Рабочая программа 4 класс Гармония
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Балея
«Средняя общеобразовательная школа №14»
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/ _____________/
Протокол № ___ от «__»_____20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Н.А.Швалова/
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 14 г. Балея _________/И.Н.Кармадонова/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – окружающий мир | |
Класс – 4 | |
Образовательная область – окружающий мир | |
МО – начальные классы | |
Учебный год – 2018-2019 | |
Срок реализации программы – 1 год | |
Учитель (ФИО) – Чередниченко Ю.Н. |
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »________20__ г.
г. Балей
2018 г.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
№ | Нормативные документы |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9 | |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Поглазова О.Т., Шилин В.Д. | Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2 частях | 2012 | Смоленск: Ассоциация ХХI век |
2 | Поглазова О.Т | Рабочая тетрадь. 2ч | 2012 | Смоленск: Ассоциация ХХI век |
3 | Поглазова О.Т | Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса | 2010 | Смоленск: Ассоциация ХХI век |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностные | Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир» У ученика будут сформированы:
У ученика могут быть сформированы:
|
Метапредметные | Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| |
Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится:
ученик получит возможность научиться:
| |
Предметные | Ученик научится: • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы); • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности); • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки; • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых; • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения; • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы; • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра); • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России; • объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года; • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах; • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа). Выпускник получит возможность научиться: • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и ж- животном мире природных зон, о труде и быте людей в при-родных зонах; • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам; • объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям; • готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.; • пользоваться масштабом при чтении карт; • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента); • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод); • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.); • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы. В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится: • воспринимать окружающий мир целостно – в единстве при-роды, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.; • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр; • показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России; • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов куль-туры; • рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства; • объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; • различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России; • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра). Выпускник получит возможность научиться: • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); • физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство; • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья; • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам; • составлять родословную своей семьи; • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона; • рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале); • рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»; • находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них; • находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; • оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её; • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений; • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией; • моделировать(по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др. В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится: • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; • составлять и выполнять режим дня. Выпускник получит возможность научиться: • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; • следовать правилам здорового образа жизни; • соблюдать правила противопожарной безопасности; • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог). |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(из ООП)
Раздел / тема | Содержание |
Ориентирование в пространстве и во времени | Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и путешествия во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. «Лента времени». Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам. |
Способы изображения объектов окружающего мира | Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической кар-ты, изображение территорий государств, исторических событий на ней. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий. Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии. |
Природные богатства России | Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края. Богатства недр родного края. |
Природные зоны и природные сообщества | Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ. Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения. |
Важнейшие события в истории Отечества | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Пётр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современной России: президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним. |
Материки, океаны, страны и народы Земли | Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела | Примерное количество часов | Вид контроля | ||||
1 | Ориентирование в пространстве и во времени | 7 | |||||
2 | Способы изображения объектов окружающего мира | 9 | |||||
3 | Природные богатства России | 8 | |||||
4 | Природные зоны и природные сообщества | 11 | |||||
5 | Важнейшие события в истории Отечества | 21 | |||||
6 | Материки, океаны, страны и народы Земли | 12 | |||||
Всего за год: | 68ч. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ(промежуточная аттестация) | |||||
№ | № урока | День недели | Тема | Дата проведения | |
класс | класс | ||||
1 | Итоговая работа |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Балея
«Средняя общеобразовательная школа №14»
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/ _____________/
Протокол № ___ от «__»_____20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Н.А.Швалова/
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 14 г. Балея _________/И.Н.Кармадонова/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – окружающий мир | |
Класс – 4 | |
Образовательная область – окружающий мир | |
МО = начальные классы | |
Учебный год – 2018-2019 | |
Срок реализации программы – 1 год | |
Учитель (ФИО) – Чередниченко Ю.Н. |
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »________20__ г.
г. Балей
2018 г.
