Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Тематическое планирование 34 часа (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 65.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
тематическое планирование
3 класс 34 ч (1 ч в неделю)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||
№ урока по порядку | № урока по разделу | Раздел «Как устроен мир» (3ч) | |
1. | 1. | Тема:Вводный урок. Разнообразие природы. Человек — часть природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира | — Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устрое н мир»; — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; — работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; — различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; — работать в паре; наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; — моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
2. | 2. | Тема: Общество.Человек-часть общества. Проект «Богатства, отданные людям» Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | В ходе выполнения проекта лети учатся: — определять цель проекта; — распределять обязанности по проекту в группах; — собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; — подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; — презентовать проект: — оценивать результаты работы |
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять место человека в мире; — характеризовать семью, народ, государство как части общества; — обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; — сопоставлять формы правления в государствах мира; — работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||
3. | 3. | Тема: Что такое экология. Природа в опасности! Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; работать в парс: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
— Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; — устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; — работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; — моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; — обсуждать, как каждый может помочь природе; — работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||
Раздел «Эта удивительная природа» (10 ч) | |||
4. | 1. | Тема: Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; — характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; — классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; — работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; — практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; — работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
5. | 2. | Тема: Воздух и его охрана. Вода. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; — исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; — работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; — работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): — работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; — работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
6. | 3. | Тема: Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; — наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; — работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; — работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; — работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
7. | 4. | Тема:Что такое почва. Как разрушаются камни. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; — наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении; — характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; — работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; — высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
8. | 5. | Тема: Разнообразие растений Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях |
|
9. | 6. | Тема: Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян |
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; — наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; — выявлять роль животных в размножении и развитии растений; — характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; — работать с терминологическим словариком;
|
10. | 7. | Тема: Охрана растений. Разнообразие животных Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; — обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; — оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; — классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; — приводить примеры животных разных групп; — с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; — обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; — работать с электронным приложением к учебнику; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
11. | 8. | Тема: Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать животных по типу питания; — приводить примеры животных по типу питания; — анализировать схемы цепей питания;
В ходе выполнения проекта дети учатся:
|
12. | 9. | Тема: Размножение и развитие животных. Охрана животных Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира |
|
13. | 10. | В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать строение шляпочных грибов; — с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; — обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; — моделировать различие грибов-двойников; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; — обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; — моделировать круговорот веществ в природе; — рассказывать о круговороте веществ на Земле; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Мы и наше здоровье» (6 ч) | |||
14. | 1. | Тема: Организм человека. Органы чувств. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; — характеризовать системы органов человека (их части и назначение); — обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; — анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; — практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; — распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; — формулировать правила гигиены органов чувств; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
15. | 2. | Тема: Надёжная защита организма. Опора тела и движение Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание). Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: изучить свойства кожи; — характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; — характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; — работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; — подготовить рассказ об уходе за кожей; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; — раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; — следить за правильной осанкой на уроке и вне его; — выполнять физкультминутки; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
16. | 3. | Тема: Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; — моделировать строение пищеварительной системы; — характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; — обсуждать правила рационального питания; — составлять меню здорового питания; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; — готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров» |
17. | 4. | Тема: Дыхание и кровообращение Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; — характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; — моделировать строение дыхательной системы; — характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; — моделировать строение кровеносной системы; — обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; — практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
18. | 5. | Тема: Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать факторы закаливания; — формулировать правила закаливания; — составлять памятку по закаливанию; — составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; — работать с терминологическим словариком; — регулярно проводить закаливание своего организма; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; — обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
19. | 6. | Тема: Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров". Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Раздел «Наша безопасность» (4 ч) | |||
20. | 1. | Тема: Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте | — Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; — характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; — моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; — называть наизусть телесРоны экстренного вызова, родителей, соседей; — работать с терминологическим словариком; — анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; — работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; — обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; — выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; — моделировать свои действия в ходе ролевой игры; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
21. | 2. | Тема: Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает» Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; — анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; — выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; — моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке В ходе вьиюлнения проекта дети учатся: — находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; — интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; — оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.; — презентовать и оценивать результаты проектной деятельности |
22. | 3. | Тема: Опасные места. Природа и наша безопасность. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; — обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; — работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать опасности природного характера; — находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; — обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; — характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; — отличать гадюку от ужа; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
23. | 4. | Тема: Экологическая безопасность. Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать по схеме цепь загрязнения; — приводить примеры цепей загрязнения; — моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; — обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; — практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Чему учит экономика» (5 ч) | |||
24. | 1. | Тема: Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей — основа экономики Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | — Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться сё выполнить; — раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; — различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; — характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; — приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; — прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; — раскрывать роль науки в экономическом развитии; — работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
25. | 2. | Тема: Полезные ископаемые. Растениеводство. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах; определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; — выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; — характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); — с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; — практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; — обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; — различать и классифицировать культурные растения; — определять с помощью атласа-определителя культурные растения; — характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; — выявлять связь растениеводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; — работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
26. | 3. | Тема: Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края». Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; — классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; — характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; — выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; — работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; — соотносить продукцию и отрасли промышленности; — выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; — характеризовать труд работников отраслей промышленности; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке В ходе выполнения проекта дети учатся: — собирать информацию об экономике своего края (города, села); — оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; — коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; — презентовать и оценивать результаты проектной деятельности |
27. | 4. | Тема: Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология . Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения . Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; — раскрывать роль денег в экономике; — различать денежные единицы разных стран; — практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; — определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; — выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; — моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; — выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; — определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; — обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными; — моделировать семейный бюджет; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
28. | 5. | Тема: Стандартизированная контрольная работа. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах; — характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; — раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; — обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; — приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; — моделировать экологические прогнозы; — работать с терминологическим словариком; — работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (6 ч) | |||
29. | 1. | Тема: Анализ результатов работ. Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий» Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; — рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; — узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; — составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; — моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке В ходе выполнения проекта дети учатся: — собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, Когда и где собран материал); — оформлять экспозицию музея; — готовить сообщения (экскурсии по музею); — презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. |
30. | 2. | Тема: Наши ближайшие соседи. На севере Европы Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; — обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; — с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемы-х стран; её замечательных людей; — составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
31. | 3. | Тема: Что такое Бенилюкс. В центре Европы. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; — описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; — выполнять задания электронного приложения к учебнику; — используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; — выполнять задания по электронному приложению к учебнику; — моделировать достопримечательности из пластилина; — работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
32. | 4. | Тема: По Франции и Великобритании. На юге Европы Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Франции по фотографиям; — составлять вопросы для викторины о Франции; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; — составлять вопросы для викторины о Великобритании; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; — составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; — описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; — выполнять задания электронного приложения к учебнику; " — используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; — работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
33. | 5. | Тема: По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — работать с картой; — описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; — находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
34. | 6. | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | —выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; —обсуждать выступления обучающихся; —оценивать свои достижения и достижения других обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...