Открытый урок по окружающему миру по теме: "Кто такие насекомые"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
На уроке ребята узнают, кто такие насекомые; знакомятся с их отличительными особенностями; узнают интересные факты жизни насекомых; их способах маскировки и выживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme_nasekomye.docx | 26.71 КБ |
nasekomye_1.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Кто такие насекомые»
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях насекомых, об их пользе и вреде; показать их многообразие и красоту.
Задачи урока:
- Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
- воспитывать умение слушать других.
Ожидаемые результаты.
В результате проведения урока обучающиеся смогут:
Предметные образовательные результаты:
- сравнивать части тела различных насекомых;
- узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
- приводить примеры насекомых;
- пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А.Плешаков); мультимедийный проектор; презентация к уроку
ХОД УРОКА
- Самоопределение к деятельности (организационный момент)
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришёл? Это старик-лесовичок.
- Он принёс с собой волшебный мешочек. Давайте заглянем в него! (дети достают предметы: осенние листики, морковку, колосок, зонтик, яблоко, грибок)
- Почему он положил в мешочек именно эти предметы? Кто догадался? (т.к. сейчас время года – осень)
- Ребята, а какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Оговаривается живая эта природа или нет! Показываю листик – листья опадают; показываю зонтик – часто идут дожди; стало холоднее; дни становятся короче, а ночи длиннее; птицы улетают на юг…)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года – осенью зовётся!
- А почему птицы улетают в тёплые края? (с наступлением холодов прячутся, исчезают насекомые, которыми они питаются).
- А куда же исчезают насекомые? Об этом нам расскажет Настя.
- С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места (под кору деревьев, в ложбиночки, в щели деревьев) и засыпают там, другие зимуют в стадии личинки или куколки. Некоторые виды бабочек совершают длительные перелёты в тёплые края.
- Давайте сейчас посмотрим и послушаем отрывок из знакомого вам произведения (включается звуковой диафильм «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковский – слушать онлайн в исполнении К.И. Чуковского)
- Узнали? Как называется эта сказка?
- Кто был в гостях у мухи?
- А почему муха не пригласила к себе в гости Зайца, Аиста или Медведя? (она пригласила насекомых)
- Так о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о насекомых)
- О маленьких жителях нашей планеты.
- Откройте учебники. Посмотрите на картинки. Назовите насекомых, которых вы видите на этой странице.
2. Открытие новых знаний о насекомых. Практическая работа.
- Да, в природе насекомые такие маленькие, что их трудно разглядеть. Они приспособились и умеют очень неплохо маскироваться.
- Сейчас мы проведём с вами небольшое исследование.
- Лесовичок приготовил вам маленькие шаблончики насекомых. Каких?
-Посмотрите (достаю из конвертов – бабочка жёлтого цвета, кузнечик- зелёного; жук – коричневого цвета)
- А также осенние листочки. (желтого цвета, зелёного и коричневого)
- Попробуйте, чтобы насекомые спрятались на этих осенних листочках.
- Давайте посмотрим. Получилось?
- Почему насекомым удалось спрятаться и мы их можем не заметить на ваших столах? (потому что они сели на листики такого же цвета, как и они сами)
- Вот так и в природе. Они любят сидеть на таких местах, на которых их совсем не видно.
- В природе всё продумано. Посмотрите! СЛАЙД
- За счёт своей окраски, они прячутся, маскируются от своих врагов.
ФИЗМИНУТКА
Звучит музыка «В мире животных»
- Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами трава. Вот мы шагаем аккуратно, чтоб никого не раздавить (дети высоко поднимают ноги, как- будто перешагивают) И начинаете вы становиться всё меньше и меньше (дети садятся на корточки).
- Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья.
-Что вы видите вокруг себя? (один ряд поднимается с корточек и изображает высокие деревья-великаны, качающиеся на ветру; другой ряд – изображает травку, которая тянется к солнышку; третий ряд изображает песчинки – как большие валуны, булыжники). Садятся.
3. Работа над темой урока.
- - Лесовичок приготовил вам загадку.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это ………… (божья коровка)
- Посмотрите на неё. Вот её необязательно прятаться.
- А почему? Кто знает? (она своей яркой окраской предупреждает, что связываться с ней опасно)
- А как она защищается? Знаете? Об этом нам расскажет Андрей (заранее подготовленный ученик)
- Оказывается, божья коровка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет едкую жидкость, которая очень резко и неприятно пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
- А питается сама божья коровка тлёй. СЛАЙД
- Тля-это тоже насекомое, которое поедает листья растений и наносят растениям большой вред.
