Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
статья по математике
Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития функциональной грамотности младших школьников, а так же особенности проведения математических экскурсий.
Ключевые слова: функциональная грамотность, экскурсия, математическая экскурсия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gvozdeva_s.docx | 52.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Гвоздева С.И.,
студент группы НД(д)-03-05
Научный руководитель – доцент кафедры
дошкольного и начального образования
И.В. Тигрова
ФГБОУ ВО ЛГПУ имени П.П.Семёнова-Тян-Шанского
Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития функциональной грамотности младших школьников, а так же особенности проведения математических экскурсий.
Ключевые слова: функциональная грамотность, экскурсия, математическая экскурсия.
Понятие «функциональная грамотность» относительно новое в педагогической науке и возникло в конце прошлого века и впервые было предложено использовать этот термин на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году.
В последнее время принято пользоваться определением А. А. Леонтьева, которое звучит так: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с.35].
А.А. Штец дает следующее определение: «функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, сознательно действовать в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, и в границах норматива, выбирая оптимальные условия);
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.» [6, с.]
Н.Ф. Виноградова считает, что: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. … Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи …;
- способностью строить социальные отношения …;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию …» [1, с.288]
Исследование функциональной грамотности учащихся средней школы проводится в мире в рамках исследований PISA (Program me for International Student Assessment) и определяется как наличие «у школьников, получивших обязательное общее образование, знаний и умений, необходимых им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[7, 308 р.].Начиная с 2000 г. проводится тестирование каждые три года по нескольким направлениям: математика - оценка математической грамотности; чтение - оценка читательской грамотности, естествознание - естественнонаучной грамотности. А также было добавлено направление - экономика и финансы - финансовая грамотность и оценка уровня сформированности, так называемых, глобальных компетенций.
Ковалева Г.С. определяет математическую грамотность как «способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.» [2, с. 150-167].
На наш взгляд для достижения высокого уровня функциональной грамотности необходима соответствующая всесторонняя подготовка уже на самых ранних этапах обучения, начиная с начальной школы. Это становится возможным в рамках повышения познавательного интереса младших школьников. Заинтересованный, вовлеченный в образовательный процесс ребенок лучше усвоит новый материал и сможет применять полученные знания не только на уроках в школе, но и в реальной жизни.
В младшем школьном возрасте закладывается интерес к учению в целом и отношение ученика к школе. В этот период очень важно развить интерес у младших школьников к активной познавательной деятельности. Обучение математике в начальных классах направленно на формирование основ приемов умственной деятельности школьников: осуществление анализа, сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, закономерностей, выстраивание логических цепочек рассуждений. Именно на начальном этапе обучения важно научить самостоятельно добывать, усваивать информацию, показать связь математики с жизнью и объяснить её применение в реальных ситуациях. Решению этих задач могут способствовать математические экскурсии. Образовательные экскурсии, прежде всего, будут способствовать формированию такой ключевой компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности, помогут формированию у младших школьников функциональной грамотности. Проведение математических экскурсий будет способствовать конкретизации, «оживлению» программного материала, расширению кругозора, углублению знаний учащихся, будет направлено на развитие наблюдательности и логического мышления младших школьников.
Необходимость использования математических экскурсий обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: «Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала» [5].
Важно с первых уроков математики научить младших школьников видеть математику вокруг, распознавать практический смысл теоретических знаний. Такой подход позволит сформировать устойчивый интерес и положительное отношение к математике. Невозможно обучать математике теоретически, не опираясь на знакомые предметы и явления. Учитель должен максимально приблизить абстрактные знания к практике. Учитывая всё это, мы считаем, что в изучение математики полезно включать экскурсии, которые будут способствовать повышению мотивации изучения предмета и расширению кругозора. Материал, который ученики усвоят на экскурсиях, будет им доступен, что, несомненно, вызовет интерес к самой математике.
В.М. Минаева дает следующее определение : «экскурсия – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника» [4, с.401-404].
