Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Нечаева Татьяна Владимировна

Программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол №  от

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

_________В.Л. Поляков

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

              УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

              «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(3 КЛАСС)

Разработала: учитель начальных классов Нечаева Т.В.

Всего часов по программе 68 часов, в неделю 2 часа

Москва

2018 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы ФГОС НОО, Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 г. №8-1786 « О рабочих программах», авторской программы по окружающему миру Н.Ф.Виноградовой , концепции УМК «Начальная  школа XXI века»  научного руководителя Н. Ф.  Виноградовой, для 3 «Г» класса, учебного плана ГАПОУ МОК им. В. Талалихина.

      Основная цель обучения предмету - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

      Приоритетными задачами курса являются:

- расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;

- продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;

- расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;

- обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;

- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Объем программы: Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа).

Срок реализации программы: 2018- 2019 учебный год.

2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п

Тема

Всего часов

1

Земля - наш общий дом

5

2

Как человек изучает Землю

4

3

Царства природы

19

4

Наша Родина: от Руси до России

9

5

Как люди жили в старину

11

6

Как люди трудились в старину

17

7

Повторение

3

Итого:

68

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:

называть (приводить примеры):

- тела живой и неживой природы;

- планеты Солнечной системы (2-3);

- свойства воздуха, воды;

- состав почвы;

- древние города и их достопримечательности;

- имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

- год, век, арабские и римские цифры;

- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

- приспособления животных к среде обитания;

- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

- решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

- различать географическую и историческую карты;

- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

- проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;

- проводить классификацию животных по классам; выделять признаки  классификации;

- рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;

- ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты  представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Предметные результаты: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:

- формирование основ гражданской идентичности;

- формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;

- формирование понимания особой роли России в современном мире;

- формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;

- понимание особой роли России в мировой истории;

- воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране;

- воспитание уважительного отношения к истории страны;

- воспитание любви к родному краю;

- воспитание любви к своей семье;

- воспитание гуманного отношения к людям;

-воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- понимание роли человека в обществе;

- принятие норм нравственного поведения в природе;

- принятие норм нравственного поведения в обществе;

- принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры;

- понимание ценности любой жизни;

- освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;

- регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;

- коммуникативные как способности в  связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

4.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение.

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Земля — наш общий дом.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Растительный мир Земли

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Грибы

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение отравлений грибами.

Животный мир Земли

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Как человек одомашнил животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) 

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

5.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного оценивания.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе комплексной работы на межпредметной основе.

Виды работ, применяемых на уроке окружающего мира:

  • текущий опрос – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства).
  • тематический контроль – способствует введению формирующегося оценивания освоения программы учеником. Предоставляется возможность тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
  • итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год.
  • опрос – проводится в устной и письменной форме. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом фронтальный опрос). Письменный опрос – это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы отводится 10-15 минут. Её цель – проверить, как идёт формирование знаний и умений по темам курса.  Самостоятельные и контрольные работы могут быть представлены как в виде тестов, так и в графической форме, работой с картой.

Оценивание устного ответа проводится по следующей шкале:

«5» - ставится ученику если он осознанно, логично излагает учебный материал используя свои наблюдения, устанавливает связи между объектами и явлениями природы в пределах программы, правильно выполняет практические задания и даёт полные ответы на поставленные вопросы.

«4» ставится ученику если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в выполнении практической работы. Все эти недочёты ученик исправляет сам при указании на них учителя.

«3» ставится ученику если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьёзные неточности при выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты при помощи учителя.

«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части програмного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов проводится как по всему тесту, так и по отдельным его разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачёт» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил базовую подготовку «зачет» если выполнил не менее 75%.

Варианты оценивания

Уровневая шкала

Процентная бальная шкала

Низкий

Выполнены отдельные задания.

0 – 60%

менее 17 баллов

Оценка «2»

Средний

Выполнены все задания с незначительными погрешностями.

60 – 77%

18 – 22 балла

Оценка «3»

77 – 90%

23 – 26 баллов

Оценка «4»

Высокий

Все предложенные задания выполнены правильно.

90 – 100%

27 – 30 баллов

Оценка «5»

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.

2.  Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4. Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.

5. Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007.

6. Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2013.

7. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы / Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...