Открытый урок по окружающему миру в 4 А классе «У Чёрного моря»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Конькова Лариса Николаевна

Конспект урока и презентация

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Школа № 41» г. Рязани    

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

В  4  А  КЛАССЕ

 «У Чёрного моря»

                                                                       

 

                                                         

                                                                             Подготовила и провела

                                                                        учитель начальных классов

                                                Конькова Л. Н.

 

2016-2017 учебный год


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Школа № 41» г. Рязани    

  УРОК

ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

В  4  А  КЛАССЕ

 «У Чёрного моря»

                                                                       

 

                                                         

                                                                             Подготовила и провела

                                                                        учитель начальных классов

                                                Конькова Л. Н.

 


Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: У Чёрного моря.

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

устанавливать причины своеобразия природной зоны;

моделировать цепи питания природной зоны;

иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

готовить сообщения.

Личностные:

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Формируемые УУД:

познавательные - осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

личностные - положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, карточка "Исправь ошибки в тексте", атлас-определитель "От земли до неба", Красная книга России, энциклопедии: "Я познаю мир. Растения", "Я познаю мир. Животные", карта природных зон России, гербарий, веточки лавра с листьями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

     1. Работа с картой. Проверка домашнего задания.

- Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. (Пустыни).

- Пустынь в России немного у нас.

  Прощаться с пустыней не будем спешить -

  О ней мы сейчас будем говорить.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.)

     2. Работа в группе. Задание на карточке.

- Исправьте ошибки в тексте.

   Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно - отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно - барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, - это сайгак (правильно - колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные - тушканчики (правильно - сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно - тушканчик) передвигается прыжками.

Слайды 2 - 7.

3. Самоопределение к деятельности.

- Перечислите по порядку природные зоны. (Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

- О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

- Назовите тему урока. Слайд 8.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.) 

4. Открытие нового знания.

   1. Работа с картой.

- Обратимся к помощнице - карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой - Чёрное море.)

- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее - днём или вечером? (Вечером.)

- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

- Выясним, что же обозначает слово "субтропики". Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

- А что означает приставка "суб "? В переводе с латинского это означает "под". Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики - области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

- Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь её маленькая часть.

   2. Работа в группах.

- Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.

- Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

- Вспомните правила сотрудничества.

1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого как свои.

3. Вношу свою часть в общий результат.

- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 - 130), энциклопедией "Я познаю мир. Растения", атласом-определителем "От земли до неба", расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), энциклопедией "Я познаю мир. Растения", Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 - 130), энциклопедией "Я познаю мир. Животные", атласом-определителем "От земли до неба", расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 - 133), энциклопедией "Я познаю мир. Животные", Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

- Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 - 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

- Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 - 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк "Сочинский".

5. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Группа № 1.

   Благоприятные условия - тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья - дуб Слайд 9, бук Слайд 10, каштан настоящий Слайд 11.

   В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы Слайд 12, магнолии Слайд 13, пальмы Слайд 14. Эти растения круглый год остаются зелёными.

   В садах зреют грецкие орехи Слайд 15, инжир Слайд 16, абрикосы Слайд 17, персики Слайд 18.

Дополнение.

   Каштан - дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды - орехи - употребляют в пищу.

  На склонах гор раскинулись плантации чая. Слайд 19.

На Черноморском побережье растёт виноград Слайд  20    и .............. . (Лавр.)

   Лавр Слайд 21 - вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

   Живёт около 400 лет. В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящён Аполлону. Слайд  22. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками Слайд 23,

в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками.

   В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы.

   Листья лавра издавна используют в качестве ароматической приправы.

Рассказ ботаников. Группа № 2.

   

   В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

   Самшит колхидский Слайд 25 - дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

   Тис ягодный Слайд 26. Высотой 10 - 20 м, в отдельных случаях до 28 м. 
Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.
  Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

   Иглица колхидская Слайд 27 - многолетний полукустарник. Растение высотой 45 - 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Рассказ зоологов. Группа № 3.

   Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

   Очень интересны морские обитатели: дельфины Слайд 29, морские коньки Слайд 30 , морские иглы Слайд 31, а также крабы Слайд 32, медузы Слайд 33.

   Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

Слайд 34 (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол Слайд 35, который поджидает добычу - мух и других насекомых.

   Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Слайд 36. Много и других красивых бабочек. Слайд 37.

   В лесах обитают косули Слайд 38, медведи Слайд 39, кабаны Слайд 40.

   На берегу моря живут чайки Слайд 41, бакланы Слайд 42, которые кормятся рыбой.

Дополнение.

   Морские коньки - это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль - и сам станет бурым, сядет на зелёную - позеленеет.

   

Дополнение.

В атласе - определителе, стр. 159.

   Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.

Рассказ зоологов. Группа № 4.

   На страницы Красной книги попали животные -  дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

   Дельфины Слайд 44 - это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины - 2 - 3 м, вес - 150 - 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

   Жужелица кавказская Слайд 45 - крупный красивый жук длиной 32 - 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

6. Физкультминутка. Слайд 47.

Звучит музыка, дети играют в игру.

   Море волнуется раз,

   Море волнуется два,

   Море волнуется три,

   Морская фигура - замри!

- А сейчас заслушаем наших экологов.

Рассказ экологов. Группа № 5.

   Берег Чёрного моря - это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи Слайд 49 и Ялта

Слайд 50.

   Одна из главных достопримечательностей города Сочи - Дендрарий Слайд 51

(от греческого слова "дендрон" дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр Слайд 52, родина которого - далёкие горы Гималаи, и эвкалипт Слайд 53, "приехавший" из Австралии, и слоновую пальму Слайд 54 из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи Слайд 55, заросли кактусов Слайд 56 и высокие кипарисы Слайд 57.

   В числе главных достопримечательностей города Ялта - Никитский ботанический сад Слайд 58. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов. Слайд 59.

Дополнение.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком). Слайд 60.

 

Рассказ экологов. Группа № 6.

   Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

   Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк "Сочинский" Слайд 62.

   Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

7. Включение нового знания в систему знаний.

   1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши - цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, - чайки, бакланы.

Обитатели моря - дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 64 - 65.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 - Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. (Правильно выполнили самостоятельную работу.)

- Что нового для себя узнали? (Сегодня на уроке я узнал ... . Мне показалось интересным, что ... .) Слайд 66.

- Понравилось ли вам работать в группе?

- С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

10. Домашнее задание. Слайд 67.

1. Прочитать текст на стр. 126 - 134, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 - 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

- Вы все молодцы. Спасибо за урок.


Группа ботаников. Группа № 1.

- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 - 130), энциклопедией, атласом-определителем "От земли до неба", расскажите о растениях субтропиков по плану.

 План рассказа.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о дикорастущих растениях; растениях, завезённых из тёплых стран и фруктовых растениях".

   - Вставьте пропущенные слова.

      Благоприятные условия - тепло, .............. , обилие  ............................  света,

плодородные .................... - дают возможность расти высоким деревьям с

крупными  листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут

широколиственные деревья - ............ , ............ , .................... настоящий.

      В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения,

привезённые из разных ................... стран: ...................... , ...................... ,

........................ .  Эти растения круглый год остаются .................................... .

      В садах зреют ...................... орехи, ......................... , ........................... ,

........................... .

Группа ботаников. Группа № 2.

- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), Красной книгой России, расскажите о растениях субтропиков по плану.

 План рассказа.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о растениях, которые внесены в Красную книгу России".

   - Вставьте пропущенные слова.

      В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: ...............

............................. , ..................  ......................... , ..............   .............................. .

      Самшит ......................... - дерево, имеющее крепкую, плотную древесину.

      Тис ягодный. Высотой ........ - ......... м, в отдельных случаях до ......... м. 


Растёт относительно ............................... , но при этом отличается большой

продолжительностью жизни: от 1,5 до ........ тысяч лет.


      Иглица колхидская - многолетний 
полукустарник. Растение высотой

....... - 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в

течение осени и зимы; весной созревают ............. . Ягоды крупные,

...................... .

Группа зоологов. Группа № 3.

- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 - 130), энциклопедией, атласом-определителем "От земли до неба" (стр. 159), расскажите о животных субтропиков по плану.

 План рассказа.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о морских обитателях и об обитателях суши".

   - Вставьте пропущенные слова.

      Богат и разнообразен ............................. мир Черноморского побережья

Кавказа.

