Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников
статья по окружающему миру на тему
Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr.docx | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
1. Введение…………………………………………………………….... 3
2. Особенности становления экологической грамотности
в начальной школе………………………………………………….. 8
3. Экскурсия, ее функции, технология организации в начальной
школе…………………………………………………………………. 15
4. Формы и методы экологического образования младших
школьников………………………………………………………….. 26
5. Анализ современных общеобразовательных программ
по предмету «Окружающий мир»…………………………………. 29
6. Заключение…………………………………………………………. 37
7. Список используемой литературы………………………………… 40
1. Введение
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница. Природа влияет на наше духовное развитие. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений. Единственным непосредственным соприкосновением с природой для детей являются немногочисленные школьные прогулки и экскурсии. Но никакой учебник, не смотря на большое количество в нем рисунков и фотографий, текстов и практических заданий не сможет заменить живого общения ученика с природой.
Окружающий мир необходимо изучать на природе. Угасание интереса к получению каких-либо знаний у учащихся возникает под влиянием требований учителя, по воспроизведению написанных в учебнике, зачастую не интересных, незанимательных и сухих текстов. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического образования подрастающего поколения, которое должно проводиться, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической грамотности как качества личности, в части общей культуры человека.
Авторы Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский , К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев, подчеркивали, что общение с природой в школьные годы и последующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ естественнонаучного мировоззрения, формирования картины мира [8, с. 196].
В настоящее время в соответствии ФГОС НОО в обучении младших школьников уделяется большое внимание, как современным педагогическим технологиям, так и традиционным формaм и методам обучения, которые должны способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, способности совершать универсальные учебные действия у обучающихся. Важной частью современного общего начального образования младшего школьника является экологическое образование, которое будет более эффективным, если в практике будут использоваться различные сочетания форм и методов обучения, таких как урок, практическая работа, проектная деятельность, ролевая игра и экскурсии. Вся история человечествa неразрывно связанa с природой. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя и окружающий мир. Для того чтобы сохранить природу, необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, начиная с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Экологическое образование - одно из самых важных направлений в современном образовательном процессе. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. [2] Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе и ее богатствам. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Начальная школа - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно привить ему это с раннего детства. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, необходимо использовать различные методы и формы работы в этом направлении. Одна из ведущих форм экологического образования детей - экскурсии. Экскурсии необходимы во всех тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их собственной обстановке. Сюда относятся, например, изучение деревьев, кустарников, трав леса, зимующих птиц, весенних раннецветущих растений и т.д. Экскурсии необходимы также для того, чтобы проследить сезонные изменения в природе.
Согласно ФГОС, предусматривается формирование и развитие экологической грамотности личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. В нем отмечается необходимость усиления экологической грамотности в обучении окружающего мира. Содержание учебно-методических комплектов по окружающему миру обладает значительными возможностями в плане формирования у учащихся прочных осознанных знаний в области рационального природопользования, что, в свою очередь, требует усвоения учащимися элементов экологических знаний уже в младшем звене общеобразовательной школы [7].
Проанализировав Федеральный Государственный образовательный стандарт для начальной школы в области окружающего мира, выделяем следующие требования о проявлении экологической грамотности младшего школьника:
-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации от родителей, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
И вследствие этого выделяются противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:
-между потребностью школьной практики в формировании экологической грамотности младших школьников как основы экологического образования и недостаточной разработанностью традиционных и нестандартных форм экологического образования учащихся, начиная с начальной школы
Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической грамотности младших школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
Большие педагогические возможности экскурсий, играющих важную роль в формировании экологических знаний о природе, являются обоснованием данной выпускной квалификационной работы: «Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников».
Проблема исследования: каковы пути формирования экологических знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Данная проблема определяет цель исследования: выявления значения экскурсий и определения условий их успешного проведения для формирования экологических знаний младших школьников.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи проектирования:
- Рассмотреть особенности становления экологической грамотности в начальной школе.
- Раскрыть понятие экскурсия, ее функции, технологию организации в начальной школе.