Опираясь на определения экскурсии, можно сделать вывод о том , что её эффективность основана на восприятии детьми изучаемых предметов и явлений в естественной среде или искусственно созданной.
Все условия для укрепления здоровья создаются на уроках-экскурсиях, а именно психологического здоровья, духовного и физического. Такой тип урока чаще всего проводится на свежем воздухе, в условиях полезных для восприятия новой информации и непринужденного общения со всеми участниками. Также одна из особенностей уроков-экскурсий то, что они проходят в безоценочной обстановке и дети имеют возможность общаться с одноклассниками, выражать свой познавательный интерес и развивать его.
Для проведения урока-экскурсии должен быть разработан конспект. Данная форма проведения занятия достаточно занимательная и продуктивная . Посредством самостоятельной исследовательской работы у учеников формируется познавательный интерес. Экскурсия для младших школьников не должна длиться более 45 минут (1 академический час), иначе дети устанут и не будут в полной мере готовы для получения нового знания. Также необходимо для каждого этапа подобрать задания, которые будут соответствовать целям экскурсии. Детям должно быть интересно узнавать новую информацию, а учебный материал, прописанный в конспекте, должен быть направлен на стимуляцию воображения и получение новых эмоций у обучающихся.
Пример конспекта урока-экскурсии для младших школьников
Учебный предмет | Математика |
Тема из раздела | Признаки предметов. Сравнение. |
Класс | 1 |
Место проведения урока - экскурсии | Городской парк |
Время года | Осень |
Этап изучения темы | Знакомство с новой темой |
Тип урока-экскурсии по ведущей деятельности | Практическая работа |
Оборудование урока - экскурсии | Карточки разные по форме,размеру,цвету, листы с заданиями, блокноты, карандаши(ручки). |
План проведения урока - экскурсии | I. Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете) II. Экскурсия (вне учебного кабинета) III. Послеэкскурсионная работа (проходит в учебном кабинете) |
Доэкскурсионная подготовка (проходит в учебном кабинете) | Отгадайте загадку: Вот зеленая гора, В ней глубокая нора. Что за чудо! Что за чудо! Кто-то выбежал оттуда На колесах и с трубой, Хвост волочит за собой… (Поезд.) – Рассмотрите рисунки: - Чем они похожи? – Сколько вагонов везет каждый поезд? Чем похожи эти вагоны? Чем отличаются вагоны? – Сравните сами рисунки. Чем ещё они отличаются? (На втором рисунке у поезда нарисован дым.) – Что нарисовано на второй картинке? (Бусы.) - Придумайте свои вопросы по этой картинке! (Возможные вопросы: Сколько бусинок на бусах слева? Сколько бусинок справа? Где бусинок больше? Чем похожи все бусинки? (по форме) Чем отличаются бусинки? (Размером и цветом.) Сколько маленьких бусинок слева? Справа? Где их меньше?– Сколько больших бусинок слева? Справа? Что можете сказать про их количество? Сколько зеленых бусинок слева? Справа ? Сколько красных бусинок слева? Справа?) - На какие две группы можно разделить все бусинки по цвету? Сколько бусинок оказалось в каждой группе? По размеру на какие группы можно разделить? Сколько бусинок в каждой группе? - Что мы делали в этих заданиях?(сравнивали предметы на рисунках и сами рисунки) -По каким признакам можно сравнивать предметы? (форма, цвет, размер, положение относительно остальных объектов, количество) |
-А чтобы потренироваться в сравнении предметов по разным признакам, мы отправимся в парк. Мы разделимся на группы, каждая группа получит своё задание на листочках. Деление на группы происходит с помощью карточек (разных по цвету, форме и размеру). У кого одинаковые по цвету: это первая группа, у кого оказались одинаковые по форме: это вторая группа, кому попались одинаковые по размеру, это третья группа. 1 группа: Признаки предметов. Цвет. «Соберите листья деревьев разные и одинаковые по цвету. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по цвету и умения делить на группы по вашему признаку.» 2 группа: Признаки предметов. Форма. «Соберите листочки разные и одинаковые по форме. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по форме и умения делить на группы по вашему признаку.» 3 группа: Признаки предметов. Размер. «Соберите природный материал (это могут быть: листья, шишки, камни, веточки) разные и одинаковые по форме. Придумайте вопросы, задания или игру для всего класса на отработку умения проводить сравнение по размеру и умения делить на группы по вашему признаку.» Выстраиваемся паровозиками по двое и идём на экскурсию в парк. | |
