Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"
методическая разработка (2 класс) по теме
Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и красоту, способствует воспитанию бережного отношения к природе, расширяет кругозор, развивает наблюдательность.
Наблюдение по плану ставит ребенка в положение маленького, но настоящего исследователя, открывателя тайн и загадок своего привычного и в то же время необычного природного окружения. Проблемные вопросы в ходе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками способствуют развитию любознательности, поиска решений.
Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельность он познает окружающую действительность и формы взаимоотношений с ней. Особую ценность в этом плане приобретают дидактические игры, конкурсы и викторины. Конкурсы-задания (по группам) активизируют мышление, систематизируют, обобщают знания детей об окружающей природной среде, помогают почувствовать красоту природы через художественное слово и формы фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 68
Методическая разработка внеклассного мероприятия
“Птицы нашего края”
Форма: Прогулка-наблюдение
Возраст: для учащихся 2-3 классов
Автор-составитель: Панова Наталия Анатольевна
г. Санкт-Петербург
2013-2014
Пояснительная записка
Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и красоту, способствует воспитанию бережного отношения к природе, расширяет кругозор, развивает наблюдательность.
Наблюдение по плану ставит ребенка в положение маленького, но настоящего исследователя, открывателя тайн и загадок своего привычного и в то же время необычного природного окружения. Проблемные вопросы в ходе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками способствуют развитию любознательности, поиска решений.
Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельность он познает окружающую действительность и формы взаимоотношений с ней. Особую ценность в этом плане приобретают дидактические игры, конкурсы и викторины. Конкурсы-задания (по группам) активизируют мышление, систематизируют, обобщают знания детей об окружающей природной среде, помогают почувствовать красоту природы через художественное слово и формы фольклора.
Цель:
- Познакомить детей с многообразием птиц, показать огромное значение птиц
в природе и жизни человека.
Задачи:
- Формировать у детей такие качества как наблюдательность, любознательность.
- Развивать познавательный интерес к жизни птиц.
- Воспитывать доброе и бережное отношение к природе.
- Активизировать мышление, обогащать словарь и развивать речь учащихся.
Оборудование
- Карточки со словесным описанием птиц.
- Карточки с пословицами и поговорками о птицах.
- Карточки с названием корма.
- Природный материал (шишки, листья, семена и ягоды растений).
- Открытки с изображением птиц.
- Корм для птиц.
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Сегодня мы совершим экскурсию в природу
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
Инструктаж о правилах поведения и технике безопасности.
Нельзя:
- ломать ветки
- пробовать на вкус плоды
- рвать растения
- нарушать тишину природы
- подходить к водоему
- играть в прятки
- залезать на дерево
- необходимо идти по парку вместе с группой.
- Основная прогулка.
Чтобы в природе увидеть, услышать, надо соблюдать тишину, быть внимательными, наблюдательными и терпеливыми.
Поэты, писатели воспевали природу в стихах. Послушайте стихотворение
А.С. Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какое настроение вызывает чтение стихотворения?
- Какую пору осени описывает поэт?
- Какие признаки поздней осени вы знаете? (листья опадают, дни стали короче, птицы улетают на юг)
- О ком мы будем с вами говорить на прогулке?
Сегодня мы постараемся узнать как можно больше о птицах нашего края. Вы сейчас будете исследователями. Я предлагаю понаблюдать за птицами по плану:
- Внешний вид птицы (размер, форма, части тела птицы, оперение)
- Особенности поведения птиц (как передвигаются, как переговариваются, чистка перьев)
- Чем питаются
- Помощь птицам
- Послушать голоса птиц
Предложить покормить птиц. Понаблюдать:
- какие птицы прилетели к кормушке
- как птицы клюют корм.
Разделить детей на три группы. Выполнение заданий по группам.
- Конкурс “Узнай птицу”
Каждой группе вручается конверт- письмо с описанием птицы. По словесному описанию надо узнать птицу. (В конвертах описания воробья, синицы, дятла, снегиря, сороки и вороны).
Например:
У этой птицы крупное, продолговатое туловище. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. Клюв крепкий, ноги сильные. Ходит она большими шагами.
(Ворона)
Голова, крылья, хвост у этой птицы - черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела.
(Сорока)
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
(Воробей)
Это красивая птица. У неё на голове черная шапочка, щеки белые, но горле черная полоса – галстучек, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое.
(Синица)
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, подхвостье и темя красные.
(Дятел)
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы.
(Снигирь)
Если птица названа правильно, команда получает открытку с ее изображением. Ведущий дополняет знания учащихся по каждой птице.
………………………………………………………….
- Почему этих птиц называют зимующими?
- А каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, соловей, грач, утка, стриж, ласточка)
- Почему птицы улетают?
- Конкурс интеллектуалов.
Каждой группе предлагаю ответить на 3-4 вопроса по перелётным птицам.
