Технологическая карта по ОКМ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК ОКМ
ТЕМА: МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»;
Тип урока: Построение системы знаний
Планируемые образовательные
результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | Технологии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Приветствует в стихотворной форме: – Какая тема урока? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. – Разгадайте кроссворд и, отгадав ключевое слово, скажите, о ком будем вести разговор на уроке . На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов». – Сегодня на уроке узнаем, про великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека | Устные ответы, организация рабочего места | Технология личностно-ориентированного обучения |
II. Актуализация опорных знаний | Опрос | - Вспомните урок про Петра 1. И попробуйте составить план урока. Поставьте цели. | Обсуждают. -Детство -Путь в науку -Вклад в развитие страны | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; | Устные ответы, выполненные задания | Проектные технологии |
III. Изучение нового материала | Работа в группах. | Начнем работать по нашему плану:
Вопросы: Какие отношение были с мачехой? Почему? -Чем любил заниматься Ломоносов?
Обсуждение.
Предлагаю заполнить таблицу. |
Предп.ответы Работают Заполняют. | Фронтальная | |||
Дополнительная информация | Рассказ учителя | – Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Когда не стало света мысли, Казалось, мир осиротел, А Ломоносов так хотел Добиться своей цели в жизни. Эх! Не успел достичь всего! Но навсегда его ученья Нам будут символом того, Что с нами на земле жил ГЕНИЙ! | |||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Какие цели мы поставили на уроке? - Что для вас было самым интересным на уроке? – О чем захотелось еще узнать? – Что было трудным? – Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? | Читают вывод в учебнике (с. 104). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | Устные ответы | |
Выставление оценок | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | ||||||
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | тест | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
1. Прозвище Петра I. (Великий.)
2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. (Петропавловская.)
3. Вторая крепость на берегах Невы. (Адмиралтейство.)
4. Название полка Петра I. (Потешный.)
5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. (Нева.)
6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. (Кронштадт.)
7. Название первого музея в России. (Кунсткамера.)
8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». (Император.)
9. Место постройки и ремонта судна. (Верфь.)
Ключевое слово: ЛОМОНОСОВ.
Направления научных исследований Ломоносова
1. Литература, поэзия:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику»;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
2. Физика:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
3. Химия:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физическая химия».
4. Астрономия:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.
5. География:
а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. Геология:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) «О причине землетрясений».
7. История:
а) закончил 1-й том «Российской истории»;
б) составил «Краткий летописец с родословием».
8. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
Фронтальный опрос
1-й этап. «Лучший знаток дат».
– Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:
– В каком веке правил Петр I? (В XVIII веке.)
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года.)
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года.)
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см.)
– Сколько лет длилась Северная война? (20 лет.)
– Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?
(Строился Санкт-Петербург.)
(Создаются «цифирные школы».)
(Напечатан первый номер газеты «Ведомости».)
(Петр Первый стал императором.)
2-й этап. «Объясни понятия».
На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по два лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы.
Понятия:
• Кунсткамера – это… («кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы).
• Цифирные школы – это… (школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия).
• Бородовой знак (бородовая копейка) – это… (возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак).
• Стрельцы – это… (воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием).
• Медаль – это… (знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть).
• Ассамблеи – это… (балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины).
• «Чертово яблоко» – это… (картофель).
• Верфь – это… (место на берегу для постройки и ремонта судов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...