Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК Школа России
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_kto_takie_ptitsy.docx | 60.41 КБ |
kto_takie_ptitsy.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Кто такие птицы?»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Основные этапы урока:
1 . Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Определение темы и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Практическая работа.
6. Обобщение, систематизация и применение знаний.
7. Рефлексия и подведение итогов урока
8. Рекомендации для занятий дома.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в группах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;
У учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; цветные карандаши; лупа; синие и зеленые карточки; стакан с водой, ножницы.
Этап урока | Проектирование содержания деятельности учителя и форм и держания деятельности учеников | Планируемое время и необходимый инструментарий | Как используется, меняется предметно-пространственная среда класса, изменяется расстановка, используются материалы среды класса и др. | |
Учитель | Ученики | |||
1. Организационный этап | -Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного | Настраиваются на урок, приветствуют учителя. | 1 мин | Стихи и приветливые, доброжелательные слова учителя в начале урока помогают создать благоприятное психологическое настроение учащихся, настроить их на работу, активизировать внимание детей. |
2. Актуализация знаний | 1. Беседа: -У кого дома есть аквариум? -Кто узнал, как называются рыбы, живущие в нем? -Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе? -Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей? 2. Игра «Подводное царство» Учитель называет различных рыб. Если рыба речная, то ученики поднимают зеленую карточку, если морская, то синюю. |
Ответы детей | 3-5 мин 1 мин | Учащиеся актуализируют уже имеющиеся знания, осознанно строят речевое высказывание в устной форме. За короткий промежуток времени учитель может оценить уровень освоения материала всего класса. Ребята с удовольствием играют в подобные игры и не испытывают эмоциональный стресс при проведении подобных опросов. |
. Самоопределение к деятельности | -Ребята, Муравьишка Вопросик приглашает нас в лес, чтобы послушать песни его жителей. Как вы думаете, чьи песни так понравились Муравьишке? - А кто такие птицы? - Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он думает, что она птица. Прав ли он? - Почему, ведь бабочка умеет летать? - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? - Прочитайте тему урока на стр.36 - А что мы узнаем о птицах? (Учитель подсказывает, задавая наводящие вопросы) -Молодцы, ребята. А еще мы научимся описывать птиц по плану. |
-Песни птиц -Животные, которые умеют летать -Нет -Бабочка- это насекомое -О птицах -Кто такие птицы? -Сколько ног у птиц. -Чем покрыто тело птиц. -Чем птицы отличаются от других животных. |
3 мин | Первоклассники учатся формулировать тему урока самостоятельно для того, чтобы усилить свою мотивацию к познанию окружающего мира. Задача учителя- подвести учащихся к правильным домыслам. |
4. Работа по теме урока | 1. Игра «Вспомни птиц» -Вспомните, каких птиц вы знаете. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. -Молодцы! Так много птиц вспомнили! 2. Работа с презентацией и по учебнику -Рассмотрите верхний рисунок на с.36. Каких животных вы узнали? -Что общего у этих животных? -Можно ли отнести их к одной группе? Какое из этих животных относится к птицам? -А почему вы назвали курицу- птицей? Ведь она очень плохо летает? Значит наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Как же нам понять является животное птицей или нет? Рассмотрите других птиц на с.37. Подумайте, какой общий признак их объединяет. -Каких животных называют птицами? - Давайте познакомимся со строением птицы на примере голубя. Рассмотрите рисунок на с 36. - Посмотрите внимательно на рисунки и сравните форму и размер клюва и ног у разных птиц. - Молодцы ребята. Учитель зачитывает текст презентации и, в качестве примера, обращает внимание учеников на изображенных птиц. - На что похожа летящая птица? - Все тело у птиц покрыто перьями. Перья есть только у птиц. Это главный признак отличия птиц от других животных. Без перьев птице не обойтись. Они спасают её от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья- это одежда птиц. | Учащиеся по очереди с каждого ряда говорят названия птиц. -Курица, летучая мышь, белка-летяга, ночная бабочка. -Они умеют летать -Курица, у нее есть крылья -Это перья -Животных, тело которых покрыто перьями Ребята по одному выходят к доске, показывают и называют одну часть тела птицы. Остальные находят эту часть тела на рисунке в учебнике. -Рассматривают рисунки и строят предположения почему эти части тела у разных птиц отличаются Возможно, что кто-то из ребят заметит сходство с самолетом. | 3 мин 10 мин | Соревнование по рядам. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц. Учащиеся выясняют и осознают отличие птиц от других животных на основе существенных признаков; осваивают доступный способ изучения окружающего мира (наблюдение). На экране слайд №2 презентации. На экране слайд№3 презентации (см. Приложение №1) На экране слайды с№4 по №6 презентации На экране слайды №7 и №8 презентации |
5. Физкультминутка | Вышли уточки на луг, | 2 мин | Кратковременный отдых на уроке, цель которого снять статическое напряжение | |
6. Продолжение работы по теме урока | 1. Практическая работа в группах Класс делится на группы. Каждая группа получает по несколько различных перьев и лупы. - Чем различаются эти перья? - Подумайте, для чего птицам нужны большие перья? - Для чего нужны маленькие перья? - Правильно ребята. Посмотрите на экран. Учитель зачитывает текст презентации. -Что случится если вы подуете на перо? -Правильно. Но несмотря на свою легкость, перо очень прочное. Возьмите лупы и рассмотрите перья. Что вы видите? -Попробуйте разъединить бороздки -Разрежьте перо. Что вы видите внутри? -Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие. -Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? -Какой вывод вы можете сделать? -В рабочей тетради (с.25 №1) зарисуйте перья птиц, которые вы сейчас рассмотрели. Обменяйтесь тетрадями с товарищем из своей группы, оцените результаты работы.