- Проанализировать основые общеобразовательные программы по предмету «Окружающий мир»
2. Особенности становления экологической грамотности
в начальной школе
В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.
А.Н. Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической грамотности [6, с.422].
И.Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления [11]. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Психолого-педагогическое обоснование проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.
Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) [3, 16] отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира, который включает:
- эмоциональную сторону восприимчивости к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения.
- деловую готовность, возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);
- интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Но, просматривая программу по окружающему миру в начальной школе, возникает вопрос, почему мало времени уделяется детям на образование экологической грамотности младшего школьника. Важнейшим средством развития экологической грамотности младших школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой, как мы считаем, а в дальнейшем попытаемся это представить в экскурсиях в природу. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому образованию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической грамотности детей.
Вместе с тем, как показывает практика, все более обнаруживает себя противоречие между объективно растущими требованиями общества к личности в контексте отношений «человек — природа» и уровнем формирования экологически грамотной личности.
На мой взгляд, необходимо личностное принятие учеником базовых экологических ценностей. Поэтому к экологической грамотности учащихся нужен подход, где сделана установка на личность ученика, на личностное присвоение им экологических ценностей и ориентиров.
Можно сделать вывод, что усвоение экологической грамотности младшего школьника остается проблемой номер один в педагогической действительности школы. В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической грамотности личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения. Человек будущего — это личность, живущая в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости.
Ведущую роль в обучении ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической грамотности, включающий в себя две стороны: учебную и внеурочную деятельность.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, он оценивал природу как “вечный источник мысли” и добрых чувств детей, придавая особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Учёные-педагоги уделяют большое внимание проблеме развития экологической грамотности младших школьников. Её методологические и теоретические основы раскрыты в трудах Н.Ф. Виноградовой, И.Н. Пономарёвой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.М. Кудрявцевой, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачёва, В.В. Николиной, И.Т. Суравегиной, Л.В, Тарасова, О.Г. Максимовой, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др. Главной целью экологической грамотности, на наш взгляд, является формирование экологической культуры. Под которой следует понимать совокупность экологически развитой, эмоционально – чувственной, нравственной, деятельностной сфер личности человека [11].
Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.
Учебный курс «Окружающего мира» начинается с 1 - го класса. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, дети впервые вводятся в мир научных понятий. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея школьного предмета окружающий мир состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами живой и неживой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим воспитанием бережного отношения к ней. Таким образом, природа познается детьми, как единое целое, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Дети на уроках окружающего мира узнают много о природе, но любить и интересоваться ею начинают все меньше и меньше. Почему так происходит? Почему уроки окружающего мира оказываются неспособными сохранить творческого, радостного, заинтересованного отношения детей к природе? Прежде всего, особенно сказывается на отношении детей к природе сокращение живого общения с ней. Ведь единственным непосредственным соприкосновением с природой для детей являются немногочисленные школьные прогулки и экскурсии. На уроках же учитель чаще всего использует материалы учебника и иногда «Дневника наблюдений над природой». Но никакой учебник, не смотря на большое количество в нем рисунков и фотографий , текстов и практических заданий не сможет заменить живого общения ученика с природой.
Окружающий мир необходимо изучать на природе. Угасание интереса к получению каких-либо знаний у учащихся возникает под влиянием требований учителя по воспроизведению написанных в учебнике, зачастую не интересных, незанимательных текстов, которые трудно воспринимать ученику первого класса на слух, а, как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Таким образом, только лишь содержание учебника без использования других средств и дополнительных материалов не способствует формированию познавательного интереса к природе. Из всего выше сказанного можно заключить, что от 1 класса к 4 классу творческая активность у младших школьников снижается, так как отсутствует система заинтересованной творческой деятельности каждого ученика на уроках окружающего мира. Природа наиболее близка и понятна человеку, ребенку присущи интуитивное стремление к близости с природой. Но сама природа не воспитывает, воспитывает активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства нужно прививать эти чувства с раннего возраста. Воспитанная у детей действенная любовь к растениям, к животным способна положить начало многим познавательным и практическим интересам. Прежде всего, чтобы достичь сознательного отношения к изучению природы, учителю следует раскрыть перед детьми значение природы для человека, показать на конкретных примерах, необходимость ее изучения. И, конечно же, во многом этому способствуют экскурсии в природу.
Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно разбирается в природе родного края.
Формы, методы и средства организации экологической грамотности подразделяются на традиционные, активные и инновационные. Урок, как традиционная форма – вводные и тематические уроки, уроки-беседы, уроки-лекции и т. д.; специальные уроки – самостоятельная работа учащихся, проблемная беседа, ролевые игры; внеклассная и внешняя работы – исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач.
Многообразие определений экологической грамотности ещё раз свидетельствует о том, что данная проблема затрагивалась многими людьми. Вот лишь некоторые из них:
С.Д. Дерябо определяет экологическую грамотность, как экологические знания в области взаимоотношений природы и общества, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил эколого-ориентированного поведения [5].
Н.Е. Яценко определяет экологическую грамотность, как «уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности» [12].
Американский физик Ф. Капра в своих статьях утверждает, что экологическая грамотность – это одновременно и контекст и процесс, помогающий школьникам стать экологически грамотными – то есть осознать «взаимосвязанность всех вещей», жить и действовать согласно этому принципу.
Ф. Капра определяет экологическую грамотность, исходя из трех положений: знание принципов экологии, системное мышление, практическое следование экологическим ценностям, говоря о том, что наша безграмотность в отношении принципов экологии – главная причина того, почему мы разрушаем природную среду. Эта безграмотность в значительной степени ответственна за нынешний экологический кризис и будет продолжать его усугублять до тех пор, пока мы и наши дети не станем экологически грамотными.
Однако мы считаем, что экологическая грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, позволяющих осознанно и компетентно участвовать в природоохранной деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе деятельностью человека. В данном определении экологическая грамотность складывается из следующих компонентов: понимания природы как среды обитания человека, его дома; естественнонаучных знаний и знания закономерностей взаимодействия природы и человека; способности к природоохранной деятельности.
Так как нас интересует младший школьник, то здесь стоит отметить, что Л. П. Симонова говорит о том, что детство – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, формирования многогранных отношений к природе, к людям. Учитывая всё вышесказанное, Л. П. Симонова и С. Н. Николаева считают, что именно школа оказывает наибольшее влияние на процесс формирования экологически грамотной личности.
3. Экскурсия, ее функции, технология организации в начальной школе
Одним из средств формирования экологической грамотности младших школьников являются экскурсии в природу в урочное время, экологические занятия, экологические акции – «Покормите птиц зимой», проектная деятельность и т. д.
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней помогут экскурсии в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с педагогом вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др.
В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения в природе.
Если рассматривать педагогический словарь Коджаспировой Г.М., в подобной трактовке, «экскурсии (в педагогике) – это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а так же изучению различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отличии от уроков экскурсии проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся» [2, с.168].
Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в «Толковом словаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в «Педагогике» Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие; а в книге «Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И. – это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия – научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и т.д.[4]
Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими).
На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели водоема (пруда)».
Обобщающие экскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки».
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Учащиеся знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если педагог предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ученик в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях младшие школьники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Решению задач экологической грамотности в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь». В педагогической литературе эти игры называются по-разному – сюжетными, подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.
При разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу.
Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне школьного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.
Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними [1, С.84].
Экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся. Она является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.
Экскурсии в природу дают возможность познакомить учащихся с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.
Знакомясь с жизнью растений, ученики усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести школьников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.
Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем педагог обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого школьники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят ему пользу.
Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Младшие школьники благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края, узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).
По мнению, Петросовой Р.А. «Велико педагогическое значение экскурсии. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся».
Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др.
Экскурсия в природу развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.
В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 1-2 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта.
Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.
