Выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника»
учебно-методический материал
В данном документе представлено выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника», которое может быть использовано на педагогическом совете, конференциях и т. д. В данном выступлении раскрывается понятие «экскурсия», цель и задачи экскурсии на природу и требования к организации и проведении экскурсии на природу учителем начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экскурсия в природу как возможность формирования
экологической культуры младшего школьника
Крыжановская Кристина Владимировна, МБОУ гимназия № 2,
учитель начальных классов
В современном мире, где экологические проблемы становятся всё более актуальными, важно воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях и проводить наблюдения.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей мировоззрения. Данная форма организации учебного процесса способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Они учатся задавать вопросы, искать ответы и делать выводы, что способствует их интеллектуальному развитию.
Экскурсии на природу также способствуют формированию у детей эмоциональной связи с окружающим миром. Они видят красоту природы, ощущают её запахи и звуки, что вызывает у них положительные эмоции и желание сохранить эту красоту. Кроме того, общение с природой помогает детям расслабиться и снять стресс, что особенно важно в условиях современной жизни.
Выделяют несколько принципиально важных аспектов, которые учитель должен иметь в виду при организации и проведении экскурсии:
1. Эмоциональная сторона. Учителю необходимо стараться поддерживать у детей то эмоциональное состояние, которое вызвано экскурсией. Это достигается исключением авторитарного руководства: («Встаньте здесь», «Не глядите туда», «Не бегайте» и т.п.). В процессе экскурсии учителю следует дать школьникам возможность самостоятельно передвигаться, почувствовать некоторую свободу; предоставить небольшое время для общения с наблюдаемым объектом. Надо избегать резких дисциплинарных замечаний, наказаний и прямых инструкций. Стиль общения должен быть обязательно доверительным, мягким. В противном случае экскурсия оставит у детей эмоционально отрицательное впечатление.
2. Организационная сторона. Каждую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее; он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет место остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии. Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть следующие структурные элементы:
- краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы;
- самостоятельная работа учащихся;
- форма отчетности школьников;
- проверка выполнения самостоятельной работы;
- обобщающая беседа.
Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов следует помнить о некоторых правилах.
Основное требование – это организовывать активную работу учащихся, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочие.
Далее необходимо организовывать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов.
Второе правило – конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов лучше избегать в экскурсии. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после нее во время обработки результатов.
Следующее требование – это умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что учащиеся собрались вокруг него. Поэтому учащиеся знакомятся с правилами поведения на экскурсии.
Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свои память; иначе многое ими будет забыто.
Наконец нужно приучить детей собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Без этого многое погибнет –испортится и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений и насекомых. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическая экскурсия выполняет важную цель, расширяет кругозор младшего школьника и способствует повышению уровня сформированности экологической культуры. Экологическая экскурсия дает возможность младшему школьнику самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, это важная составляющая формирования экологической культуры.
Список использованных источников и литературы
- Жарков, А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: методические рекомендации / А. Д. Жарков. – Москва : Турист, 2003. – 39 с.
- Смирнова, М. С. Методические приемы формирования основ экологической культуры / М. С. Смирнова // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 45-49.
- Шолохов, В. Н. Организация и проведение экскурсий / В. Н. Шолохов. – Москва : Профиздат, 2005. – 87 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-750721-1454760456.jpg)
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"
Данный материл будет полезен учителям начальной школы . Представленные формы и методы работы с краеведческим материалом на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-600455-1539253390.jpg)
Выступление по теме Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности младших школьников.
Выступление...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-1119156-1552670550.jpg)
Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348342-1632238673.jpg)
Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503811-1413913127.jpg)
Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».
Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1486591-1700746771.jpg)
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"...