовдлта,.. Тогтун җɵɵлн хəлəцтə, Торһн хар девлтə. - Экəсн шиңкн һарсн
Ɵкəр улан туһл Толһаһарн сегсрсн уралан Там-түм ишкнə. - Ботхн, ботхн-бооҗуха,
Бичкн темəн- җумҗуха, Хотн-хошад- буульмҗа, Хулһн чикнь – унҗуха.
| Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметные: Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о животных) Работа с разными видами информации. Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки Различать диких и домашних животных. Выделять характерные особенности домашних и диких животных. |
4. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала Цель: Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и по карточкам.
| Предлагает рассмотреть рисунки из учебника с. 72 и определить животных, которые там изображены. — Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми домашних. Выполнение заданий в группах по карточкам. 1. Запишите как называют детенышей этих животных (свинья, корова, утка, гусь, лошадь, овца, кошка, курица, собака) 2. Подчеркните домашних животных. 3. Разделите на две группы животных (картинки)
- Ребята, каких животных разводят в нашем крае? - А в нашем поселке? Послушаем выступление Иляны. (Слайд 9)
Багш: Күүкд, мадн тохмта хɵд ɵскдг селəнд бəəнəвидн. Мана совхоз «Черноземельск» Состин нуурын кɵвəд бəəнə. Мана совхозин зɵɵр - тохмта хɵд. Хальмг Таңһчд нер туурсн малчнр, хɵɵчнрин нерд – Лукшана Егор, Буурла Илья. Эднд нерəдсн бумб мана селəнд бəəнə.
Ода «Ачнрахн» гидг дунд мана эңкр селəнə тускар күүкд дуулҗ ɵгх. |
Проверка (выступление каждой группы с ответом).
Богатство нашего поселка – племенные овцы. В нашем поселке открытое акционерное общество племзавод «Черноземельский» занимается разведением племенных овец. Всем известны имена наших героев Социалистического труда Бурилова Илья Макишевича и Лукшанова Егора Шурткаевича.
| Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям Метапредметные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. |
5.Закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель: - Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.
| Υвлин кɵдлмш. (Слайд10) - Υвлд малчнр ю кенə? - Сəн эзн үвлин цагт малд хот ɵгнə. - Эн арва. Ямаран мал арвад дурта? Υүрмг хотд? Буудяд? Ɵвснд? Малд хот идх цаг ирəд уга, тадн, күүкд эн дɵрвн зүсн малын тускар тəəлвртə туульс келхлə, тана мал хот идх. «Малд хот ɵгсн күн таварн бəəнə».
Амрлһна минут. Малчнр сəəнəр биилдмн. Би «Хɵɵчин би» | Если верно отгадывают загадки , то дети могут покормить животных.
Υсинь уунав, Ɵрминь иднəв, Υвлднь болхла Ɵвсəр асрнав. (Υкр) Хойр бɵкнь холас үзгднə Хойр нүднь хатханчг хəəнə. Ус уулго, удан теснə Адһм уга, акад юмб? (Темəн) Хальмг күүнə ханьта иньг Хазар- эмəлнь хашан иргд, Хол һазрт эзəн күргнə, Хош болһнд эн харһна. (Мɵрн) Торһн ноосн «җɵɵлн алтн» Тарһн махн җомбан ɵмн, Һурвн эрднин негнь эн Тана хашад бəəхнь мɵн. (Хɵн)
| Личностные: Ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: Умения вести самостоятельный отбор информации; Умение выполнять учебное действие; Контроль деятельности по ходу выполнения задания; Оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: Умение работать индивидуально. Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
6. Подведение итогов занятия. Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. | Вывод: Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с вами помнить, что мы люди, а они братья наши меньшие. И они ждут от нас уважения и заботы, бережного отношения. Больше читайте о них, смотрите передачи. И прежде чем заводить животное, познакомьтесь с его повадками. Учитесь ухаживать за своими питомцами. Будьте ответственными и милосердными хозяивами.
Ашнь: - Малчнрин кɵдлмш ямаран? (йир күнд) Тиигəд малчнриг күндлх кергтə.
Хальмг улсин дɵрвн зүсн мал ɵстхə гиһəд, мана күүкд йɵрəлин үг келх.
| Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.
Малчнрт тəвдг йɵрəл. Күндтə мана малчнр, Ɵскҗəх малтн олн болҗ, Малын ард йовдг тадн Амулң менд йовтн! Тадна асрҗах малтн Тевр –тевр сүүлтə болтха! Тевш үлү семҗтə болтха! Торһн цаһан нооста болтха! Һозһр бɵктə темəд Теегəн дүүргҗ ɵстхə! Сувсн сүүлтə мɵрднь Сер деегүр хатртха! Торһн нооста хɵɵднь То-тоомҗ уга ɵстхə! Саалин ɵткн үстə үкрмүднь Саалтг угаһар немгдтхə! Эңкр мана малчнр, Эврəннь шунмһа кɵдлмшəрн Эндрк бəəдлиг ясрултн, Эн кесн туситн медҗ Эндр тадниг йɵрəҗəнəвидн! | Личностные: Проявление познавательной инициативы. Метапредметные: Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы. Предметные: Закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках. Умение оценивать достигнутые результаты.
|