Урок по окружающему миру 1 класс. Тема: "Кто такие птицы?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» - один из уроков раздела «Что и кто? Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и отражает учебный план образовательной программы УМК «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takie_ptitsy_1kl.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением отдельных предметов»
Урок окружающего мира в 1 классе
«Кто такие птицы?»
Янпольская Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Когалым
Тема урока | Кто такие птицы? | |||
Предмет | Окружающий мир | |||
Класс | 1 класс | |||
Автор урока (ФИО, должность) | Янпольская Ирина Анатольевна - учитель начальных классов | |||
Образовательное учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» | |||
Методическая информация | ||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||
Цель урока | Знакомство с птицами как представителями животного мира. | |||
Задачи урока | Задачи
| |||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание. | |||
Время реализации урока | 35 мин | |||
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие птицы?»; атласы-определители А. Плешаков «От земли до неба»; конверты с перьями птиц; счётный материал (красные и синие квадраты); парты расставлены для работы в группах (4 группы); | |||
Дидактическое обеспечение урока | Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы – 128с. | |||
Список учебной и дополнительной литературы | Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2014. - 95 с. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011. - 222 с. | |||
Ход и содержание урока | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
I. Организационный этап. Мотивация. | Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. | |||
Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в группе. Посмотрите вверх, вниз, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами. На уроке мы будем работать под девизом (слайд №1) Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать! Что будете делать для достижения этой цели? | Учащиеся читают и комментируют смысл девиза. | Слайд 1 1 мин. | ||
II. Этап повторения изученного. | Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы», «Насекомые». | |||
Сегодня у нас урок – научное заседание. Все вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий. Кто такие учёные? Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный. Отгадайте загадки. Шевельнулись у цветка Все четыре лепестка Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком И поделится медком. (Пчела) Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна! (щука) Драчун и забияка Живёт в воде, Кости на спине Щука не проглотит. (ёрш) Учитель вывешивает ответы на доску Бабочка Пчела Щука Ёрш Кто это? На какие группы можно разделить животных? Кто такие насекомые? Каких ещё насекомых знаете? Кто такие рыбы? Щука и ёрш – морская или речная рыба? На доске появляется схема
| Учёные – люди, которые много знают, делают открытия, составляют учебники. | УЧЁНЫЙ, -ая, -ое; -ен. 1. Выученный, наученный чему-н. Ученого учить - только портить (поел.). Не учи ученого (говорится в знач. знаю сам, не хуже тебя; разг). Ученые медведи (дрессированные). 2. Много знающий, образованный. У. человек. Не очень учен кто-н. (не подучил образования). 3. полк. ф. Относящийся к науке, научный. У. спор. Ученое звание. Ученая степень. У. совет (научный коллегиальный орган в научно-исследовательских учреждениях, вузах). 4. ученый, -ого, м. Специалист в какой-н. области науки. У. с мировым именем. У.-экспериментатор. | ||
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока. | |||
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото (для каждого учащегося в конверте). Определите, какое животное «лишнее» и почему. Как узнали? Какую группу животных будем изучать сегодня? Какие задачи будем решать? Мы продолжим заполнять таблицу «Животные». | Пингвин – птица. Остальные – рыбы. …птицы. | Слайд 2 Слайд 3 1-2 мин. | ||
IV. Этап актуализации знаний. | Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. | |||
Птицы. Что вы о них знаете? (Учитель записывает маркером все предложения детей на облаках, чтобы в конце урока к ним вернуться) | Дети называют признаки птиц. | 1-2 мин. | ||
V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся. Зарядка-релаксация «Воздух. Земля. Огонь. Вода» | Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику. | |||
Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами. Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий квадрат, а если неверное – красный. Приготовились. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц? Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода. Молодцы, вы справились с заданием. | Дети взяли пластины 2 цветов. Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, утверждение верное, красный – нет, утверждение неверное. Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев. Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. | Слайд 4-14 4-5 мин. | ||
Цель – снять умственное напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. | ||||
- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали. | ||||
VI. Практическая работа учащихся. | Цель – познакомиться со строением птицы, исследовать перо птицы, работать в группе, вести учебный диалог, умение выражать свои мысли, слушать и дополнять ответы учащихся. | |||
| ||||
VII. Этап контроля и самоконтроля. | Цель – проверить усвоение материала. | |||
Давайте проверим как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.) Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -). Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? *Возможен вариант этого задания. Его можно выполнить на индивидуальных компьютерах (если они есть), используя наушники (т. к. задания озвучены для детей, которые не умеют читать). Тестовый материал прилагается. | Работают в тестовых тетрадях. (Кто такие птицы?) Взаимопроверка. Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать. | 2-3 мин. | ||
VIII. Этап коррекции | Цель – вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой. | |||
Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет? Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? Как вы можете помочь птицам? Давайте сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. | Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их. Дети высказывают свои мысли. Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц … | Слайд 23 2-3 мин. | ||
IX. Этап подведения итогов занятия. | Цель – подведение итогов, формулирование вывода. | |||
Давайте подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода. | Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают). Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. | Слайд 24 2 мин. | ||
Цель – подведение итогов, заполнение части таблицы. | ||||
Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня? Какая отличительная особенность у этих животных? Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали. | Птицы. Есть перья. Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем. | Слайд 25 2-3 мин. | ||
X. Этап сопоставления знаний до и после урока. | Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. | |||
Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? (Пройти по ссылке «Окончание урока») | Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия. | Слайд 5 1-2 мин. | ||
XI. Этап рефлексии. | Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. | |||
Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П). | Работа детей со шкалами самооценки. | Слайды 26-27 1 мин. | ||
Домашнее задание | Нарисовать птицу нашего края. Найти загадку про эту птицу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему "Кто такие звери?" (1 класс)
Кто такие звери?...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс
Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Что такое деньги?» 3 класс
Технологическая карта...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое экономика" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое экономика" 2 класс...
Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" 1 класс
Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" для 1 класса по программе "Школа России" ....
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК Школа России
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Что такое родина?" 1 класса с использованием образовательной платформы Учи.ру
Данный урок был составлен в целях повышения квалификации по теме "Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века" с использованием образовательной платформы Учи.ру....