При подготовке и проведении экскурсии необходимо учитывать следующие условия:
1. Экскурсия в природу это не просто развлекательная прогулка, а эффективная форма экологического образования;
2. Необходимо заранее определить проблематику экскурсии, предварительно изучить местность, выбрать именно ту часть леса или парка, где растут лиственные и хвойные растения, определить маршрут;
3. Придерживаться тематики экскурсии, не поддаваться на отвлекающие, провокационные детские вопросы;
4. Рассказывайте только о том, что можно показать;
5. Рекомендуется избегать длительных объяснений, это утомляет детей;
6. Школьник должен быть привлечен к активной деятельности, а не оставаться пассивным слушателем;
7. Нельзя перегружать экскурсантов новыми названиями, они их непременно забудут;
8. Сконцентрируйте внимание детей на нужном природном объекте;
9. Вовремя необходимо замечать утомление школьников, нужно уметь закончить экскурсию;
10. Итоги экскурсии необходимо закрепить на последующих занятиях;
Экскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и воспитательные. Надо уже с первого класса воспитывать в детях любовь к природе, помогать им видеть прекрасное в окружающей их природе, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы.
Перед экскурсией подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы:
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток. И не вырывай их с корнем.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны в природе.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков, они полезны.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
- Не разоряй муравейник.
- Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.
- Не бери собаку в лес и парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают малышей.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
- Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
- Не жги костры в лесу.
- Еж пыхтит и морщится: «Что я вам уборщица? Лес никак не подмету. Соблюдайте чистоту!»
- Не бросайте в водоемы мусор и разный хлам.
- Не оставляйте надписей на природных объектах.
- «Бережливым будь с водой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой!».
Кроме правил охраны природы необходимо соблюдать правила поведения школьников на экскурсии:
1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.
2. Все движения должны быть по возможности бесшумны – необходимо слушать голоса леса.
3. По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.
4. Разговоры недопустимы. Вопросы руководителю задавать вполголоса.
5. Растения не следует собирать, лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.
6. Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.
7. Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).
8. Не следует фотографировать птичьи гнезда во избежание раскрытия их для хищников. Тем более нельзя трогать яйца и гнезда.
9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.
Прежде чем углубиться в лес, нужно определить, в какой стороне находится солнце и где оно будет через два часа. Чтобы не заблудиться, надо запомнить заметные ориентиры на своем пути: ручьи, обрывы, камень у дороги, упавшее дерево.
На экологическую экскурсию следует брать с собой:
I. Обязательный набор: 1) аптечка первой помощи; 2) туалетная бумага; 3) карта местности; 4) шнуры и веревки; 5) перочинный нож; 6) часы; 7) простые карандаши и блокноты.
II. Дополнительный набор: 1) фотоаппарат, бинокль, лупа; 2) компас; 3) малая лопатка; 4) десять баночек (коробочек) с крышками; 5) папка для сбора листьев; 6) складной метр (лента); 7) фонарь; 8) повязка для глаз (проводить игры); 9) подстилка (сидеть после дождя); 10) книга о природе; 11) термос с чаем; 12) полотенце.
На экскурсию следует одевать аккуратную, удобную, но не яркую одежду и «надежную» обувь (ни в коем случае не новую).
Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, его краткой характеристики, особенностей в данный сезон года. Обращается внимание на своеобразие и красоту природного пейзажа, отдельных природных объектов. Используется произведения писателей и поэтов.
4. Формы и методы экологического образования младших школьников
К основным формам и методам экологического образования младших школьников относится:
1.Урок-форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течении определённого времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей. Каждый урок посвящается изучению определённого вопроса программы и поэтому представляет собой законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.
Углубление познавательного интереса, воспитание любви к природе способствует введение в учебный процесс игр. Они помогают детям усваивать качества и свойства предметов, закреплять нормы и правила поведения в природе. [10]
2.Дидактическая игра-это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Правила дидактической игры тщательно продумываются и сообщаются детям до ее начала. [9]
Функции дидактических игр:
v активизируют познавательные процессы;
v воспитывают интерес и внимательность детей;
v развивают способности;
v вводят детей в жизненные ситуации;
v учат их действовать по правилам;
v развивают любознательность;
v закрепляют знания и умения.
