Статья "Каллиграфия вначальной школе"
статья
Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalligrafiya.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…»
В.А.Сухомлинский .
Каллиграфия – искусство писать чётким и красивым почерком .
Письмо – это способ передачи мысли, а красивое письмо- это ещё и искусство, и графика.
Основными принципами современной каллиграфии являются: безнажимность, безотрывность, одинаковый наклон, высота, ширина букв, параллельность между прямыми наклонными и скорость – условие нашего ритма жизни.
Вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма приобрёл особенную актуальность. И это понятно, там где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.
Истоки данной проблемы вижу в несовершенствовании организованной учебной деятельности по сенсорике в детском саду и в КПП по обучению грамоте и письму. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается.
Небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности. Часть наиболее важных требований формируется как правила письма:
- писать с наклоном;
- слог следует писать безотрывно;
- писать на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно;
- писать чётко, ровно, без помарок.
Красивое, каллиграфическое письмо напоминает кружева замечательных кружевниц. «борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность учащихся. .
Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах..
Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:
- При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;
- Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв.
- Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика. [ 3 ]
Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью.
М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода. [ 2 ]
1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.
Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.
2. Каллиграфические ошибки:
- Неумение придерживаться строки
- Несоблюдение наклона и размеров букв
- Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
- «дрожащее письмо»
- Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.
- Графические ошибки:
- Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например: Окуни - оуни; шарф - шар.
- Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например: Коньки - кньки.
- Замена букв
По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.
Например: Жучка ---Шучка.
По причине диалектного произношения:
Например: Взяла --- узяла.
По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)
Причины типичных ошибок письма у младших школьников:
- Малый опыт чтения и письма;
- Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
- Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
- Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
- Влияние просторечия и диалектного произношения.
От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.
Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён. [ 1 ]
ΙΙΙ. Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения).
ΙV. Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).
Как видно, дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.
Причины стойких ошибок– в основном в нарушениях органического характера:
- Органические нарушения устной речи;
- Трудности установления асимметрии полушарий головного мозга;
- Задержка в осознании схемы тела;
- Нарушения восприятия, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности;
- Аффективные расстройства.
“Красиво писать – красоту творить”, - гласит народная мудрость
Дети, которые овладели навыком каллиграфического письма, успешно овладевают навыком орфографической зоркости, грамотно владеют системами языка в дальнейшем.
постановка пальчиков, руки в целом.
Сложнейший процесс, требующий знания анатомии. В кисти три отдела :запястье, пясть, пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей, которые управляют кистью. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев. Принято было считать, что главное при письме - пальцы. От их подвижности зависит почерк, так как именно они держат орудие письма. Их и надо развивать.
Итог: разработка специальных упражнений для укрепления мышц запястья и пястья.
1. Для этой цели используем резиновое кольцо (продают в аптеках, во время резки зубов дают детям).
2. Упражнения для мышц запястья:
- повороты вокруг оси и против оси
- сгибания вниз - вверх.
- упоры - толчки
4. Упражнения в игровой форме для всей кисти:
- имитация действий зверей, птиц, насекомых;
- потешки - смешинки с движениями рук.
Наши дети мало играют, мало рисуют, вырезают, лепят, мало мастерят. Кисть теряет свою подвижность и задача учителя - вернуть кисти природную подвижность. Но не спонтанно, а продуманной системой упражнений для поэтапного развития отделов кисти.
Сформированность графического навыка – одно из условий грамотного владения языком, позволяет успешно изучать другие предметы, формирует качества, необходимые для успешного протекания учебно-воспитательного процесса, такие как усидчивость, старательность, трудолюбие, воспитывает уважение к языку. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Реализация ФГОС вначальной школе
Выступление на родительском собрании с презентацией...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...