Методическая разработка урока "Международный день птиц"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Данная методическая разработка по предмету "Окружающий мир" направлена на закрепление знаний детей о значении птиц во всем мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnyy_den_ptits.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока
Ознакомление с окружающим миром
тема: «Международный день птиц»
(4 класс)
Выполнила Редкоус Н.П.
учитель
Санкт – Петербург
2018 уч. год
Цель : Обобщить знания детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
!. Систематизировать знания детей о птицах: птицы перелетные и зимующие.
2. Закреплять умение распознавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению.
3. Закрепить знания детей об экологической значимости птиц.
Коррекционные
1. Расширять кругозор детей, умение ориентироваться в природе.
2. Развивать память, внимание, воображение, творческое мышление, любознательность.
3. Развивать речь детей: учить строить сложные предложения, отвечать на вопросы точно, осмысленно, ясно и выразительно.
4. Расширять и активизировать словарь детей за счет знакомых и новых слов : Международный, катастрофа, юркая
Воспитательные
!. Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе понимать значимость и ценность природы.
2. Воспитывать доброе, заботливое отношение к братьям меньшим.
3. Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту и неподражаемость.
Предварительная работа:
Чтение М. Горького « Воробьишко»
А. Чапурова «трудно птицам зимовать»
Н. Сладкова « Воробьиный термометр»
Заучивание стихотворений: З. Александровой «Где летом пели зяблики…»
А. Ящин « Покормите птиц»
А. Прокофьева « Грачи»
Рассматривание картины Саврасова « Грачи прилетели»
Рисование « Синичка»
Коллективная аппликация « Снегири на ветке»
Плоскостная лепка « Снегирь»
Д/И « Улетают, не улетают»
« Кто как зимует»
Оборудование рабочего места учителя и доски: картинки птиц зимующих и перелетных, картинки кормушек,
стихи о птицах, текст динамической паузы., сюжетная картина « Дети кормят птиц»
Оборудование стола детей: выполненное домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный | Педагог приветствует детей | Дети сидят за столами, приготовили дом. задание | |
Проверка выполнения домашнего задания | Вывешивает домашнее задание учеников на доску. Я просила вас раскрасить на картинке птиц , написать их название и ответить на вопрос « Какие птицы останутся зимовать ?» Давайте проверим, кто как сделал работу. Молодцы. А теперь ответьте на вопрос « Кто останется зимовать?» | Дети сдают домашнее задание Дети читают названии птиц:Ласточка, ворона, цапля, снегирь, дятел, утка, воробей, голубь Синички, вороны, воробьи, снегири | Приложение №1 Листы дом. задания |
Введение в тему | Посмотрите на доску, педагог открывает завешенные картинки. Как вы думаете, почему сегодня у нас в гостях так много птиц? Правильно , мы сегодня будем говорить о птицах и вот почему. Сегодня праздник «Международный день птиц». Международным он называется потому, что отмечает его весь народ мира. Как вы думаете, почему люди отмечают этот праздник, да еще всем миром , что означает он? Правильно. Они не только делают наш мир красивым, но птицы приносят огромную пользу. Птицы поедают вредных насекомых. А если бы не будет птиц, что может случиться. Каких вредных насекомых вы знаете? Правильно. Если не будет птиц, может случиться катастрофа во всем мире. Мы можем остаться без растений. Я поняла, по выполнению домашнего задании, что вы можете определить птиц по внешнему виду . А можете ли вы определить птиц по их повадкам и характеру, давайте проверим. Драчливый, веселый, удалой, шустрый. Желтогрудая, веселая, юркая, юркая – значит быстрая Красногрудый, ленивый, малоподвижный Черная, ходит важно, с мощным клювом, глянцевыми перьями Белобокая стрекотунья, везде летает, новости собирает, воровка. ( во время ответов учитель показывает на иллюстрацию с изображением птицы) Молодцы. вы и с этим заданием справились. Посмотрим, а умеете ли вы делать движения, как птички. | Чтобы знать о птицах все. Чтобы можно было составить рассказ о них. Птицы нам всем нужны. Они красивы Они поедают вредных насекомых. Они красиво поют Вредные насекомые могут поесть все растения. Саранча, тля, гусеницы Воробей Синичка Снегирь Ворона Сорока. | Приложение № 2 Иллюстративный материал6 птицы Опорное слово – Международный Опорное слово - катастрофа Опорное слово - юркая |
Динамическая пауза | Снегири Стайкой снегири летели, Крыльями махали. Красногрудою семейкой К рябине подлетали. Сладкие ягодки Поклевали дружно, Для веселья птичкам, Что зимой так нужно. И по веткам смело Прыгали скок – скок, Мы сейчас, ребятки, Продолжим наш урок. | Дети выполняют движения под стихотворение | Приложение № 3 Текст динамической паузы |
