Методическая разработка урока "Жизнь птиц"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме "Жизнь птиц". УМК "Начальная школа XXI века". 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_zhizn_ptits.docx | 41.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 1 классе
Тема: «Жизнь птиц»
ХАЛИУЛЛИНА М. Ф.,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани
УМК: Начальная школа ХХI века
Тема урока: «Жизнь птиц»
Учебник: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» (М., «Вентана-Граф», в 2-х частях, ч.2, стр.9-11)
Рабочая тетрадь: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» (М., «Вентана-Граф», стр.44-45)
Цель урока:
-провести наблюдения за изменениями в жизни птиц с наступлением зимы; обеспечить усвоение учащимися признаков, свойств, особенностей жизни птиц; воспитывать гуманное отношение к природе; развивать мышление, память, внимание.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом;
Вид урока: комбинированный урок.
Задачи урока:
1) рассмотреть группы птиц: перелетные, зимующие (оседлые, кочующие);
2) расширять знания о птицах, зимующих в наших краях;
3) систематизировать и обогатить знания детей о птицах;
3) проводить наблюдения, делать выводы;
4) воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
1) учащиеся научатся различать перелетных, зимующих (кочующих и оседлых птиц);
2) научатся различать птиц по способу питания;
3) научатся подбирать корм для подкормки птиц в зимнее время года;
4) повторят правила бережного и заботливого отношения к окружающей их природе.
Оборудование:
-компьютер, мультимедиапроектор;
-презентация «Как зимуют птицы»;
-аудиозапись «Голоса птиц»
Подготовка:
Учащиеся вместе с учителем побывали на практическом занятии у преподавателя биологии, где познакомились со строением птицы, видовым разнообразием, исчезающими видами птиц, а также рассмотрели строение гнезд насекомоядных птиц. Изготовили кормушки, одну из которых повесили за окном в классе. Ежедневно туда насыпают корм, проводят наблюдения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач.
-Ребята, сегодня вы сами попробуете определить, о чем мы будем говорить на уроке. Отга-дайте загадку:
Кто в холод не боится остаться без перинки
И вытряхнет на землю летящие пушинки? (зима) (слайд - картина зимнего леса)
- Расскажите, какие зимние изменения в природе вам известны? (зимой холодно, всё покрыто снегом, деревья стоят голые, все в снегу).
- Тихо в зимнем лесу ранним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется, нет никого в зимнем лесу. Но для животных наступило очень трудное время. Почему? (ответы детей)
-Послушайте.
(Звучит аудиозапись пения птиц, стука дятла.)
-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (слайды с изображением птиц)
-Каких зимующих вы знаете птиц? (появляются слайды)
-Какие птицы живут зимой в лесу?
-Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?
-Есть птицы, которые прилетают с наступлением зимы к нам. Знаете ли вы таких?
-Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку? (слайд)
-Посмотрите на этих птиц. Как вы думаете, по каким признакам можно разделить птиц на разные группы? (ответы: по способу питания-одни хищные, другие насекомоядные; одни улетают, другие остаются зимовать; одни домашние, другие дикие; одни летают-другие не летают).
-Правильно, групп много. А о каких птицах мы сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав кроссворды. Давайте вспомним, как мы работаем в группах (ученики вспоминают правила поведения при работе в группах, затем дети разгадывают кроссворды).
1 вариант- ласточка, стриж, лебедь, грач, соловей, аист
1 вариант-ключевое слово перелетные
2 вариант-снегирь, свиристель, клест, ворона, галка, синица
2 вариант-ключевое слово зимующие
-Итак, какие ключевые слова у вас получились?
-Каких птиц называют перелётными?
-Объясните, как вы понимаете слово зимующие.
-А вот и первая птичка
1. Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда.
-Кто же это? (синица) (слайд)
-К какой группе отнесем синичку? (зимующая)
Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из-под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от вредителей.
Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками. В них птицы ночуют.
- А эту птичку знают все.
2. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей) (слайд)
Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
3. Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил …(дятел) (слайд)
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку. Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сып-лются удары крепкого клюва. Падают легкие семена. Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют «кузницами». «Кузница» - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны. Сюда он вставляет шишку прежде чем ее разбить. Расклюет шишку, а пустую выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется много пустых шишек.
5. Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (cова) (слайд)
6. Известная персона,
А зовут ее ... (ворона) (слайд)
7 . Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь) (слайд)
8.Вещунья белобока
А зовут её …(сорока) (слайд)
- Каких птиц мы вспомнили и назвали? (зимующих) (слайд)
Физминутка.
III. Изучение нового материала. Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.9. Прочитайте название темы урока. Давайте подумаем, каких птиц мы можем встретить зимой в городе? (ответы)
- А в лесу?
-Прочитайте текст на стр.9.
-Почему снегирей называют «тихопевами»?
-Что вам известно о снегирях и синицах? (слайды)
-А теперь откройте стр. 10. Что вы можете рассказать о птичьих клювах? (ответы)
-Как вы считаете, почему у птиц разные клювы?
-От чего зависит строение клюва птиц? (от способа питания) (слайды)
-Верно. А чем питаются птицы?