      Очень интересны морские обитатели: ...................... , морские .................. ,

морские ................ , а также .................. , ........................ .

      Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках

.................... (они питаются ................. растений). Среди зелёных листьев

притаился хищный ....................... , который поджидает добычу - ............... и

других насекомых.

      Изредка встречается удивительной красоты бабочка ................................

 .................... .  Много и других красивых бабочек.

      В лесах обитают .................. , медведи, кабаны.

      На берегу моря живут ..................... , ...................... , которые кормятся

рыбой.

Группа зоологов. Группа № 4.

- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 - 133), Красной книгой России, расскажите о животных субтропиков по плану.

 План рассказа.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о животных, которые попали в Красную книгу России".

      - Вставьте пропущенные слова.

      На страницы Красной книги попали животные -  дельфин

..........................................   ............................... и ....................................    

....................................... .

      Дельфины - это зубастые ................ , только намного меньше. Длина

афалины - ..... - ..... м, вес - ........ - 300 кг. Зубы крепкие. Это самые

....................  морские животные, они замечательные ...................... , легко

обгоняют  быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не

оставляют ....................... в беде. Случалось, дельфины спасали ....................... .

Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью .....................

............................ .

      Жужелица ................................. - крупный красивый ..............  длиной

 

............ - 55 мм. Верх тела ...................... , иногда с фиолетовым или зелёным

оттенком, блестящий, низ .......................... . Жук наиболее активен

........................... , но иногда наблюдается и дневная активность. Питается

................................... .

Группа экологов. Группа № 5.

 - Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 - 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о городах-курортах и их главных достопримечательностях".

      - Вставьте пропущенные слова.

      Берег ..................... моря - это место, куда приезжают .............................

тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие

города-курорты ...................... и ..................... .

      Одна из главных достопримечательностей города Сочи - .............................

(от греческого слова "дендрон" ........................). Это необыкновенно красивый

..................... , где собраны растения со всего ................. . Здесь можно увидеть

могучий ...................... , родина которого - далёкие горы ....................... , и

эвкалипт, "приехавший" из ................................ , и слоновую ..........................

из .................................  Америки. Мы увидим ................................ рощи,

заросли ................................... и высокие ............................ .

   В числе главных достопримечательностей города Ялта - .................................

ботанический сад. Здесь представлены растения из самых разных уголков

......................... . Очень богата коллекция .............................. .

      

Группа экологов. Группа № 6.

 - Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 - 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк "Сочинский".

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать об экологических проблемах Черноморского побережья и о национальном парке "Сочинский".

      - Вставьте пропущенные слова.

      Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе

............................ . Они ......................... красивые .................... , ломают ветки

..........................  и  ................................................ , выбрасывают ........................

где попало, ловят на память ............................ , ......................... , других

..................................... , уничтожают ....................... , .................... . Если к

медузе прикоснуться, она ............................. , словно ............................... . Так

медуза .................................................. . Но некоторые люди, вместо того чтобы

купаться осторожнее, предпочитают ...................................... медуз:

выбрасывают их на .......................... , где они погибают под лучами

.............................. .

      Для сохранения природы Черноморского .............................................    

Кавказа в .................. году создан национальный парк "....................................".

      Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать,

...............................  беречь .................................. этих замечательных мест.


Группа ботаников. Группа № 1.

- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 - 130), энциклопедией, атласом-определителем "От земли до неба", расскажите о растениях субтропиков по плану.

 План рассказа.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о дикорастущих растениях; растениях, завезённых из тёплых стран и фруктовых растениях".

   - Вставьте пропущенные слова.

      Благоприятные условия - тепло, влага, обилие  солнечного света,

плодородные почвы - дают возможность расти высоким деревьям с

крупными  листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут

широколиственные деревья - дуб (Слайд 9), бук (Слайд 10), каштан

настоящий (Слайд 11).

      В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения,

привезённые из разных тёплых стран: кипарисы (Слайд 12), магнолии

(Слайд 13), пальмы (Слайд 14) . Эти растения круглый год остаются

зелёными. 

      В садах зреют грецкие орехи (Слайд 15), инжир (Слайд 16), абрикосы

(Слайд 17), персики (Слайд 18).

Группа ботаников. Группа № 2.

- Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), Красной книгой России, расскажите о растениях субтропиков по плану.