Чтение стихотворения с анализом. | Послушайте стихотворение Е. Благининой ( педагог читает стихотворение). О каких птицах рассказала поэтесса Елена Благинина? Какие нотки звучат в стихотворении радостные или грустные? Почему? Давайте произнесем грустно такие слова: Улетели, улетели, улетели журавли, улетели, улетели, улетели и грачи. Какие красивые выражения вам запомнились в стихотворении? Правильно. Если листок обвести, как мы это делали, то увидим, что у каждого листочка свой узорчатый край. Какая фраза вам еще запомнилась? Как вы понимаете это выражение? Когда аист летит, его большие крылья делают движение вверх, вниз, похоже, что полощут белье. | О журавлях, о скворцах, о кукушках, грачах, об аистах. Грустные. Потому, что наступила осень и стало холодно. Птицам стало нечего есть, потому что нет насекомых. Дети произносят фразу, стараясь говорить грустно. Лист качается узорный. Аист крыльями полощет. | Приложение № 4 Текст стихотворения |
Определение главной мысли стихотворения | Какая главная мысль этого стихотворения, о чем оно? Как называют птиц, которые улетают осенью? А куда они улетают? А почему птицы улетели? А все ли птицы улетели? Как называются такие птицы? Назовите мне этих птиц .А кто вспомнит стихотворение про снегирей, которое мы с вами учили? Молодцы. Послушайте стихотворения отрывок про галку. Скоком – боком, боком – скоком, Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. Где ходит галка Как вы думаете, почему она ходит мимо окон, чего она хочет? А кто может покормить птиц? | О том, что скоро наступит зима, что все птицы улетели. Этих птиц называют перелетные. Птицы улетают в теплые края. Им нечего есть, потому что все насекомые пропали. Насекомые спят или погибли. Не все птицы улетели. Есть птицы, которые остаются на зиму у нас. Такие птицы называются зимующие. Снегири., вороны, дятлы,галки, синицы. Где летом пели зяблики, Сегодня посмотри: Как розовые яблоки На ветках снегири. Галка ходит мимо окон. Она хочет есть и думает, что ее кто-нибудь накормит. Птиц могут покормить люди. | |
Рассматривание картины « Дети кормят птиц» | Посмотрите на картину. Кто кормит птиц? Что сделал мальчик для птиц? Кто прилетел к кормушке? Как вы определили, что это синичка? А вы знаете, чем можно покормить птиц? Правильно. Птицы очень любят клевать пшено – это такая крупа, из которой люди варят себе кашу. Посмотрите, какая она. ( педагог показывает детям крупу ), синички любят клевать соленое сало, снегири любят клевать оставшиеся на ветках ягоды, можно покормить птиц семечками. Семечки очень любят воробьи. А зачем зимой надо кормить птиц? Правильно. Зимой очень холодно, все замерзает, насекомых нет, птицам приходится очень трудно, поэтому мы должны о птицах позаботиться. | Птиц кормят дети. Мальчик сделал кормушку. К кормушке прилетела синичка У птички жёлтая грудка. Птиц можно покормить зернышками, булкой. Без еды птицы могут погибнуть. | Приложение № 5 Иллюстрация схожая по содержанию с картиной. Опорное слово - пшено |
Итог урока | О ком мы сегодня с вами говорили? А почему ? Почему он называется Международным? Правильно, в этот день мы все должны посмотреть вокруг себя и подумать, нужны ли нам птицы. Нужны нам птицы? Что случится без птиц? Какая катастрофа произойдет? Ну если птицы нам так нужны, как мы должны к ним относиться? Давайте тоже позаботимся о птицах и заготовим кормушки на зиму. Хотите? Вот вам и домашнее задание: найдите картинки кормушек, спросите у родителей из чего можно сделать кормушку. | Мы говорили о птицах. Сегодня Международный день птиц. Его отмечают все люди мира Птицы нам нужны.. Если птиц не будет , может случиться катастрофа. Мы можем остаться без растений. Мы должны их беречь, помогать им, заботиться о них, кормить зимой. Хотим. |
Приложение
Снегири
Стайкой снегири летели, Крыльями махали.
Красногрудою семейкой К рябине подлетали.
Сладкие ягодки Поклевали дружно,
Для веселья птичкам, Что зимой так нужно. И по веткам смело Прыгали скок – скок,
Мы сейчас, ребятки, Продолжим наш урок.
Приложение
Скоро белые метели Снег поднимут от земли.
Улетают, улетают, Улетели журавли.
Не слыхать кукушку в роще, И скворечник опустел. Аист крыльями полощет – Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Е.Благинина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Праздник “Поможем птицам перезимовать”
Праздник - это подведение итогов Экологической акции "Покормите птиц зимой". На празднике читали стихи. рассказывали о зимующих птицах. Рассматривали кормушки. книги о птицах. Много нового узнали о зи...
Методическая разработка урока "Жизнь птиц"
Методическая разработка урока по теме "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века". 1 класс...
Методическая разработка проекта "Зимующие птицы нашего села"
Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы организовать работу по исследованию жизни птиц зимой....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"
Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"
Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...
Методическая разработка "Кто такие птицы"
Подробный конспект урока " Кто такие птицы" с презентацией к этому уроку....