Расчет количества уроков
к календарно-тематическому плану
Сентябрь | I четверть | I полугодие | |||||
Октябрь | II четверть | II полугодие | |||||
Ноябрь | III четверть | Всего | |||||
Декабрь | IV четверть | ||||||
Январь | Всего | ||||||
Февраль | |||||||
Март | |||||||
Апрель | |||||||
Май | |||||||
Всего |
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 2 урока (ов) в неделю, всего 68 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило ___ уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
Принятые обозначения
КР | Контрольная работа |
Рр | Развитие речи |
ТС | Тестирование |
КСД | Контрольный словарный диктант |
ЛР | Лабораторная работа |
ПР | Практическая работа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | |||||
класс | класс | ||||||||
План | Факт | План | Факт | КР | РР | Т | |||
Ориентирование в пространстве и во времени | 7ч. | ||||||||
1 | Путешествия – источник знаний | 1 | |||||||
2 | Природные явления и счёт времени | 1 | |||||||
3 | Устройства для счёта времени | 1 | |||||||
4 | Историческое время. Лента времени | 1 | |||||||
5 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта | 1 | |||||||
6 | Компас. Ориентирование по компасу | 1 | |||||||
7 | Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа | 1 | |||||||
Способы изображения объектов окружающего мира | 9 ч. | ||||||||
8 | Способы изображения предметов | 1 | |||||||
9 | Масштаб и его использование | 1 | |||||||
10 | План местности. Топографические знаки | 1 | |||||||
11 | Географические и исторические карты | 1 | |||||||
12 | Глобус – модель Земли | 1 | |||||||
13 | Практическая работа | 1 | |||||||
14 | Космическое пространство и его изображение | 1 | |||||||
15 | Земля – планета Солнечной системы | 1 | |||||||
16 | Способы изучения космических тел | 1 | |||||||
Природные богатства России | 8 ч | ||||||||
17-18 | Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России | 2 | |||||||
19 | Горные породы и минералы, их образование. | 1 | |||||||
20 | Полезные ископаемые, их разведка и добыча Учебник – с. 82–87; | 1 | |||||||
21 | Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве | 1 | |||||||
22 | Горючие полезные ископаемые, их использование | 1 | |||||||
23 | Альтернативные источники энергии . | 1 | |||||||
24 | Обобщающий урок. . | 1 | |||||||
Природные зоны и природные сообщества | 11 ч. | ||||||||
25 | Природные зоны России | 1 | |||||||
26 | Суровая Арктика. | 1 | |||||||
27 | Ранимая тундра | 1 | |||||||
28 | Зона лесов | 1 | |||||||
29 | Степные просторы | 1 | |||||||
30 | Жаркие пустыни | 1 | |||||||
31 | Обобщающий урок | 1 | |||||||
32 | Природа гор | 1 | |||||||
33 | Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах. | 1 | |||||||
34 | Болота, их значение для природы и человека | 1 | |||||||
35 | Жизнь луга | 1 | |||||||
Важнейшие события в истории Отечества | 21ч. | ||||||||
36 | Восточные славяне, их соседи | 1 | |||||||
37 | Образование Древнерусского государства | 1 | |||||||
38 | Крещение Руси | 1 | |||||||
39 | Как распалась Древняя Русь | 1 | |||||||
40 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке | 1 | |||||||
41 | Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | |||||||
42 | Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного | 1 | |||||||
43 | Обобщающий урок | 1 | |||||||
44 | Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых | 1 | |||||||
45 | Пётр Великий. Российская империя | 1 | |||||||
46 | Развитие Российской империи. Правление Екатерины II. | 1 | |||||||
47 | Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России. | 1 | |||||||
48 | Россия до 1917 года. Обобщающий урок | 1 | |||||||
49 | Исторические события в России в начале XX века. | 1 | |||||||
50 | Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 гг. | 1 | |||||||
51-52 | Великая Отечественная война | 2 | |||||||
53 | Советский Союз в послевоенные годы | 1 | |||||||
54 | Начало перестройки. Современная Россия | 1 | |||||||
55 | Обобщающий урок | 1 | |||||||
56 | Яркие события из истории родного края | 1 | |||||||
Материки, океаны, страны и народы Земли | 12ч. | ||||||||
57. | Океаны Земли. Жизнь в море | 1 | |||||||
58-62. | Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население. | 5 | |||||||
63-64. | Страны и народы мира | 2 | |||||||
65. | Обобщающий урок | 1 | |||||||
66. | Страны СНГ - ближайшие соседи России | 1 | |||||||
67. | Земля – планета жизни | 1 | |||||||
68. | Итоговая работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Гармония" 2011-2012 учебный год 4 класс
Рабочая программа составлена по всем предметам УМК " Гармония"...
Рабочая программа УМК "Гармония" 4 класс
Пояснительные записки и календарно - тематическое планирование 4 класс...
Рабочие программы поУМК Гармония 1 класс
Рабочие программа по всем предметам разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, 2011 год, с ...
Рабочие программы УМК "Гармония" для 2 класса ФГОС
Предлагаю рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 2 класса, обучающиеся по УМК "Гармония" (ФГОС) по следующим предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окруж...
Рабочие программы УМК "Гармония" для 4 класса
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 4 класса по следующим предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, технология, музыка, английский язык, информ...
Рабочие программы УМК "Гармония" 1 класс
Рабочие программы по всем предметам для 1 класса по УМК "Гармония"...
рабочая программа, УМК Гармония, 1 класс
УМК Гармония , 1 класс...