 План рассказа.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о растениях, которые внесены в Красную книгу России".

   - Вставьте пропущенные слова.

      В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица

колхидская, самшид колхидский, тис ягодный .

      Самшит колхидский (Слайд 25) - дерево, имеющее крепкую, плотную

древесину.

      Тис ягодный (Слайд 26). Высотой 10 - 20 м, в отдельных случаях

до 28 м.  Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой

продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.


      Иглица колхидская
(Слайд 27) - многолетний полукустарник. Растение

высотой  45 - 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются

постепенно в  течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды

крупные, красные.

Группа зоологов. Группа № 3.

- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 - 130), энциклопедией "Я познаю мир. Животные", атласом-определителем "От земли до неба" (стр. 159), расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о морских обитателях и об обитателях суши".

      - Вставьте пропущенные слова.

      Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья

Кавказа.

      Очень интересны морские обитатели: дельфины (Слайд 29), морские

коньки (Слайд 30), морские иглы (Слайд 31), а также крабы (Слайд 32),

медузы (Слайд 33).

      Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках

цикад (Слайд 34) (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев

притаился хищный богомол (Слайд 35), который поджидает добычу -

мух и других насекомых.

      Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый

бражник (Слайд 36).  Много и других красивых бабочек (Слайд 37).

   В лесах обитают косули (Слайд 38) , медведи (Слайд 39),

кабаны (Слайд 40).

      На берегу моря живут чайки (Слайд 41), бакланы (Слайд 42), которые

кормятся рыбой.

   

Группа зоологов. Группа № 4.

- Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 - 133), Красной книгой России, расскажите о животных субтропиков по плану.

 План рассказа.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о животных, которые попали в Красную книгу России".

- Вставьте пропущенные слова.

   На страницы Красной книги попали животные -  дельфин черноморская 

афалина и жужелица кавказская.

   Дельфины (Слайд 44) - это зубастые киты , только намного меньше. Длина

афалины - 2 - 3 м, вес - 150 - 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные

морские животные, они замечательные пловцы , легко обгоняют

быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют

сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей.

Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых 

сигналов .

   Жужелица кавказская (Слайд 45) - крупный красивый жук длиной

 

32 - 55 мм. Верх тела синий , иногда с фиолетовым или зелёным

оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью,

но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

 

Группа экологов. Группа № 5.

 - Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 - 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать о городах-курортах и их главных достопримечательностях".

      - Вставьте пропущенные слова.

      Берег Чёрного моря - это место, куда приезжают отдыхать

тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие

города-курорты Сочи (Слайд 49) и Ялта (Слайд 50).

      Одна из главных достопримечательностей города Сочи -

Дендрарий (Слайд 51)  (от греческого слова "дендрон" дерево).

Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего

мира. Здесь можно увидеть могучий кедр (Слайд 52), родина которого -

далёкие горы Гималаи, и эвкалипт (Слайд 53), "приехавший" из

Австралии, и слоновую пальму (Слайд 54) из Южной Америки. Мы

увидим бамбуковые рощи (Слайд 55), заросли кактусов (Слайд 56) и

высокие кипарисы (Слайд 57).

      В числе главных достопримечательностей города Ялта - Никитский 

ботанический сад (Слайд 58). Здесь представлены растения из самых разных

уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов (Слайд 59).

      

Группа экологов. Группа № 6.

 - Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 - 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк "Сочинский".

- Своё выступление начтите со слов "Нашей группе нужно было рассказать об экологических проблемах Черноморского побережья и о национальном парке "Сочинский".

      - Вставьте пропущенные слова.

      Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе

бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев

и  кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков,

бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе

прикоснуться, она  обжигает, словно крапива. Так медуза защищается.

Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают

уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами

солнца.

      Для сохранения природы Черноморского побережья  Кавказа в 1983 году

 создан национальный парк "Сочинский" (Слайд 62).

      Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда

отдыхать, обязан  беречь природу этих замечательных мест.

Группа № 1.

Исправьте ошибки в тексте.

        Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной

   растительный покров. Ветер наносит холмы песка, которые называют

   джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают

 

   передвижение песков, - это сайгак и джузгун. В пустыне встречаются

   крупные животные - тушканчики, они кочуют по пустыне стадами в

   поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается

   прыжками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У Чёрного моря Презентация к уроку по окружающему миру в 4 А классе Учитель: Конькова Л. Н. МБОУ «Школа № 41» г. Рязани

Слайд 2

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров . Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, - это сайгак и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные - тушканчики, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается прыжками.

Слайд 3

Отличительной особенностью зоны пустынь является отсутствие растительного покрова . Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, - это сайгак и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные - тушканчики, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается прыжками.

Слайд 4

Отличительной особенностью зоны пустынь является отсутствие растительного покрова . Ветер наносит холмы песка, которые называют барханами . Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, - это сайгак и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные - тушканчики, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается прыжками.

Слайд 5

Отличительной особенностью зоны пустынь является отсутствие растительного покрова . Ветер наносит холмы песка, которые называют барханами . Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, - это колосняк и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные - тушканчики, они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается прыжками.

Слайд 6

Отличительной особенностью зоны пустынь является отсутствие растительного покрова . Ветер наносит холмы песка, которые называют барханами . Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, - это колосняк и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные - сайгаки , они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается прыжками.

Слайд 7

Отличительной особенностью зоны пустынь является отсутствие растительного покрова . Ветер наносит холмы песка, которые называют барханами . Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, - это колосняк и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные - сайгаки , они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное тушканчик передвигается прыжками.

Слайд 8

Тема урока: У Чёрного моря

Слайд 9

Дуб

Слайд 10

Бук

Слайд 11

Каштан настоящий

Слайд 12

Кипарис

Слайд 13

Магнолия

Слайд 14

Пальмы

Слайд 15

Грецкий орех

Слайд 16

Инжир

Слайд 17

Абрикосы

Слайд 18

Персики

Слайд 19

Плантации чая

Слайд 20

Виноград

Слайд 21

Лавр

Слайд 22

Бог Аполлон

Слайд 23

Лавровый венок

Слайд 25

Самшит колхидский

Слайд 26

Тис ягодный

Слайд 27

Иглица колхидская

Слайд 29

Дельфины

Слайд 30

Морские коньки

Слайд 31

Морские иглы

Слайд 32

Крабы

Слайд 33

Медузы

Слайд 34

Цикада


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богомол

Слайд 2

Олеандровый бражник

Слайд 3

Дневной павлиний глаз Аполлон Ночной павлиний глаз

Слайд 4

Косуля

Слайд 5

Медведь

Слайд 6

Кабаны

Слайд 7

Чайка

Слайд 8

Баклан

Слайд 10

Дельфин черноморская афалина

Слайд 11

Жужелица кавказская

Слайд 15

Сочи

Слайд 16

Ялта

Слайд 17

Дендрарий

Слайд 18

Кедр

Слайд 19

Эвкалипт

Слайд 20

Слоновая пальма

Слайд 21

Бамбуковые рощи

Слайд 22

Заросли кактусов

Слайд 23

Кипарисы

Слайд 24

Никитский ботанический сад

Слайд 25

Коллекция кактусов

Слайд 26

Худеков Сергей Николаевич

Слайд 28

Национальный парк «Сочинский»

Слайд 30

Обитатели суши Обитатели суши, добывающие пищу в море Обитатели моря Животные Чёрного моря и его берегов

Слайд 31

Обитатели суши Обитатели суши, добывающие пищу в море Обитатели моря косуля чайки медуза-корнерот цикада бакланы дельфин олеандровый бражник краб ящерица кавказская морские коньки богомол морские иглы Животные Чёрного моря и его берегов

Слайд 32

Мне показалось интересным, что ... Сегодня на уроке я узнал(а) ...

Слайд 33

Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 126 - 134, выполнить задания. 2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 - 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

Слайд 34

У Чёрного моря Презентация к уроку по окружающему миру в 4 А классе Учитель: Конькова Л. Н. МБОУ «Школа № 41» г. Рязани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Урок по окружающему миру во 2 классе "Исследование глубин морей и океанов" по программе "Планета Знаний".

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Элементы содержания: Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания.Цель: создать условия для формирования предст...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "У Черного моря"

Цели:    сформировать у учащихся представление о субтропической зоне     Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме «У теплого моря. Субтропическая зона» (с применением приёма смыслового чтения)

  Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались...