Урок по окружающему миру "Семья и Отечество в моей жизни".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру по теме " Семья и Отечество в моей жизни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_otechestvo_v_moey_zhizni.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Семья и Отечество в моей жизни».
Цель– создание условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.
Развивающие:
развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания; интерес к истории своей семьи, семейным традициям, коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания; эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах; продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи; чувство любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, взрослым, положительные отношения к традициям семьи; обеспечить тесную связь обучения с жизнью.
Задачи:
- определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека;
- формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества);
- формировать личностное отношение обучающихся к социальным и семейным ценностям;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей
- сохранение семейных ценностей, традиций и определение взаимосвязи семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;
- развивать умение анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения;
- выявлять духовные ценности, сформировавшиеся в семьях обучающихся;
- воспитывать у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
- развитие у школьников чувства гордости за Кубань, как многонационального края.
Оборудование: контур сердца, составляющие цветка, лепестки, карточки со словами, карточки с предложениями, «моя родословная», ладошки.
Ход урока.
1. Организационная часть. Дети читают стихотворение «Мой дом»
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звездах.
Порой бывает иногда,
Могу поссориться я с ними,
Но чаще все ж делиться рад
Секретами своими.
Здесь в мире мы за годом год
Живем, друг другу помогая,
И вместе с нами здесь живет
История родного края.
- Как выдумаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
(о родном доме, о своих близких, о семье)
- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой- это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки...
2. Творческая работа
-Ребята, перед вами два сердца. (Контур сердца.) Как по-вашему мнению это добрые сердца? (Холодные.) А вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце? (Кай. Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.) Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (Это и грубость, и предательство, и зависть, и жадность…)А нам надо попробовать растопить ледяные, холодные сердца. Для этого надо вспомнить все добрые дела, которые вы сделали и наполнить эти сердца добротой.(Дети выходят, говорят о своем добром поступке, потом наклеивают красное маленькое сердце на большое.)
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реки, реки – в море добра. И только такие добрые сердца способны создать что-то особенное, способны дать ростки самому прекрасному на земле – семье. ( На доску выкладываются два сердца, от них рисуется стебель, выкладывается серединка цветка – «семья», по ходу общения с детьми выкладываются лепестки - « понимание», «любовь», «трудолюбие», «традиции», «здоровье».)
-Что такое семья? Что вы вспоминаете, когда произносится это слово? (ответы детей). Правильно, семья – это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры.
3. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
-Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
4. Работа в парах
- А теперь я проверю, как вы поняли, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Запишите текст правильно.
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
(Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.)
5. Семейные традиции
- Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки. Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• Приглашать гостей и собирать застолье;
• Собирать и хранить семейные фотографии;
• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
- Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. А скажите, чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.)
- Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение.
Собирать и хранить семейные фотографии – это одна из традиций. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей.
6. «Моя родословная»
А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о своей семье. (каждый ребенок рассказывает о своей семье, гербе семьи, который придумывали дети со своими родителями, генеалогическое древо, рисунок семьи, фотографии).
- Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал. А у кого из нашего класса самая большая семья? Во многих семьях ребят нашего класса родились младшие братишки и сестренки. Вы стали старшими братьями и сестрами.
7. Физминутка. Игра:
А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”
• У кого есть старший брат.
• У кого есть младшая сестра.
• У кого бабушка и дедушка живут здесь в деревне .
• У кого бабушка и дедушка живут в городе.
• У кого дальние родственники живут в России.
• У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.
- Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья — это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом, уютный и безопасный. Семья — это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое. Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной.
