Главные вкладки
Выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника»
учебно-методический материал
В данном документе представлено выступление на тему: «Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника», которое может быть использовано на педагогическом совете, конференциях и т. д. В данном выступлении раскрывается понятие «экскурсия», цель и задачи экскурсии на природу и требования к организации и проведении экскурсии на природу учителем начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экскурсия в природу как возможность формирования
экологической культуры младшего школьника
Крыжановская Кристина Владимировна, МБОУ гимназия № 2,
учитель начальных классов
В современном мире, где экологические проблемы становятся всё более актуальными, важно воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях и проводить наблюдения.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей мировоззрения. Данная форма организации учебного процесса способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Они учатся задавать вопросы, искать ответы и делать выводы, что способствует их интеллектуальному развитию.
Экскурсии на природу также способствуют формированию у детей эмоциональной связи с окружающим миром. Они видят красоту природы, ощущают её запахи и звуки, что вызывает у них положительные эмоции и желание сохранить эту красоту. Кроме того, общение с природой помогает детям расслабиться и снять стресс, что особенно важно в условиях современной жизни.
Выделяют несколько принципиально важных аспектов, которые учитель должен иметь в виду при организации и проведении экскурсии:
1. Эмоциональная сторона. Учителю необходимо стараться поддерживать у детей то эмоциональное состояние, которое вызвано экскурсией. Это достигается исключением авторитарного руководства: («Встаньте здесь», «Не глядите туда», «Не бегайте» и т.п.). В процессе экскурсии учителю следует дать школьникам возможность самостоятельно передвигаться, почувствовать некоторую свободу; предоставить небольшое время для общения с наблюдаемым объектом. Надо избегать резких дисциплинарных замечаний, наказаний и прямых инструкций. Стиль общения должен быть обязательно доверительным, мягким. В противном случае экскурсия оставит у детей эмоционально отрицательное впечатление.
2. Организационная сторона. Каждую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее; он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет место остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии. Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть следующие структурные элементы:
- краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы;
- самостоятельная работа учащихся;
- форма отчетности школьников;
- проверка выполнения самостоятельной работы;
- обобщающая беседа.
Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов следует помнить о некоторых правилах.
Основное требование – это организовывать активную работу учащихся, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочие.
Далее необходимо организовывать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов.
Второе правило – конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов лучше избегать в экскурсии. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после нее во время обработки результатов.
Следующее требование – это умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что учащиеся собрались вокруг него. Поэтому учащиеся знакомятся с правилами поведения на экскурсии.
Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свои память; иначе многое ими будет забыто.
Наконец нужно приучить детей собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Без этого многое погибнет –испортится и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений и насекомых. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическая экскурсия выполняет важную цель, расширяет кругозор младшего школьника и способствует повышению уровня сформированности экологической культуры. Экологическая экскурсия дает возможность младшему школьнику самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, это важная составляющая формирования экологической культуры.
Список использованных источников и литературы
- Жарков, А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: методические рекомендации / А. Д. Жарков. – Москва : Турист, 2003. – 39 с.
- Смирнова, М. С. Методические приемы формирования основ экологической культуры / М. С. Смирнова // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 45-49.
- Шолохов, В. Н. Организация и проведение экскурсий / В. Н. Шолохов. – Москва : Профиздат, 2005. – 87 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1» Поярков Данила Александрович ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...
Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"
Данный материл будет полезен учителям начальной школы . Представленные формы и методы работы с краеведческим материалом на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...
Выступление по теме Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности младших школьников.
Выступление...
Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...
Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».
Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...