-По способу питания птицы делятся:
-Давайте подумаем, каких птиц можно назвать насекомоядными? (ласточки, стрижи, скворцы, кукушки)
-А растительноядными? (ответы)
-Рассмотрите на стр.10 клюв клеста. Как вы считаете, для чего ему такой клюв?
-Таким клювом клест лущит шишки, достает семена.
-Отгадайте загадку: «Какая птица выводит птенцов зимой?» (клест)
-А почему? (Зимой созревают семена ели и сосны. Корма достаточно, чтобы прокормить малышей.)
-Кого же ещё можно отнести к группе растительноядных птиц? Птицы, которые питаются семенами и плодами растений - дрозды, попугаи, голуби, куры.
-На стр.11 учебника найдите и назовите хищных птиц.
-Птицы, которые питаются мелкими животными, рыбой, называются хищными. Это совы, цапли, орлы, ястребы.
-А теперь давайте откроем стр.12 учебника. Какие птицы не летают?
-Прочитайте.
Вывод:
-Расскажите, с какими птицами вы сегодня познакомились?
-На какие группы делятся птицы по способу зимовки?
-На какие группы делятся птицы по способу питания?
Работа в тетради.
-Откройте тетради на стр. 44. Прочитайте задания. Как вы ответите на вопросы?
-Что вы знаете об этих птицах? Расскажите.
-А сейчас поработаем в парах. Рассмотрите рисунок на стр. 45. Подготовьте маленький рассказ по вопросам о клестах.
(Учащиеся рассказывают о клестах по заданию в тетради)
Физминутка.
IV. Беседа.
-Как вы думаете, поют ли птицы зимой?
А почему?
-Птицам холодно и голодно зимой. Давайте подумаем, что птицам легче зимой перенести, холод или голод?
-Конечно, зимующие птицы сами находят себе корм. Но мы с вами можем им помочь. Действительно, для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Давайте подумаем, как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?
-Посмотрите, какие бывают кормушки (слайд)
-Одна из кормушек у нас есть и мы будем всю зиму подкармливать птиц. Чем же можно угостить птичек зимой?
-Синички любят сало, питаются семенами и другой растительной пищей, а вот снегири толстым клювом разгрызают семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают. Поползень питается насекомыми, реже семенами, орехами и желудями. Кормится обычно на толстых стволах деревьев, двигаясь вниз головой. Воробей питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. Свиристель летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной.
-Как вы думаете, какой корм мы можем насыпать в кормушку?
-Ну а вы, ребята, можете сделать и сами кормушки и повесить их около своего дома. Очень важно не забывать вовремя насыпать туда корм, чтобы с наступлением весны наши маленькие друзья снова порадовали нас своей веселой песенкой.
V. Итог урока, оценка деятельности детей.
- Наше наблюдение подошло к концу. Что интересного вы узнали на уроке?
-Чему вы научились на уроке?
-Какие новые слова для вас прозвучали?
-Как вы их понимаете?
- Перечислите перелетных и зимующих птиц.
- Какую помощь мы можем оказывать зимующим птицам?
-Сегодня вы были очень внимательными, мне понравилась ваша работа. Молодцы.
Кроссворд «Зимующие птицы»
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 |
По горизонтали:
2) В серой шубке перовой
И в морозы он – герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, но тоже птица.
5) Пусть я – птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Красным брюшком я сюда.
6) Розовое брюшко,
Хохолок на макушке.
7) Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу!
По вертикали:
1)Окраской – сероватая,
Повадкой – хитроватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона. Кто это?
3)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
4)Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я – враг,
А деревьям – друг.
Ответы: 1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел; 5)снегирь; 6) свиристель; 7)сорока.
Кроссворд «Перелетные птицы»
1)Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
2) За лягушками к болоту,
Прилетает на охоту.
Длинный клюв блестит как сабля,
По болоту ходит…
3) Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
4) Разносчик добрых он вестей –
Несёт родителям детей.
И, судя по всему, смекалист:
Устроился отлично…
5) Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! 6)В воде купался, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».
В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...
Методическая разработка Праздник “Поможем птицам перезимовать”
Праздник - это подведение итогов Экологической акции "Покормите птиц зимой". На празднике читали стихи. рассказывали о зимующих птицах. Рассматривали кормушки. книги о птицах. Много нового узнали о зи...
Презентация к методической разработке: "Покормите птиц зимой"
В презентации представлен материал о зимующих птицах Алтайского края, о их кормовой базе....
Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе
Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...
Методическая разработка урока – экскурсии по литературному краеведению в 3 классе. Тема: Картины – как полёт птицы.
В данной статье приведена разработка урока–экскурсии, который проходит в районном историко-краеведческом комплексе. Цель урока заключается в том, чтобы:·...
методическая разработка занятия «Рисование сказочных птиц»
Рисование сказочных птиц с детьми младшего школьного возраста...
Методическая разработка мероприятия: «Экологическая игра "Знатоки птиц", посвященная Международному Дню птиц»
Методическая разработка мероприятия: «Экологическая игра "Знатоки птиц", посвященная Международному Дню птиц»...