8. «Наше Отечество»
- Ребята, семья, школа –это маленькое Отечество. Отчий дом- это моя квартира, там мама папа, бабушка, дедушка, мои родные люди. Отечество- место, где ты родился , я родилась в Туапсе и мои родные тоже, это для нас родина, а находится наш город в России , значит Россия моё Отечество. Отечество, отчий дом, отец - однокоренные слова. Отец является самым главным членом семьи, её надеждой и опорой. Мать, мамочка, матушка даёт нам жизнь. Отец и мать два главных человека в жизни каждого человека. Нашу родину называют матушка Россия. Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека. Место, где ты родился и вырос , где твои корни - это Отечество. Семья - это малая Родина, наш отчий дом. Людей ближе, чем в семье на целом свете нет! Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.
- Предлагаю вам послушать стихотворения об Отечестве и Родине и подумать, о чем в них говорится?
Славься, Отечество.
Любите Родину, любите –
Россию – Родину свою!
Ей честь и славу возносите
И в перемирьях, и в бою.
Во дни истории свершений –
Во дни потерь, во дни побед
Россия – книга откровений –
Вам дарит свой всезримый свет.
Прекрасен мир, вели́ки страны,
Но есть средь них одна, что – мать,
Способная и боль, и раны
Своей любовью пеленать –
Россия! Та, что неподъёмный
Свой Крест безропотно несёт.
Тот самый – никогда несъёмный –
Тот, что однажды мир спасёт!
Край, в котором мы живем, издавна славиться большими крепкими семьями. Особый уклад семьи и домоустройства на Кубани формировался в соответствии с традициями казачьей общины. Она же диктовала, строгие нравственные нормы и семейный уклад жизни. Семья была крепким тылом, залогом единства и сплочённости православных казаков на Кубани, которые способствовали созданию благосостояния и развития края. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба, к которой он готовился с детства. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 7-10 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, но и возможность прокормиться — на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Преемственность поколений была в каждой семье, деды обучали внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства. Казачий быт строго следовал житейским заветам и часто подчинялся определенным традициям и обычаям, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить. В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание. Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения.
Мы, ребята, живем в очень удивительном месте, где чтут семейные, национальные, религиозные традиции. Каждый мечтает о счастливой семье. Но это зависит от нас, от того, насколько мы готовы вкладывать свои усилия в нее. Ведь это личные отношения между людьми разных поколений, взглядов и убеждений, которые вынуждены постоянно решать бытовые вопросы вместе. Конечно, бывают и конфликты, и споры. Но я считаю, самое главное — это уважать друг друга.
Родные люди — это подарок судьбы, который мы должны ценить. А семья — наш надежный приют в большом, не всегда дружественном мире. И каждый из нас обязательно должен вносить свой вклад в счастье своей семьи.
9. Рефлексия.
На доске написана русская народная пословица: Сердце матери лучше солнца греет. Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).
Ладошки.
-У каждого ребенка две ладошки из белого картона. Одна его, друга мамина. На ладошке мамы ребенок пишет ласковые слова ей, а на маленькой ласковые слова, которые мама говорит ему.
-У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
10. Подведение итогов.
- Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Закончить наш классный час мне хотелось словами Никитина:
И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
И. Никитин
Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
Классный час...
"Семья и Отечество в моей жизни"
Задачи: актуализация знаний учащихся о членах семьи, о значении семьи в жизни человека, о роли матери и отца в семье, знакомство с понятиями «семья», "Отечество"....
Единый всекубанский классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
Единый всекубанский классный час "Семья и Отечество в моей жизни" посвящен последнему звонку. К разработке прилагается презентация....
Единый Всекубанский классный час "Семья и отечество в моей жизни"
Тема: Семья и Отечество в моей жизни.Цель: Определить понятие «семья», формировать уважительное отношение к семье, провести параллель между Семьёй и Отечеством, помочь в осознании обучающимися е...
Классный час в 4 классе Семья и отечество в моей жизни
Конспект предназначен для проведения классного часа в 4 классе по теме "Семья и Отечество в моей жизни". Цели данного мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, формирование ценност...
СЕМЬЯ и ОТЕЧЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЕДИНОМУ УРОКУ...
Классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
конспект классного часа по формированию представления обучающихся о понятии семьи - как неотъемлемой части Отечества....