- Что вы можете сказать об окраске перьев? - О какой птице говорится в загадке? Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес… - Молодцы! Учитель читает текст презентации
С.25-26 №2 -Рассмотрите изображения птиц, которых люди часто путают - Чем эти птицы похожи? - Чем отличаются? - Теперь раскрасьте контурные рисунки этих птиц. С.26 №3 А теперь вы попробуете самостоятельно нарисовать птичку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка и выполните задание.
- Отгадайте загадки: И петь не поет, И летать не летает… За что же тогда Его птицей считают? Учитель или хорошо читающий ученик зачитывает текст со слайда. Скажи-ка мне, Какой чудак И днём, и ночью Носит фрак? Учитель или хорошо читающий ученик зачитывает текст со слайда. -Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? - Рассмотрите птиц на стр.37 учебника и вспомните их названия. Можете советоваться друг с другом и пользоваться атласом-определителем. -Каких из этих птиц вы видели в городе? За городом? Что вы о них знаете? Учитель достает карточки с изображением этих птиц. Представители команд выбирают по одной карте. Задание: рассказать о выбранной птице по плану в учебнике. | -Формой, цветом, размером. - Чтобы летать. - Для тепла. -Перо полетит, значит оно легкое. - Все перья имеют одинаковое строение. -Это сложно сделать, т.к. они прочно соединены. -Внутри пусто. -Нет, вода скатилась капельками. - Перья защищают птицу от дождя. -Перья отличаются по цвету. Они украшают птиц. - Павлин. -Имеют темное оперение. -Размерами. У вороны черные только передняя часть головы, шея, крылья и хвост. Остальное оперение серое. У галки серый только затылок, остальное оперение черное. Грач имеет синевато-черного цвета оперение, закругленный хвост и вытянутый клюв. -Страус. - Пингвин. -Их тело покрыто перьями. Анализируют картинки с изображением птиц, определяют их названия, называют среду обитания От каждой команды выходит один человек и пересказывает текст, составленный всей командой. | 7 мин 1 мин 3-5 мин 5-6 мин | Учащиеся осмысливают учебное задание и участвуют в групповом обсуждении вопросов. На экране слайд №9, а затем №10 На экране слайд №11 Ребята контролируют выполнение своих действий, вносят необходимые коррективы (свои и учителя); выстраивают свои ответы в устной форме; выделяют информацию из прослушанного текста; аргументируют ответы на вопросы, обосновывая свою точку зрения, строят понятные для одноклассников высказывания. На экране слайд №12 На экране слайд №13 На экране слайд №14 На экране слайд №15 Ребята продолжают работать в группах. Они учатся слушать информацию, извлекать нужные сведения, применять их в дальнейшей работе; участвовать в коллективном обсуждении и принимать другую точку зрения. |
7. Рефлексия | - Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку. | Выполняют самооценивание результата работы на уроке | 1 мин | Детям нравится работа с итоговой самооценкой деятельности с помощью смайликов. |
8. Подведение итогов урока | -С какой группой животных мы сегодня познакомились? -Назовите отличительные особенности птиц. - Прочитайте вывод в учебнике. - Совпадает он с нашими наблюдениями? - Расскажите о строении птицы - Посмотрите на нижний рисунок на стр. 37 учебника. На чем летит Муравьишка? Может ли он лететь без дельтаплана? Почему? | 2 мин | На экране слайд №16 Ребята осознают итог урока, критически осмысливают услышанную информацию; выстраивают доказательства в устной форме. | |
9. Рекомендации для занятий дома | -Ребята, вы молодцы! Сегодня все очень хорошо поработали. Для закрепления того, что мы сегодня узнали, предлагаю дома выполнить задание по выбору. Ребята, которые любят отгадывать загадки – подберут загадки по теме сегодняшнего урока, любители рисовать – нарисуют птиц, любители фантазировать – придумают сказочную историю по нижнему рисунку на стр.37 | 1 мин | Нестандартное задание должно вызвать повышенный интерес у ребят. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).
Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Деньги" (3 класс, УМК "Школа России")
Всем учителям известно ,что темы по экономике трудны для понимания ребёнком. Поэтому я использую различные приёмы для того, чтобы облегчить детям понимание и запоминание материала. Надеюсь, моя презен...
Методическая разработка урока по математике по теме «Виды треугольников». 3 класс УМК "Школа России"
Этот урок позволяет познакомить учащихся с разными видами треугольников....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Все профессии важны". 2 класс
Урок по окружающему миру во 2 классе. Используется мультимедийная презентация, работа в группах, в паре. Дана подробная характеристика деятельности учителя и учеников, УУД....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых", 3 класс
Урок по окружающему миру по теме "Свойства полезных ископаемых". Форма: урок-заседание клуба....
Методическая разработка урока по окружающему миру «Опорно-двигательная система». (3 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру «Опорно-двигательная система». (3 класс)...
Методическая разработка урока математики "Решение задач в два действия". 1 класс. УМК Школа России.
конспект, технологическая карта по математике, 1 класс. "Решение задач в два действия"...