Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почва и её состав»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока
«Почва и её состав»
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 3
Тема урока: «Почва и ее состав»
Цели урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
в группе, находить общее решение.
Планируемые результаты:
- Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
- Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова), компьютер, проектор, презентация, тетради для самостоятельных работ, образцы почв; стаканы с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_i_ee_sostav.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Почва и её состав»
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 36
Тема урока: «Почва и ее состав»
Цели урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы. природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух, развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать
в группе, находить общее решение.
Планируемые результаты:
- Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
- Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова), компьютер, проектор, презентация, тетради для самостоятельных работ, образцы почв; стаканы с водой.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. Орг. Момент. Мотивац. Словесный 2. Постановка учебной задачи Практический метод. Устная фронтальная работа. 3. Решение частных задач Практический: выполнение упражнения Практический метод. Устная фронтальная работа. 4. Рефлексия | 1 м 5 м 34 м 5 м | Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать. Ребята, что вы делали на прошлом уроке окружающего мира? Давайте же вспомним что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд) Какие группы полезных ископаемых вы знаете? (горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни) Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Ребята, в чем же заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Какие дела можно отметить для себя, которые помогут внести свой вклад в дело охраны полезных ископаемых? (Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа и тд) Что такое цепи питания? Послушайте стихотворение. Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить. (А. Тетивкин) О какой земле идёт речь? (О почве) Как вы понимаете такие слова: «Земля - чтобы жить». Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? Верно! Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав и свойства. Итак, тема нашего урока: «Почва. Состав почвы» Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва? Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт… Так что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? Проделаем опыты, чтобы ответить на этот вопрос. Опыт 1. -Что будем проверять в результате опыта? (Состав почвы.) Оборудование: стакан, вода, комочек почвы. Ход опыта - Положи в стакан с водой комочек почвы. - Чем объясняется появление пузырьков воздуха? Вывод: в почве есть воздух. Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2. Оборудование: комочек почвы, лупа Ход опыта - Возьмите почву и рассмотрите ее под лупой. Что вы наблюдаете? (Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных). - Какой цвет почвы? Вывод: в почве есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. Опыт 3. (Проводит учитель) Оборудование: баночка, спиртовка, стекло Ход опыта - Нагреем на огне баночку с почвой. Подержим над почвой холодное стекло. Что наблюдаете? (на стекле появились капельки воды). Вывод: в почве есть вода. Опыт 4 (продолжение опыта 3). - Продолжаем нагревать почву (Появляется дым, значит, в почве что – то горит) - Что может гореть в почве? Вывод: в почве горят еще не успевшие сгнить до конца остатки растений и животных, то есть в почве есть перегной. Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая) Режим динамической смены поз. По сигналу колокольчика - кто стоял за конторкой – садится, кто сидел за партой – становится за конторку. Опыт 5. Цель: увидеть наличие солей. Ход опыта - Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Подержим стекло над огнем. Что вы наблюдаете? (После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет). Вывод: это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде. Запишите вывод на экологическом панно. Найдите в учебнике, что такое соли? (Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде). Опыт 6. Оборудование: стакан с водой, прокаленная почва, стеклянная палочка. Ход опыта - Насыплем в стакан с водой прокаленную почву и размешаем ее. Пусть отстоится. Что вы наблюдаете? (на дно стакана осел песок, а поверх песка – глина.) Вывод: в почве содержится глина и песок. Мы только что перечислили продукты, которые необходимы для жизни растений. Скажите, что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? Итак, что же растения получают из почвы? Вывод: 1. Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. 2. Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества. 3. Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений. -Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке) -Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах) -Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. -Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Задание на дом: с. 35-38 прочитать, ответить на вопросы. Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за урок! | Приветствовать, Слушать материал. Отвечать на вопросы, вспоминать пройденный материал Отвечать на вопросы, рассуждать Приводить собственные примеры Делать вывод Анализировать Отвечают на вопросы Проделывать совместно с учителем опыты Наблюдать Делать выводы Проделывать совместно с учителем опыты Отвечать на вопросы Анализировать Рассуждать Сравнивать Делать выводы Формулировать тему и цель урока | Л:положительное отношение к урокам окружающего мира. П: принимают и сохраняют учебную задачу. Р: самоконтроль. Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу. П: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания
Р: отслеживать цель учебной деятельности. П: принимают и сохраняют учебную задачу. Р: самоконтроль. П: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания
Р: контроль и самоконтроль учебных действий. Р: отслеживать цель учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»
Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...
технологическая карта урока окружающего мира 3 класс по теме Стебли, корни
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков
Целью урока по окружающему миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...
Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе «Как образуется почва»
Технологическая карта урока«Как образуется почва»Предмет: окружающий мирКласс: 3Тема урока: «Как образуется почва»Цель: закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовани...
Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Лес и его обитатели»
Технологическая карта урока«Лес и его обитатели»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Лес и его обитатели»Цели урока: повторить материал о растениях и животных леса; расширить знан...
Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почему надо беречь полезные ископаемые»
Технологическая карта урока«Почему надо беречь полезные ископаемые»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые»Цели урока: закрепить знания учащихся о полезных...
"Путешествие Тучки" - технологическая карта и презентация к уроку окружающего мира 2 класс
Технологическая карта и презентация урока окружающего мира по теме: Обобщающий урок о воде. 2 класс...