К дидактическим играм экологического содержания относятся игры с карточками типа лото, игры - викторины типа «Кто, где живёт», игры - загадки, например, по «портрету» на карточке найти растение в гербарии
а. Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания деятельности. В отличии от обычного урока в обучении в игровой ситуации активно происходит перестройка и перегруппировка понятий, представлений, фактов, которые связаны с конструированием ответственного выступления от лица общественности или политического деятеля, учёного, администратора или технического специалиста. Например, игра «Экологическая экспертиза»: решили построить бензозаправку с мойкой между шоссе и рекой. Разворачивается дискуссия между группами «экологов», «инженеров»,
«автомобилистов». Ролевое поведение даёт возможность младшему школьнику проявить самостоятельность суждений. Формирует у них умение вести дискуссию.
б. Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Например, игра «Кто, где живет?» раскрывает зависимость распространения животных от условий среды обитания. [9]
4. Экологические сказки - это сказки, которые несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, повадках животных, помогают расширить экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания, формируют элементарные экологические понятия.
Они учат познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру.
5. Экологические задачи активизируют познавательную деятельность, расширяют объём природоведческих понятий, воспитывают культурную личность, способную любить природу, охранять и беречь её. Они не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы. К ним относятся загадки о растениях, животных, явлениях природы, кроссворды, ребусы и собственно задачи. [7]
6. Экологическое моделирование - это построение детьми с помощью учителя графических и динамических схем (моделей), отражающих те или иные взаимосвязи в природе. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них.
7. Экскурсия в природу - это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы, в естественно или искусственно созданных условиях. Более подробно данную форму мы рассматриваем в параграфе 1.3.
5. Анализ современных общеобразовательных программ по предмету «Окружающий мир»
Начальная школа закладывает основы знаний об окружающем мире ребенка. Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы, правила поведения в социуме включены в интегрированный курс «Окружающий мир», который состоит из трёх блоков:
1. «Человек и природа»
2. «Человек и общество»
3. «Правила безопасности жизни».
Так, на реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений России предусмотрено следующее количество часов в неделю:
1класс - 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели)
2, 3 и 4 классы - по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)
В настоящее время начальная школа занимается по трем образовательным системам: традиционная, развивающая система Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова, развивающая система Л.В. Занкова. Все эти системы соответствуют требования ФГОС НОО.
Рассмотрим и проанализируем современные традиционные общеобразовательные программы по предмету «Окружающий мир»
1. Программа «Окружающий мир» (УМК «Школа России») для четырехлетней начальной школы А.А. Плешакова, имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладеть теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идею многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.
Приоритетной задачей курса является:
*формирование у учащихся единого, целостного окрашенного образа мира, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
*осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;
*развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем.
Также, в программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова, УМК «Школа России», учащиеся ведут наблюдения за явлениями природы и общественной жизни с помощью учителя. Для успешного решения задач курса автор предлагает проводить экскурсии и учебные прогулки в течение года.
Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Формы организации работы при изучении курса «Окружающий мир» разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий и т.д.
2. Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно - научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции, окружающий мир рассматривается как природно - культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т.е. тоже природно-культурное целое.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
· природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
· природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
· мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках. Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи.
3. Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой, УМК «Начальная школа XXI века» предлагает изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Этот интегрированный курс имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Изучение предмета позволяет:
- установить более тесные между познанием природы и социальной жизни;
- обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира;
- создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;
В основе построения курса лежит линейно - концентрический принцип изучения учебного материала.
С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
4. Основной особенностью содержания курса программы
«Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, УМК «Гармония» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.