Проведение экскурсии: | - Какое сейчас время года? Что происходит осенью с листьями деревьев? (изменяют цвет и опадают) - А как мы можем определить, с какого дерева упал листок? (по форме) - А как определить, какой листик был на момент опадания ещё маленьким, а какой успел вырасти? (по размеру) Учитель проводит игру: - Найдите каждый по два листочка одинакового цвета. Поднимите свои листочки. Опустите. Игра «Измени». Класс стоит кругом, в центре – учитель. Учитель поднимает листочек и говорит: «Измени цвет!» или «Измени размер!», «Измени цвет, форму, размер!» На середину круга выбегают ученики с соответствующим листочком. Остальные проверяют правильность выполнения задания. - Молодцы! А теперь расходитесь по своим группам и начинайте сбор необходимого материала. |
Послеэкскурсионная работа: | 1. Обработка экскурсионного материала: Ребята обсуждают вопросы и задания по своей теме. 2. Презентация обработанного материала Каждая группа выступает с результатами своей групповой работы. Предлагает свои вопросы/задания/игру по теме. 3.Рефлексия. «Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока и вопросы к ним: «Что было интересным? Что понравилось? Что нового узнали? Чему научились? Кого бы ты хотел похвалить и за что? Как бы ты оценил(а) работу вашей группы? Какие трудности возникали? Чем полезен урок? Хотел бы ты ещё отправиться на математическую экскурсию?» |
Материальный продукт урока-экскурсии | Наборы природных материалов, по которым можно изучать сравнение признаков предметов и деление на группы по признакам; вопросы и задания, направленные на закрепление изученного материала. |
Вывод
Экскурсии поспособствуют пробуждению познавательной активности школьников, обеспечат адаптацию ребенка к школе, создадут условия для сохранения их здоровья и эмоционального благополучия, поскольку в большей мере соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей. Важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В этом возрасте дети усваивают новое знание на предметно-деятельностной, наглядно-образной и эмоционально-чувственной основе.
Внедрение математических экскурсий позволит: - развивать наблюдательность, внимание, память; - способствовать совершенствованию мышления, речи; - научить ориентироваться в явлениях окружающей действительности; - самостоятельно «открывать» математические знания; - помогут лучше понять учебный материал, усвоить его, прочно и осмысленно запомнить; - поддержать интерес к учению, к математике. Мы уверены, что использование математических экскурсий, приведет к повышению мотивации изучения математики и позитивно скажется на отношение школьников к этому предмету и к обучению в целом, а так же станет важной составляющим звеном в развитии у учеников функциональной грамотности.
Литература
1. Виноградава Н.Ф., Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
2. Ковалева Г.С., Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): Материалы к заседанию президиума РАО 27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 5 (55). С. 150-167.
3. Леонтьев А.А., Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. С.35
4. Лисицына, Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т. Б. Лисицына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4978/ (дата обращения: 23.11.2020).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B
6. Штец А.А., Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании / А.А. Штец // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 8. – С.
7. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019, 308 р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...
Отработка навыков правописания словарных слов,как основа формирования функциональной грамотности младших школьников.
Формирование функциональной грамотности младших школьников....
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материал для учителей начальных классов...
Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"
Автор на мастер-классе раскрывает практические приемы формирования функциональной грамотности, вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности использования приемов примен...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...
Смысловое чтение, как средство формирования функциональной грамотности младших школьников
Мастер-класс в рамках Всероссийского конкурса учителей родных языков и воскресных школ на тему: «Смысловое чтение, как средство формирования функциональной грамотности младших школьни...