Почва и ее состав
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Тарасова Елена Юрьевна

Почва и ее состав

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_i_ee_sostav.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почва, её состав (изучение нового материала).

Цель: сформировать знания  об образовании и  составе  почвы.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию понятия «почва», представление о ее образовании, составе;

 Развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, умения  работы с научным  текстом и схемами; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Воспитательная: создать условия для воспитания бережного отношения к национальному достоянию – почве, интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

В ходе урока:

  1. Познакомятся с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав

почвы.

  1. Научатся  бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям

земледелия.

Метапредметные :  

Регулятивные:

  1.  Научатся содействовать пониманию учебной задачи урока, и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
  2. Сформируют умения оценивать результат своей учебной деятельности;
  3. Сформируют умения вносить необходимые коррективы и действуют на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

  1. Овладеют логическим действиям сравнения, анализа, строить рассуждения.
  2. Научатся осуществлять самостоятельный поиск информации.

3.    Расширят сведения о почве.

Коммуникативные:

  1.  Будут содействовать пониманию существования различных точек зрения учащихся.
  2. Будут развивать умения задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

  1. Будут способствовать формированию положительного отношения к школе и учебной деятельности;
  2. Будут способствовать проявлению интереса к новому учебному материалу;
  3. Научатся принимать и осваивать социальную роль учащегося;

                                             

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к деятельности урока

-Начинаем наш урок .

Психологическая установка на работу.

 Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Личностные УУД:

формируют понимание важности процесса обучения.

  1. Постановка проблемной учебной задачи

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. ( слайд 1)

Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова

-Что мы должны сегодня узнать?

Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

Определяют тему и цели урока. Участвуют в беседе с учителем.

Коммуникативные УУД:

учатся аргументировано выражать своё мнение.

Регулятивные УУД:

формируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

  1. Открытие нового знания

- Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.

                                       

                 План работы:

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Из чего состоит почва?

3. Свойства почвы?

– Согласны? Ну что ж, начнем?

Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Сделайте вывод.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

Слайд "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.

Изучают план работы на урок. Рассматривают изображение почвы.

Регулятивные УУД:

планируют и контролируют свои учебные действия.

  1. Физкультминутка

Просмотр видеоролика.

Выполняют физкультминутку.

  1. Продолжение работы по теме урока

Перейдём ко 2 пункту плана.

- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1 (группа 1).

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят. Значит в почве есть воздух. (слайд 3)

Опыт № 2 (группа 2).

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 (группа 3).

1. Возьмите горшок с почвой.

2. Налейте туда немного воды.

3. Держите горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва___ воду.(слайд 5)

Опыт № 4 (группа 4).

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

4. Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)

Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?

- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы. / если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/

После заслушивания всех групп на экране -(слайд 7)

1. В почве есть воздух.

2. В почве есть вода.

3. Почва не удерживает воду.

4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

- Это главное свойство почвы.

- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.

Работают по группам. Изучают состав почвы. Проводят опыты вместе с учителем.

Коммуникативные УУД:

учатся аргументировано выражать своё мнение.

Регулятивные УУД:

планируют и контролируют свои учебные действия.

  1. Первичное закрепление

  1. Итог урока

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

2. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

ч е р в и

в о з д у х

г л и н а

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.

-Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.

Подводят итог проведенных опытов. Разгадывают кроссворд.

Подводят итоги. Участвуют в обобщенной беседе. Возвращаются к целям урока.

Коммуникативные УУД:

учатся аргументировано выражать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почва и её состав»

Технологическая карта урока«Почва и её состав» Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почва и ее состав»Цели урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. пр...

Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема:  «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема:  «Почва и ее состав»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: - формирование понятий: почва как единство...

Конспект урока-исследования по окружающему миру "Почва и ее состав"

Урок-исследование "Почва и ее состав" для учащихся 3 класса...

Почва и ее состав

Конспект урока по окружающему миру...

Конспект урока "Почва и её состав" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Почва и её состав". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока + презентация. Тема:«Почва и ее состав» (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...