5. Содержание курса программы «Окружающий мир» И.В. Потапова, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплина, УМК «Планета знаний» позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
6 Существенная особенность программы «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова, УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы, что дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально ценностному постижению окружающего мира.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
7 Иная ситуация будет складываться при использовании курса программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина, к которому относится интегрированный курс в рамках УМК «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
В этом случае и пользуется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Заключение
Развитие у младших школьников природоведческих знаний возможно при опоре на развивающее обучение и новые альтернативные методики преподавания предмета «Окружающий мир». Для успешного их развития необходимо учитывать все условия формирования и возникновения, без которых невозможна успешная работа по их стимулированию, а также весь опыт работы с природоведческими дисциплинами.
Природоведческие экскурсии по предмету «Окружающий мир» имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
В.А. Сухомлинский говорил, что во время природоведческих экскурсий вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа - это наш дом, природа
- частица нас самих, а равнодушие к природе - это безразличие к собственной судьбе.
Успех проведения экскурсии во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям.
На экскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию материалистического мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретению учащимися умений наблюдать в природе.
Природоведческая экскурсия обладает широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней.
Интересным и полезным для ребенка является посещение природоведческих музеев. Оно развивает у учащихся любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.
Экскурсии в зоологические музеи и зоопарк могут органично вписаться в уроки по предмету «Окружающий мир».
Экскурсии в зоопарк всегда сопровождаются хорошим настроением, предвкушением встречи с любимыми животными.
На экскурсиях в океанариум дети узнают много интересного о подводном мире. Большие рыбы, черепахи, разнообразные беспозвоночные подарят массу приятных впечатлений.
Национальный парк представляет собой территорию, богатую хвойными лесами таежной зоны, березняками и другими деревьями. На экскурсиях в Национальный парк можно увидеть много животных в их естественной среде обитания.
При подготовке к экскурсии учитель должен объяснить детям, что нельзя ломать ветки на деревьях и кустарниках, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать цветы, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, даже если они не съедобны, так как многими из них питаются животные, разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в период их гнездования.
Таким образом, природоведческие экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Не только закрепляются экологические знания, но и формируются умения вести себя в природе. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представления о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.
Поэтому, отдельные понятия, полученные на классных занятиях, природоведческих экскурсиях, сливаются в более широкое понятие - «природа».
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно в школьные годы.
Список используемой литературы
1. Аквилева Г.Н,, Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студ.учрежд.средн.проф.образования пед.профиля.-М.:Туманит, изд.центр ВЛАДОС, 2001
2. Глазачев С.Н. Экологическая культура: учебное пособие.М.: Просвещение, 2007
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. -М.: Педагогика, 1986
4. Даль В.И. // «Толковый словарь русского языка» - М.: «Родное слово», 1997
5. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов -на-Дону: Издательство «Феникс», 1996
6. Захлебный А.Н. Школа и проблема охраны природы: содержание природоохранного образования. - М.: Педагогика, 1981
7. Котенева И.О. Моя первая экспедиция: Методика организации и проведения комплексной экскурсии в природу// Биология в школе. 2012. №1
8. Крупская Н.К. Пед.соч. М., 1980, т.6
9. Лисицына Т.Б. Экскурсия — педагогический процесс // Молодой ученый. 2012 - №6
10. Руднянская Е.И. Изучение природы на экскурсии: от дошкольника к младшему школьнику// Начальная школа плюс до и после. 2013.№7
11. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод.пособие для учителя — М.:Новая школа, 1994
12. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов, М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...
Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.Л юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её....
Воспитательное мероприятие как средство формирования экологической культуры младших школьников
Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Колесниковой Ларисы Геннадьевны (выступление на окружном семинаре «Воспитательное мероприятие в системе деятельности классного руководи...
Воспитательное мероприятие как средство формирования экологической культуры младших школьников (презентация)
Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Колесниковой Ларисы Геннадьевны (выступление на окружном семинаре «Воспитательное мероприятие в системе деятельности классного руководи...
Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития функц...
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"...
Выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника»
В данном документе представлено выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника», которое может быть использовано на педаго...