- Какие птицы прилетают из теплых краев первыми? (Грачи)
- Какая птица умело подражает голосам других птиц? (Скворец)
- Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушка)
- Почему ласточки перед дождем низко летают? (За насекомыми – их холодный воздух прибивает к земле)
- Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
- Какая птица выводить птенцов в дождь? (лебедь)
- Какая птица достаёт корм, ныряя в воду (Утка)
- Какие птицы летят клином (Журавль)
- На вид неказист, зато голосист (Соловей)
- Конкурс “Птичья столовая”
Каждая группа получает набор из 6 карточек с названием корма для птиц.
- Просо, семена, крошки хлеба.
- Семена и ягоды рябины; семена березы, бузины.
- Кусочки несоленого сала, крошки хлеба.
- Остатки любой пищи, очистки овощей.
- Семена шишек, личинки насекомых.
- Сосновые и еловые семена.
- Определите в какую “столовую” направятся птицы.
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа |
воробей | снегирь | дятел |
ворона | синица | клест |
- Какое для птиц самое трудное время года?
- А что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Ледяные корки на ветвях деревьев и снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синиц выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время
- Как люди могут помочь птицам?
Вместе с детьми повесить кормушку.
А. Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Правила подкормки птиц
- Во время подкормки не сорите в лесу, в парке.
- Кормите птиц регулярно.
- Корма должно быть немного и нужного птицам.
- Приучать к подкормке во время (с середины октября по конец ноября).
Вокруг еще много естественных кормов, и птицы будут поедать корм в кормушке неохотно. Но они к ней привыкнут, и, когда начнется период бескормицы будут по привычке подлетать к кормушке.
- Конкурс “Птицы на странице”
Птицы – важная часть не только российской природы, но и культуры. В России к птицам сложилось особое отношение: их писали многие художники, им посвящали стихи и романсы, их лепили кустари.
- Назовите песню, сказку, басню, стихотворение или строчку из произведения, в которой упоминается птица.
- Конкурс “Птица в пословицах”
- Угадай пословицу, из которой представлено только одно слово.
Воробей (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
Синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
Гусь (Гусь свинье не товарищ.)
Ворона (Пуганая ворона куста боится.)
Ласточка (Одна ласточка весны не делает.)
Соловей (Соловья баснями не кормят.)
Истолкуй одну-две пословицы по выбору.
- Птицы являются символом красоты, свободы, верности, мира. Они помогают людям сберечь урожай, уничтожая вредных насекомых, поддерживают баланс в природе, но сами нуждаются в защите и охране.
- Народные приметы.
- Какие народные приметы, связанные с птицами вы знаете?
Стрижи летают низко с криками - к дождливой погоде.
Вороны каркают стаей – зимой к морозу, летом к ненастью.
Разворковались голуби – будет хорошая погода.
- Подвижные игры.
“Воробушки и кот”
“Птички и злой осенний ветер”
- Конкурс “Домашнее задание”
Соберите природный материал (листья, шишки, желуди, семена, ягоды) для творческого задания.
- Из природного материала, который вы собрали, дома сделайте птицу.
- Итог прогулки
Наше путешествие в природу подошло к концу.
- Что нового вы сегодня узнали, что вас удивило, что вы увидели, услышали в природе?
- Какую ставили учебную задачу? (Узнать больше о птицах нашего края)
- Для чего нужны птицы в природе?
- Молодцы, вы настоящие эрудиты!
Присвоение звания командам “Знатоки птиц”.
Список литературы
- Авторы методических рекомендаций: У.Я. Бурак, Э.В. Ванина, Л.М. Ванюшкина
Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов
“Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2009”
(Для учителей 1-4 классов)
Издательство “Фрегат”, С-Петербург 2008
- Л.П. Симонова
Ключи от природы. Учебно-методическое пособие – М.:Агар, 2005
- Н.Ф. Дик, Н.Ф. Белостоцкая “Школа полного дня: целый день идет игра!”
Ростов-на-Дону “Феникс” 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Каша – мать наша» методическая разработка внеклассного мероприятия (игра «Поле чудес»)
Представленное внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся младших классов. Поможет детям расширить...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Ты прощай, прощай, наша Масленица..."
Данное занятие знакомит учащихся с традиционным праздником русского народа.Цель праздника: приобщение к нравственным и духовным ценностям национальной культуры....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Птицы нашего края"
Прогулка – наблюдение по теме “Птицы нашего края” имеет большое образовательное и воспитательное значение.Общение с природой вызывает интерес учащихся к ее познанию, раскрывает природные богатства и к...
Методическая разработка внеклассного меропрятия игра - соревнование " Птицв - наши друзья"
Данная методическая разработка поможет в интересной и игровой форме провести мероприятие, посвящённое празднованию Дня птиц. Вигровой форме дети должны показать своё смекалку, сообразительность и начи...

Методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению "Экспедиция по местам боевой славы Краснодарского края"
Представлена методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению для учащихся 4-ых классов по теме "Экспедиция по местам боевой славы Коаснодарского края"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Братья наши меньшие»
Данный классный час рекомендован для проведения в 1 классе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Монастыри Коломенского края» Бударовой Л.А.
В данном документе представлен план-конспект внеклассного мероприятия по теме "Монастыри Коломенского края". Данное мероприятие нацелено на развития духовно-нравтвенных качеств у учащихся, а...