- Как вы думаете, полезное насекомое божья коровка?
б) – Ребята, что собирают в лесу летом? (грибы и ягоды)
- Вот представляете в лесу у дерева лесную гору, а вокруг суетятся, бегают маленькие насекомые. Кто-то из них тащит иголку от ёлки, кто-то сухой листик, кто-то гусеницу.
- Как вы думаете, кто это? (муравьи) СЛАЙД
- А что это за гора? (муравейник)
- Ребята, лесовичок-старичок хочет познакомить вас с интересным фактом…
- Оказывается, многие птицы (дрозд, кукушка) прыгают на муравейник, разгребают лапками его верхушку и садятся на него, вытянув в стороны крылья.
- Муравьи заползают им под крылья и быстро вычищают всё, что там скопилось, а заодно и опрыскивает тело птицы остро-пахнущей кислотой.
- Как вы думаете, полезное насекомое муравей? (да, очищает лес, растения от гусениц, разносит по лесу семена)
ФИЗМИНУТКА (песня «Нёс однажды муравей» - движения под слова песни)
в) Ребята, а кто нашей Мухе-Цокотухе мёду приносил? (бабушка пчела)
- Посмотрите. СЛАЙД
- Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? (защита)
- Своей окраской говорит «Не подходи! Ужалю!
- А полезное насекомое пчела? (опыляет цветы, собирает нектар)
- А что даёт человеку? ( лечебный мёд, воск)
г) – Ребята, а кто ещё был у нашей именинницы в гостях? (бабочка-красавица) СЛАЙД
- Интересный факт. Послушайте! (подготовленный ученик)
- Крыло бабочки всё покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочек. Если даже некоторые чешуйки будут стёрты, бабочка не сможет летать и погибнет.
- У бабочки длинный хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Она также опыляет цветы. Это что, польза или вред? (Это польза).
- Но, бабочка приносит и вред! Какой, кто знает? (она откладывает яйца на капусту, а из яиц появляются гусеницы, которые очень прожорливые и поедают листья).
д) – Послушайте загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит
Сядет и укусит. (комар) СЛАЙД
- Кусали вас комары? Да. Его укусы чешутся, долго зудят.
- Давайте проведём небольшой опыт (учитель показывает: пустым шприцом всасывает из прозрачного стакана воду, окрашенную в красный цвет)
- Вот так своим хоботком комар всасывает кровь.
- Но есть, ребята опасные комары. Кто знает, как они называются? (малярийные комары)
- Они и являются разносчиками опасной болезни - малярии.
Поэтому надо применять меры – мазаться специальными мазями от укусов.
4. Работа в группах.
- Ребята, у вас на партах коробочки с насекомыми. Давайте их рассмотрим и сравним.
- Чем они все похожи? (есть голова, грудка, брюшко, усики, шесть ножек)
- Давайте рассмотрим брюшко насекомых.
- Что заметили? (на нём полосочки)
- Это насечки. Вот почему насекомых так назвали!
- Послушаем Веронику.
- Учёные считают, что пауки – не насекомые. Это совершенно другой вид живых существ -паукообразные. У паука 8 ног, нет усиков и крыльев
5. Подведение итогов.
- Как много мы сегодня услышали и узнали.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие интересные факты вы запомнили?
- Почему насекомых так называют?
Проведение игры
- Если называю полезных насекомых – встаём, если вредных – сидим.
Божья коровка, комар, бабочка-капустница, муравей, муха, шмель.
- Давайте поблагодарим ЛЕСОВИЧКА и попросим снова нас сделать большими.
Раскрашивание насекомых по рядам. Выставка лучших работ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?"
Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?" Программа "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков "Окружающий мир"...
Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.
Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...
открытый урок по окружающему миру по теме "Что такое почва"
Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы ...
конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"
Данный конспект урока составлен для 1 класса по теме "Кто такие насекомые?"...
Проект урока окружающего мира по теме: "Кто такие насекомые?". 1 класс
Как научить младших школьников учиться? Как проектировать урок, формирующий универсальные умения?...
Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие насекомые»
Цели:Познавательные-формирование первичного понятия «насекомые» как группа животных;-формирование представлений об отличительных признаках насекомых от других групп животных.-расширение представлений ...
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?" 1 класс...